Дымов Феликс Яковлевич
(8 октября 1937 – 8 сентября 2016)














Советский российский писатель, псевдоним Феликса Яковлевича Суркиса. Родился в Ленинграде, Блокаду провел в Ленинграде, а затем его по Дороге жизни вывезли в детдом, располагавшийся в Кировской области. В последующие годы жил в разных населенных пунктах: в Березниках Пермской области, на Украине в Ворошиловграде (ныне Луганск), затем в Меловском район Ворошиловградской области, куда по мере освобождения посылали работать отца. В 1954 году он возвращается в Ленинград, где с прекрасными оценками оканчивает среднюю школу, а уже через год Суркис поступил в Ленинградский Военно-механический институт. После окончания института работал сначала в КБ конструктором в области ракетостроения и краностроения, затем на заводе начальником участка, начальником цеха. Последнее десятилетие своего 25-летнего инженерного стажа занимался конструированием и внедрением в строительство мирных пороховых инструментов типа монтажного пистолета, монтажных прессов. Имеет авторские свидетельства на изобретения.

В литературу вошел в 7 классе, начав писать свои первые стихи, и в 10-м классе уже состоял членом литературного общества «Эридан». Много писал в институте, где вместе с товарищем в конце 50-х написал фантастический роман на тему палеоконтактов под названием «Обгоняющий время» (не опубликован). Первая НФ-публикация состоялась в 1968 году – рассказ «Загадочная гравюра» был опубликован в журнале «Байкал». «Я пришел в фантастику из любви к сказке. Между сказкой и фантастикой много общего. Вот уже и серьезные труды на этот счет появились. Например, «Волшебно-сказочные корни научной фантастики» Е. Неелова. Чем больше в наше время поток информации, чем выше порог необычности, тем сильнее голод по необычному, который утоляет фантастика. Фантастика – всегда надежда на чудо. Плохо, когда такая надежда отвлекает от реальных дел. Хорошо, когда мобилизует, когда читатель сам становится чудотворцем. И еще. Задолго до сегодняшних лозунгов о перестройке и ускорении фантастика уже служила и перестройке и ускорению, будоража воображение, приучая читателя к принятию нестандартных решений, прослеженных в динамике и во времени. Фантастика снимает ограничители творчества, играет на неожиданных ассоциациях, оперирует многовариантными системами, учит предвидеть последствия своих действий. В конце концов, даже планирование – это обоснованное знанием фантазирование. Потому что подсмотреть заранее то, что еще только будет, невозможно. Считаю своей задачей не предсказание технических решений или путей развития технологии, а предугадание человека нового типа. Человека, которого рождает наше время и наше общество. В том числе – и в результате реализации программ ускорения и перестройки. Хочется не только предугадать. Но и написать таким, чтоб его полюбили читатели, чтоб и мои герои, и мои читатели стали действенным звеном «Интенсификации-2000» – ведь до третьего тысячелетия осталось всего-навсего две с половиной пятилетки!» (1988).

Псевдоним «Дымов» начинающий писатель выбрал отнюдь не из-за скромности, а по вполне естественным причинам: «На заводе и в НИИ, где я работал, не приветствовали отвлечение от основного занятия. А, кроме того, как деловой карьере, так и литературной очень почему-то мешала фамилия. В «Ленпроекте», например, директор прямо заявил: «Не люблю несклоняемых фамилий»! Впрочем, ни для кого мой псевдоним не стал секретом. А почему Дымов? Я искал такое искусственное словосочетание, чтобы никто не усомнился, что это псевдоним. Позаимствовал у Чехова, считая, что фамилии Дымов существовать не может. К моему удивлению, потом выяснилось, что существует Осип Дымов, а сейчас даже несколько штук Дымовых…»

Автор нескольких повестей и трех десятков фантастических рассказов. В середине 1970-х гг. участвовал в нескольких радиопостановках, созданных на основе повестей-буриме ленинградских фантастов: 1975 – «Я – Галактика» (5-я глава в соавт. с А. Балабухой), 1975-76 – «Седьмой океан» (1-я глава), 1977 – «Зеленые стрелы» (1-я и 6-я главы). Участник первого областного семинара КЛФ в Перми (1981), считающегося первым конвентом любителей фантастики в СССР. По повести Ф. Дымова «Школа» (1984) в том же году был поставлен радиоспектакль под названием «Школа в Дыницах», который шел на Ленинградском радио в течение около 10 лет каждое начало сентября, начало учебного года. На свободные литературные хлеба ушел с начала 1985-го. С 1989-го занимался издательской деятельностью. Одно время руководил издательством «Лицей», бывшим Ленинградским отделением «Детлита». Его произведения переводились на чешский, словацкий, болгарский, украинский и др. языки. Долгое время (вплоть до перестройки) активно собирал фантастические книги и «дособирался» до того, что у Дымова была четвертая библиотека фантастики в Петербурге. Одно время был старостой семинара Бориса Стругацкого.

После развала СССР «я конфликтнул с некоторыми молодыми (на тот момент) питерскими фантастами, которым показалось, что я препятствую их карьерному росту. Тогда (1989 г.) я отошел от семинара Бориса Стругацкого, тем более, что активно занялся издательской деятельностью. А поскольку я это первоначально делал с «Молодой гвардией», это кое-кем осознанно породило слух о моем предательстве и уходе из литературы. Я действительно перестал светиться на всех фантастических тусовках, особенно прочтя несколько дурно пахнущих необъективных пасквилей о себе, и мне тут же перестали писать, звонить, для всех я практически как умер». Все это время Феликс Дымов не переставал писать, плодотворно занимался литературой в других жанрах. Его писательские интересы «оказались гораздо шире одной фантастики». У писателя вышло 9 книжек детских стихов, книга лирики, много переводов на русский язык детских стихов, статьи. В 2000 году он становится главным редактором книжного проекта «Гитара Времени: Антология авторской песни», много сил и времени отдавая популяризации авторской песни и бардам. В 2005 году у него выходит реалистический роман «Шесть дней» и повесть-байка «Салют, воронята!» с предисловием Бориса Стругацкого. В последнее время Феликс Дымов занимался переводами, публикуется как публицист, не оставляя при этом жанр сказки и фантастики.

В декабре 2015 года вышла последняя книга Дымова – научно-фантастический роман «Дети Твира», в котором автор в духе Филипа Хосе Фармера, описывает любовные и половые отношения землян с потомками инопланетян, а от такого необычного союза еще и появляется потомство.

На вопрос «Кто такой писатель Феликс Дымов с точки зрения Феликса Суркиса?» был дан такой вот ответ: «Писатель Феликс Дымов с точки зрения Феликса Суркиса это половинка писателя, деятеля культуры Феликса Суркиса. Приходится оперировать обеими фамилиями – и подлинной природной, и литературной, подчас в одних и тех же книгах. Псевдоним не является литературной маской или элементом профилирования, так что и Дымов, и Суркис мыслят одинаково и во всей полноте. Честно признаюсь, люблю обоих, восхищаюсь тоже обоими. А если б пришлось выбирать псевдоним сегодня, придумал бы себе другой».
Произведения автора
    Романы
  • 2005 – Шесть дней

    Сборники

  • 1989 – Благополучная планета
  • 1989 – Полторы сосульки

    Повести

  • 1981 – Аленкин астероид
  • 1984 – Школа
  • 1989 – Прогулка
  • 1989 – «Слышу! Иду!»
  • 1990 – Где ты нужен
  • 2005 – Салют, воронята!

    Рассказы

  • 1968 – Загадочная гравюра
      То же: Под названием «Фантастическая гравюра»
  • 1972 – Сердце плато
  • 1974 – Перекресток, или Сказка о Тави
      То же: Перекресток
  • 1974 – Лицо
  • 1974 – В купе
  • 1974 – Ссора
  • 1974 – Нос
  • 1974 – Камуфляж
  • 1975 – Сотворение мира
  • 1976 – Сова
      То же: Расскажи мне про Стешиху, папа...
  • 1980 – Не клюет
  • 1980 – Эти солнечные, солнечные зайчики...
  • 1982 – Горький напиток «Сезам»
  • 1983 – Эндшпиль
  • 1988 – Авария
  • 1988 – Нулевой паритет
      То же: Под названием «Букля»
  • 1988 – На углу Митрофаньевской улицы
  • 1988 – Наава
  • 1988 – Мой сосед
  • 1989 – Полторы сосульки
  • 1989 – Эриния
      То же: Эринния
  • 1989 – Колобок
  • 1989 – Стриж
  • 1989 – Благополучная планета Инкра
  • 1989 – Проводы белых ночей
  • 1989 – Тест №17
  • 1989 – Сиреневый туман
  • 1989 – Эхо
  • 1989 – Хомо авиенс
  • 1989 – А она уходила...
  • 1989 – Я + я
  • 1989 – Ищу себя

    Составитель антологий

  • 1989 – Ольга Ларионова. Клетчатый тапир; Павел Амнуэль. Капли звездного света; Борис Романовский. Преступление в Медовом Раю
  • 1990 – Магический треугольник
Библиография на русском языке
Отдельные издания
  • Благополучная планета: Фантастическая повесть и рассказы / Худ. Е. Оминина. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 144 с. – [Румбы фантастики]. 1 р. 20 к. 15 000 экз. (о) ISBN 5-235-01077-9
      [Справка об авторе] – 2-я стр. обл.
      Прогулка: [Повесть] – с.3-60
      Букля: [Рассказ] – с.60-74
      Колобок: [Рассказ] – с.74-83
      Стриж: [Рассказ] – с.83-99
      Благополучная планета Инкра: [Рассказ] – с.100-109
      Проводы белых ночей: [Рассказ] – с.109-123
      Тест №17: [Рассказ] – с.123-136
      Расскажи мне про Стешиху, папа…: [Рассказ] – с.136-143
  • Полторы сосульки: Сборник фантастики: [Рассказы] / Худ. Т. Королева. – Л.: СП «СМАРТ», 1989. – 200 с. 2 р. 50 к. 100 000 экз. (о)
      Эхо времени
      Фантастическая гравюра – с.5-20
      Сиреневый туман – с.21-37
      Эхо – с.38-51
      Хомо авиенс – с.52-70
      А она уходила... – с.71-85
      Ищу себя
      Авария – с.87-97
      Я + я – с.98-116
      Ищу себя – с.117-143
      Полторы сосульки – с.144-165
      На углу Митрофаньевской улицы – с.166-178
      Эринния – с.179-200
  • Три времени любви: [Стихи] / Худ. Л. Вихорева. – СПб.: «Бояныч», 1998. – 144 с. 300 экз. (о) ISBN 5-7199-0073-X
  • Игра-раскраска серии «Чепухарики», стихи, 8 выпусков / Рисунки художников К. Далецкого, Ю. Далецкой, Л. Башкова. – СПб.: «Бояныч», 1995-1998 гг.
  • Сказки-проказки: [стихи]. Библиотека «Чижа и Ежа» / Худ. Н. Борисова. – СПб.: «Журнал для детей «Чиж и Еж» и изд-во «Лицей», 2001. – 32 с. 5 000 экз. (о) ISBN 5-8452-0276-0
  • Салют, воронята! [Повесть-байка]. Предисл. Б. Стругацкого / Худ. В. Есауленко. – СПб.: «Бояныч», 2005. – 320 с. 1 000 экз. (о) ISBN 5-7199-0037-3
  • Шесть дней. [Роман] / Послесл. В. Шемшученко, Л. Березовчук. – СПб.: «Бояныч», 2005. – 240 с. 2 000 экз.
  • Ни званий, ни наград: Опыт анализа стихов поющих поэтов: Сборник статей. – СПб.: Бояныч, 2006. – 196 с.
  • И снова Россия во мгле: Записки здравомыслящего. – СПб., ИПК «КОСТА», 2007. – 264 с.
  • У снежного человека. Ненаучная фантастика: Повесть в рассказах для детей / В соавт. с Семеном Суркисом; Рис. Светланы Редьки. – СПб.: Петрополис, 2012. – 160 с. 1 000 экз. (п) ISBN 978-5-9676-0492-8
  • Дети Твира: Роман / Худ. И. Иванов. – М.: Престиж Бук, 2016. – 400 с. – (Ретро библиотека приключений и научной фантастики; Серия «Коллекция»). Тираж не указан (п) ISBN 978-5-371-00501-4
Публикации в периодике и сборниках
Публицистика
Гражданская публицистика
  • Что не запрещено – разрешено! // Литературная Россия, 1988, 17 июня – с.2-3
  • Не числом, а умением // Смена, 1988, 25 июня – с.1
Переводы
  • В. Шекспир. Сонеты: Все 154 сонета в переводе Феликса Дымова / Худ. А. Теплов. – СПб., «ГЕЛИКОН ПЛЮС», 2007. – 172 с.
О жизни и творчестве
Библиография на болгарском языке
Публицистика

© Виталий Карацупа, 2006-2018
Под редакцией Феликса Яковлевича Суркиса, 2006-2016