В повести Вячеслава Назарова «Нарушитель» (1968) сюжет нанизан на гипотезу некоего ученого Штейнкомпфа, которая звучит так: «Надо смириться, наконец, с наличием сил, которые мы никогда не сможем познать. Планеты класса «К» – чужаки в нашем звездном мире. Дозвездное вещество и жизнь – несовместимы, и живому никогда не проникнуть за барьер, поставленный самой природой. Пусть чересчур горячие головы обвиняют меня в консерватизме – я уверен в своей правоте. Докажите, что в мирах класса «К» возможна жизнь, покажите хотя бы одну бактерию с кристаллопланеты, и я первый скажу вам – идите!».

И только лишь для подтверждения или опровержения гипотезы совет земных ученых выбрал тринадцать кристаллопланет в тринадцати системах двойных звезд (дабы избежать случайного совпадения), куда и был послан звездолет «Альфа» с семерыми исследователями на борту. В течение полугода они дотошно изучали поразительно одинаковые кристаллические миры – планеты, поверхность которых сплошь усеяна одинаковыми геометрическими формами в виде кристаллов. К тому же все исследуемые планету на удивление стерильны, с плотной атмосферой и достаточным количеством воды. А сияющие в небе двойные незаходящие «солнца» надежно защищают поверхность от радиации, ультрафиолетового излучения и пульсирующей гравитации.

И вот «Альфа» уже на тринадцатой планете, и пока что нигде так и не было найдено даже намёка на ростки жизни. Главный герой этой маленькой повести, разведчик по имени Андрей Ильич Савин, имевший свою гипотезу о происхождении этих кристаллов, уже перед самым отбытием домой, грубо нарушает космический устав и втайне осуществляет свой эксперимент. Во время последнего выхода из корабля за оставшимся невдалеке регистрирующим прибором с претензионным названием «витаскоп», молодой ученый выпускает в атмосферу планеты споры хлореллы, т.к. по его мнению кристаллопланеты – это инкубаторы будущей жизни, ждущие толчка.

По прилете на Землю об этом инциденте узнали в Международном Совете Космонавтики, осудили и запретили Андрею участвовать в космических исследованиях пожизненно. Но один из участников экспедиции на «Альфе» позже еще раз исследовал эту планету и гипотеза Савина полностью подтвердилась – на планете были обнаружены ростки жизни. Сюда организовывалась новая экспедиция и в неё нужно бы было включить и Савина, но запрет не позволял это сделать. Тот, который дал старт новой жизни в космосе, не мог быть членом новой экспедиции. Но зато в качестве пассажира отправиться на планету ему никто не запрещал.


© Виталий Карацупа, 2023

НАВЕРХ