Советский художник-фантаст и поэт, зачинатель направления «психологической фантастики» в научно-фантастической живописи.

Родился в деревне Малая Быковка Балаковского района Саратовской области. У него были две сестры – старшая Капитолина, и младшая Валентина. Когда Геннадию исполнилось шесть лет, перед самой войной, когда старшей сестре нужно было идти в школу, семья переехала в город Балаково. В годы Великой Отечественной войны отец Геннадия воевал, был ранен. В школе вместе со своим другом Геннадием Абалихиным они вырезали фигурки из дерева, занимались фотографией. Геннадий много рисовал и даже устраивал домашние выставки. А еще была у него одна страсть – он мечтал стать астрономом. Когда он учился в 4 классе, то сам сделал телескоп, изучив схему его устройства. А затем случилось несчастье…

Анатолий Фесенко, десятки лет занимающийся биографией и творчеством Геннадия Голобокова, так описывает случившуюся с юношей трагедию:

«Это было летом 1952 года. Геннадий тогда окончил восемь классов. Как-то в августе он с друзьями пошел купаться на речку Ленёво. И они ныряли. Была у ребят одна забава: нырнуть под воду – и кто дольше продержится. Геннадий нырнул очень неудачно и ударился головой о дно. Ребята не поняли, что произошло и решили, что он выделывается. Прошло время, а Гена не выныривает. Его друг [Гена Абалихин] решил, что что-то не то и вытащил его из воды. А Геннадий говорит, что он ног не чувствует. Ребята побежали домой за родителями. Там вызвали скорую помощь, прислали за Геннадием вертолет и отвезли в Саратовскую больницу. Ему поставили диагноз – перелом шейного позвонка. Операция прошла неудачно, в результате чего – полный паралич».

Итак, он полностью парализован и далеко не сразу начали двигаться его руки. После полосы отчаяния, благодаря стараниям матери, а особенно душевной поддержке старшей сестры, Геннадий постепенно вернулся к радостям жизни, начал рисовать. Сначала карандашом негнущимися пальцами на подставке с прикрепленным листом бумаги, затем красками. Семья во всём ему помогала (точили карандаши, грунтовали холст, мастерили подрамники), радуясь воспрянувшему духом сыну.

Инвалид 1-й группы учился быть счастливым.

Постепенно приходил опыт и мастерство и в 1958-м году он решил отослать несколько отобранных всей семьей работ на Всесоюзную выставку самодеятельных художников. И к нему пришел первый заслуженный успех. Организационный комитет наградил его дипломом второй степени за полотна «У нас в Балакове», «СарГЭС. Строители», «Верхолазы», «Парни Балаковские».

В 1961 году Геннадий получил аттестат о среднем образовании. Лежа в постели, блестяще отвечал на вопросы всех экзаменационных билетов, прибывшей в дом Голобоковых специальной комиссии. 26-летний парень даже пробовал подрабатывать, начал оформлять афиши в кинотеатрах или рисовать к праздникам портреты вождей в сельские клубы. Но с этим у него ничего не получилось и он решил продолжить свое образование. Стал заочным студентом Московского народного университета искусств имени Н. К. Крупской. Во время учебы в вузе никто не знал, что он инвалид и требовали почаще бывать ему на пленэрах. Естественно, это было невыполнимо. Но отец или бывшие школьные товарищи иногда вывозил его на природу на тележке, друзья же на заводе сделали специальную кровать с подъемом и мольберт сложной конструкции.

В 1965 году две его картины, единственные от Саратовской области, были допущены на республиканскую передвижную выставку и получили диплом I степени. Через два года, к 50-летию Великого Октября, он снова участвует на Всесоюзном фестивале самодеятельного изобразительного искусства, где ему вручают диплом и медаль, а репродукции картин публикуются в журналах «Волга» и «Клуб и художественная самодеятельность». В следующем году работы Геннадия включаются в экспозицию Всесоюзной передвижной выставки.

Его творчество условно делится на два периода – ранний, в манере соцреализма («Война кончилась», «Первый трактор», «Элегия», «Строители пришли», «Рождение моря», «На новую квартиру», «Пришедшие с мечом», «Баллада о матери», «Партизанскими тропами» и др.) и шестилетний период, полностью отданный НФ. Последней работой, символизирующей окончание «реалистического периода» в живописи художника стала картина «Прощание», написанная в 1971 году. Это полотно, на котором изображена девушка, прощающаяся с космонавтом на фоне космического корабля, по странному стечению обстоятельств стала как бы переходной в эволюции творчества художника.

К увлечению научно-фантастической живописью, тяга к которой медленно разгоралась в душе Геннадия Голобокова, дал старт опубликованный в 1-м номере журнала «Техника – молодежи» за 1972 год анонс конкурса научно-фантастических картин и рисунков «Мир 2000 года». И балаковский художник решил испытать себя, отослав спустя какое-то время в редакцию журнала несколько своих новых работ. В итоге в 1973 году на страницах журнала были помещены четыре репродукции «фантастических» картин и «космические» стихи под общим заголовком «Братья по разуму». Его полотно «Великое кольцо Вселенной. Контакт», написанное по мотивам когда-то прочитанного романа И. А. Ефремова «Туманность Андромеды», было первой картиной, написанной художником в новом для него жанре. Впоследствии картины Голобокова экспонировались на выставках научно-фантастической живописи во многих городах Советского Союза и за рубежом (в Праге, Будапеште, Братиславе, Улан-Баторе, на Мадагаскаре и Лаосе). Две работы находятся в Центре авиации и космонавтики в г. Хьюстоне в Америке.

Репродукции картин Голобокова в разные годы печатались в журналах «Авиация и космонавтика» (Болгария), «Знание и труд» (Алма-Ата), «Техника – молодежи», «Смена» и т. д., а также во многих зарубежных изданиях. О творчестве Голобокова писали газеты «Правда», «Сельская жизнь», «Комсомольская правда» и др.

Кроме живописи, забиравшей всё его время, он постоянно сочинял стихи, которые с 1965 года начала регулярно публиковать местная газета «Огни коммунизма», а с 1973 года – журнал «Техника – молодежи». Многие из них впоследствии вошли в единственный сборник его поэзии «Живое эхо», вышедший в 1988 году в Саратове. И также единственный раз он был художником-оформителем сборника научно-фантастических произведений «Вся мощь вселенной» (1979) саратовского писателя Олега Лукьянова.

Он много работал, но с возрастом все чаще и чаще возникала головная боль на одной стороне и отдавала в руку. Во время приступа боль начиналась с шеи и распространялась в лобную часть, к глазам. На пике была даже сильнее, чем в затылке то, усиливаясь, то затухая. Иногда сопровождалась головокружением, шумом в ушах, временным нарушением слуха. Из-за сужения кровеносных сосудов и плохого кровообращения происходил необратимый процесс разрушения клеток головного мозга. Участилась аритмия сердца. Когда отпускало, снова брался за кисть.

Художник скончался в мае 1978 года во время работы над очередным полотном. Как вспоминает искусствовед Андрей Фесенко: «В то время в Саратове утвердили черно-белые иллюстрации к книге писателя-фантаста Олега Лукьянова, которые делал Голобоков. Художник уже знал, что он долго не проживет, у него часто случались приступы. И вот 17 мая такой приступ и случился. Он стал задыхаться, хрипеть, прибежала сестра Валентина. Позвонили в скорую, но врачи не успели приехать, Геннадий умер на руках сестры».

За 27 лет творчества, сопряженного с неподвижностью, он успел создать около 200 полотен, а еще сотни рисунков и набросков. На сегодняшний день из двухсот его картин сохранилось только 84, судьба же остальных на данный момент неизвестна (кому-то художник подарил, часть картин не была возвращена с выставок, были, наверное, и другие причины). Сразу же после смерти художника редакция журнала «Техника – молодежи» стала продвигать инициативу по сохранению наследия Геннадия Голобокова и обратилась в Саратовскую областную художественную галерею имени А. Н. Радишева расширить свой Балаковский филиал, включив в него мемориальную экспозицию, посвященную жизни и творчеству художника.

Творчество Геннадия Голобокова не забыто и в наши дни именно благодаря особенной, отличительной манере изображений людей будущего, жизнь и поступки которых направлены, прежде всего, на созидание и равноправие. В 1997 году администрацией города Балаково были приобретены живописные работы художника в Городской выставочный зал. Позже решением городского Совета муниципального образования от 26 мая 2015 года №175 Голобокову Геннадию Григорьевичу присвоено звание Почетный гражданин города Балаково (посмертно).

В честь балаковского художника и поэта астероиду Главного пояса, открытому российским астрономом-любителем Тимуром Валерьевичем Крячко 28 ноября 2008 в Астрономической обсерватории имени В. П. Энгельгардта, было присвоено имя Golobokov (Голобоков) – полное имя 237265 Golobokov (2008 WQ96). Символично, что фамилия мальчика, так сильно мечтавшего о космосе и астрономии, семь десятилетий спустя стала одним из топонимов звездного неба и Геннадий Голобоков все таки стал частью Большого Космоса.

© Виталий Карацупа, 2021

* * *

Родился в 1935 г. в с. Малая Быковка Балаковского района Саратовской области. С детства увлекался астрономией, очень любил рисовать, играл на скрипке, гармошке. Обычное детство. Но судьба уготовила ему страшное испытание: нырнув с крутого берега балаковской р. Линево, он ударился головой о дно. Друзья вытащили его уже без сознания. Сложнейшая операция была сделана в Саратовском НИИ нейрохирургии и ортопедии. Страшный диагноз – полная неподвижность. Сначала это вызывало беспредельное отчаяние, до яростного нежелания жить. Хотя жизнь в прямом смысле слова врачи гарантировали. А юноше всего 16 лет. Говорят, он не лишен способностей. Значит, надо учиться. Упорно. Долго. Методично. Мускулы скорее крепнут у того, кто плывет против течения. Он яростно тренировал и мускулы души. А поводов для отчаяния у него было больше, чем надо. При поступлении в Московский заочный университет искусств из приемной комиссии ему ответили: необходимо личное присутствие на вступительных экзаменах, для всех без исключения.

Тогда Голобоков посылает письмо и несколько своих рисунков вице-президенту Академии художеств СССР В. А. Серову, который ходатайствует о приеме в университет.

Мучительным для Голобокова было постижение ремесла: грамм везения на Эльбрус труда. А работать приходилось лежа на спине. Пальцы постоянно в полусогнутом состоянии. Он не мог пользоваться обыкновенным ластиком, а лишь карандашом с маленькой резинкой на конце.

Карандаши покупали ему только мягкие, т.к. нажимать он не мог. Кисть Голобоков сначала брал ртом. Потом переплетал ее пальцами. Подрамник стоял на груди. Одной рукой приходилось держать его. Руки уставали быстро. Иногда после единственного мазка художник просил отставить картину. Голобоков едва дотягивался до середины холста. Чтобы он мог нарисовать верхнюю часть, ему ставили полотно вверх ногами. Он научился видеть написанное в любой позиции. И еще находил этому шутливое объяснение: «Космонавт в невесомости умеет работать хоть вниз головой». И космонавтов он любил писать не потому, что это модно. Он им был близок, как космонавт духа: «Я из тех, кто и в серой серости может к звездам найти разбег». 27 лет, прикованный к постели, Голобоков не знал ни дня отдыха. Работы раннего (реалистического) периода в творчестве художника – это своего рода худ. летопись родных мест и отражение «шагов истории самой». Вехи большой истории – в картинах «Война кончилась», «Первый трактор» др.

50-е гг. изменили жизнь балаковцев и облик самого города. Это начало больших строек. Молодежное Балаково – город пяти Всесоюзных комсомольских строек. Он пишет о трудовых буднях балаковцев («Элегия», «Строители пришли», «Рождение моря», «На новую квартиру» и др.).

Но творческие возможности художника полностью раскрылись лишь в научно-фантастической тематике. Ограниченность в передвижении Голобоков компенсировал динамизмом своих работ. Строгая графичность изображения, яркий локальный цвет, в который художник вкладывал символический смысл (зеленый цвет – символ жизни, голубой цвет неба и воды – нежность, красный – борьба), делают живопись декоративной. Однако за внешней декоративностью не теряется главное: человеческие устремления, выразительность композиции. В его работах нет фантастических пейзажей, инопланетян или сверхъестественных машин будущего. Он первым среди художников-фантастов пытается представить и раскрыть психологический облик человека будущего. Герои Голобокова – красивые, мужественные люди с ясной целью. Они черпают силы у Земли («Улетающая на столетия», «И снова к звездам», «Четвертое измерение», «Шквал неизвестности»). Картина «Поту сторону двери» написана кистью мужественного художника и рассказывает о любви человека к жизни. Одинокий космонавт, попавший на безжизненную планету, собирает в себе все силы, чтобы выжить, победить и вновь вернуться на Землю, к тому, теперь для него миражу, что «по ту сторону двери». В этой работе нереализованное при жизни и подсознательно воплощенное преодоление ограничения в пространстве личности художника Г.

Испытание в начале пути – еще одна постоянно волнующая художника тема. «Один», «Чужое сердце», «Река времени», – в этих работах на переднем плане человек, столкнувшийся с несчастьем. Но даже «На краю бесконечности» – в работах инвалида – торжествует жизнь! С 1958 г. Голобоков начинает принимать активное участие во Всесоюзных выставках самодеятельных художников, становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества. Никто из жюри не знал о его болезни. «О себе писать не буду, т.к. художественная ценность моих картин и стихов от этого не возрастет». Он очень сердился, когда, представляя его, добавляли подробности его жизни, и особенно «прикован к постели». Картины Голобокова экспонировались на выставках научно-фантастической живописи во многих городах Советского Союза и за рубежом. Они привлекли внимание и космонавтов. С некоторыми из них (Л. Леоновым, П. Беляевым) он был дружен. Пользовалось успехом творчество у посетителей выставок в гг. Праге, Будапеште, Братиславе, Улан-Баторе, на Мадагаскаре и Лаосе. Две работы находятся в Центре авиации и космонавтики в г. Хьюстоне в Америке. И хотя не всегда все удавалось в смысле технических приемов живописи, но в его произведениях заложена глубокая мысль, зовущая зрителя на откровенный разговор о будущем.

Первый успех к художнику пришел в 1965 г., когда две его картины, единственные от Саратовской области, были допущены на республиканскую передвижную выставку и получили диплом I ст. Тогда президент Академии художеств СССР 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР В.А. Серов прислал Голобокову карандаш в золоченой оправе. Кроме того, художника пригласили на месячный семинар самодеятельных художников в Дом творчества, который находился на курорте Горячий Ключ в Краснодарском крае.

Первая персональная выставка Голобокова прошла в марте 1969 г. в ДК химиков (теперь ГДК). Наиболее удачными тогда признавались работы, посвященные удивительным свершениям на балаковской земле: «Саратовской ГЭС. Строители» и «Рождение моря».

Голобоков пишет не только картины, но и стихи. Их начинает регулярно публиковать местная газета «Огни коммунизма» с 1967 г. Спустя шесть лет творчество художника и поэта становится известным всей стране. В очень популярном тогда журнал «Техника – молодежи» (1973. № 5) были помещены четыре репродукции «фантастических» картин и «космические» стихи под общим заголовком «Братья по разуму». Из комментария к публикации: «В живописной манере он. привлекает лиричность, одухотворенность людей недалекого будущего, их нравственная чистота, способность к самопожертвованию, духовное подвижничество». В результате балаковский художник получил главную премию и почетный диплом журнала. После этого серьезного дебюта на всесоюзном уровне картины Голобокова демонстрировались в Доме литераторов в г. Москве, во время одной из программ Центр, телевидения и на Всемирном конгрессе по космонавтике, который проходил в октябре 1973 г. в г. Баку.

В 1974 году за высокие художественные достоинства произведений присуждена III премия на конкурсе «Мир 2000 года».

В 1976 г – очередной успех. Голобоков обладатель главной премии Международный конкурса научно-фантастической живописи, лауреат Международный конкурса «Сибирь завтра». Его «Контакт» вошел в набор из 16 открыток под названием «Мир завтрашнего дня», выпущенный издательством «Изобразительное искусство», а «Юность БАМа» – в сборник научно-фантастических рассказов писателей-сибиряков «Зеленый поезд», вышедший в издательстве «Молодая гвардия».

В январе 1977 г. Г. получил диплом ЦК ВЛКСМ, Главного комитета ВДНХ СССР, Центр. Совета ВОИР и Всесоюзного Совета НТО за творческий поиск и активное участие в Международной выставке художников-фантастов «Мир завтрашнего дня», а также памятную медаль Всесоюзного смотра НТТМ (научно-технического творчества молодежи) и нагрудный знак «Лауреат НТТМ».

Он умер внезапно с карандашом в руках 17 мая 1978 г. Но мы обязаны сохранить в памяти и главное произведение этого человека – сделанную им жизнь.

© Балаковская художественная галерея

  • 1973 – Международная выставка научно-фантастической живописи «Космос завтрашнего дня» на XXIV Международном конгрессе по астронавтике (Баку)
  • 1973 – Международная выставка научно-фантастической живописи «Мир завтрашнего дня» на Всемирном конгрессе миролюбивых сил (Москва) [Эта выставка затем демонстрировалась в Горьком, Праге, Братиславе, Будапеште, Кракове, Варшаве, Лиссабоне, Хьюстоне и других городах]
  • 1976 – Международная выставка научно-фантастических работ «Сибирь – завтра» (Москва, Братск и другие города)
  • 1976 – Международная выставка художников-фантастов на центральной выставке научно-технического творчества молодежи – 76 (Москва)
  • 1978 – Международная выставка художников-фантастов (Москва)
  • 1980 – Международная художественная выставка «Время – пространство – человек» (Москва)
  • 1983 – выставка «Люди корчагинской судьбы» в Государственном музее им. Н. А. Островского (Москва)
  • 1983 – выставка космической и научно-фантастической живописи, открывшейся на ВДНХ (Москва)
  • 1958 – диплом второй степени на Всесоюзном фестивале самодеятельного искусства
  • 1967 – лауреат Всесоюзного фестиваля самодеятельного изобразительного искусства
  • 1973 – первая премия на Международной выставке «Космос завтрашнего дня», организованной журналом «Техника – молодежи»
  • 1974 – третья премия на Международном конкурсе научно-фантастических картин и рисунков «Мир 2000 года», организованного журналом «Техника – молодежи»
  • 1976 – диплом ЦК ВЛКСМ, Главного Комитета ВДНХ, за творческий поиск и активное участие в международных выставках художников-фантастов «Мир завтрашнего дня»
  • 1978 – почетный диплом конкурса «Время – Пространство – Человек», организованного журналом «Техника – молодежи» (посмертно)

    Отдельные издания
  • Живое эхо: Стихи / Сост. В. С. Азеф; Худ. В. К. Бутенко. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1988. – 56 с. 20 коп. 5 000 экз. (о) ISBN 5-7633-0124-2
    • Звёзды зовут – с.
    • Родине – с.
    • «Ночь усыпляет шёпотом...» – с.
    • «Мне не выпала доля...» – с.
    • Вдохновение – с.
    • «За крутыми холмами...» – с.
    • Скрипка – с.
    • «И поныне, до страсти веря...» – с.
    • «Надоело судачить...» – с.
    • «Я охотником не был...» – с.
    • Матери – с.
    • Сентябрьский этюд – с.
    • Берёзка – с.
    • Над прораном – с.
    • «Ох, как молния бела!...» – с.
    • «Если твердо твоё решение...» – с.
    • «Лица – строгость и мудрость божия...» – с.
    • «Столбовой дороги лента жёсткая...» – с.
    • «Девчонке опять не спится...» – с.
    • «Я устал. Мне писать невмочь...» – с.
    • «Галка, Галка, восходы росные...» – с.
    • «В жёсткой постели...» – с.
    • «Ты не снись так часто мне, Звездана...» – с.
    • «Почему? – мне неведомо...» – с.
    • «На холсте твоего портрета...» – с.
    • «Мудрецы заседают...» – с.
    • «Хорошо на планете...» – с.
    • «Плюс и минус. Два вечных полюса...» – с.
    • Помни – с.
    • «Тихий говор. Газеты. Рация...» – с.
    • «Над альбомом качнулся бантик...» – с.
    • Снегурка – с.
    • «Полутьмой укутавшись...» – с.
    • «Четыре стены...» – с.
    • «Эх бы мне бы да рубанок!...» – с.
    • Волга – с.
    • «Засучив старательно штанины...» – с.
    • «Может, век такой уж неспокойный...» – с.
    • ЭВМ – с.
    • «Прыжок. Удар. И в вихре света...» – с.
    • Космонавт – с.
    • Природа и человек – с.
    • Я люблю её... – с.
    • Подлость – с.
    • Время – с.
    • «Когда не верите – проверьте...» – с.
    • Откровение – с.
    • «А жизнь – что пластинка хрупкая...» – с.
  • Каталог выставки произведений / Сост. В. С. Азеф; Оформл. В. К. Иванова. – Саратов: Саратовское областное управление культуры; Государственный музей К. А. Федина, 1988. – 24 с. 300 экз. (о) – подписано к печати 24.12.1987 г.
    • Раздвигающие трехмерье: [Фрагмент репродукции] – с.1
    • Сеятель: [Репродукция] – с.2
    • В. Азеф. Звезды зовут: [Предисловие] – с.3-6
    • «Тихий говор. Газеты. Рация...»: [Стихотворение] – с.7-8
    • НИИ генетики: [Репродукция] – с.9
    • «Почему? – мне неведомо...» : [Стихотворение] – с.10-11
    • Космическая мазурка: [Репродукция] – с.11
    • «Плюс и минус. Два вечных полюса...» : [Стихотворение] – с.12
    • Континентальный шлейф: [Репродукция] – с.13
    • «За крутыми холмами...» : [Стихотворение] – с.14-15
    • Экскурс в прошлое: [Репродукция] – с.15
    • Знаки мертвой планеты: [Репродукция] – с.16
    • Раздвигающие трехмерье: [Репродукция] – с.17
    • Каталог. Живопись – с.18-21
    • Выставки с участием Г. Г. Голобокова (жанр научной фантастики) – с.22
    • Публикации репродукций фантастических работ Г. Г. Голобокова – с.23
    • «А жизнь – что пластинка хрупкая...»: [Стихотворение] – 4-я стр. обложки
* * *
    Репродукции картин и рисунков (публикации в периодике и сборниках)
  1. Контакт (1972): [Репродукция] // Техника – молодежи, 1973, №5 – с.6
    • То же: Под названием «Великое кольцо вселенной. Контакт»: [Репродукция] // Наперегонки со временем. – М.: Детская литература, 1982 – с.144-145
    • То же: Под названием «Контакты Вселенной. Встреча братьев по разуму»: [Репродукция] // Мир завтрашнего дня (набор открыток). – М.: Изобразительное искусство, 1976
    • То же: [Репродукция] // Аномальные явления, 2003, №11 – 2-я стр. обл.
    • То же: [Репродукция] // Четвёртые Лемовские чтения: Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием памяти С. Лема, 22-24 марта 2018 г. – Самара: Издательство Самарской гуманитарной академии, 2018 – с.37
  2. Прощание (1971): [Репродукция] // Техника – молодежи, 1973, №5 – с.6
  3. Реквием: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1973, №5 – с.7
    • То же: Под названием «Возвращение»: [Репродукция] // Смена, 1980, №7 – 4-я стр. обл.
    • То же: Под названием «Возвращение»: [Репродукция] // Наперегонки со временем. – М.: Детская литература, 1982 – с.186
    • То же: Под названием «Возвращение»: [Репродукция] // Александр Осипов. Фантастика от «А» до «Я». – М.: Дограф, 1999 – с.81
  4. Труженики космоса: [Репродукция из цикла «Братья по разуму»] // Техника – молодежи, 1973, №5 – 4-я стр. обл.
  5. За мгновение до посадки: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1974, №3 – с.16
  6. Сеятель: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1974, №3 – с.16
    • То же: [Репродукция] // Каталог выставки произведений. – Саратов: Саратовское областное управление культуры; Государственный музей К. А. Федина, 1988 – с.2
  7. Земная белка: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1974, №3 – с.17
  8. Памятник: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1974, №4 – с.43
  9. Ожидание: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1975, №3 – с.12
  10. Утро Сибири – завтра: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1975, №3 – с.13
    • То же: Под названием «Юность БАМа»: [Репродукция] // Зеленый поезд. – М.: Молодая гвардия, 1976 – 8-я стр. вкл/
  11. Северный океан: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1975, №3 – с.13
  12. …Или генетика: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1976, №9 – с.15
    • То же: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1981, №8 – с.37
    • То же: Под названием «НИИ генетики»: [Репродукция] // Наперегонки со временем. – М.: Детская литература, 1982 – с.188
    • То же: Под названием «НИИ генетики»: [Репродукция] // Каталог выставки произведений. – Саратов: Саратовское областное управление культуры; Государственный музей К. А. Федина, 1988 – с.2
  13. Творец: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1976, №10 – с.14
  14. Друзья: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1976, №11 – с.8
  15. Танец с молнией: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1976, №11 – с.9
    • То же: Под названием «Танец с шаровой молнией»: [Репродукция] // Наперегонки со временем. – М.: Детская литература, 1982 – с.184
  16. Череп Кучума: [Репродукция картины из цикла «Мечты и проекты сибирских ученых»] // Техника – молодежи, 1977, №3 – с.16
  17. В парке за 75-й параллелью: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1978, №1 – с.15
    • То же: [Репродукция] // Фантастика-78. – М.: Молодая нвардия, 1978 – цветная вкладка
  18. Земля и Космос: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1978, №10 – с.45
    • То же: Под названием «Парадокс времени»: [Репродукция] // Наперегонки со временем. – М.: Детская литература, 1982 – с.187
    • То же: Авторское название «Скорбная весть»
  19. Чаша огня: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1978, №10 – с.46
    • То же: [Репродукция] // Наперегонки со временем. – М.: Детская литература, 1982 – с.40
    • То же: журнал «Literatura Sovietica: Ficcion contemporanea» (Москва), 1984, №2 – 1-я стр. обл.
    • То же: Под названием «Чаша с солнцем»
  20. Заоблачный скульптор: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1978, №10 – с.47
    • То же: Другое название «Художник»
  21. Экскурс в прошлое: [Репродукция] // Фантастика-78. – М.: Молодая нвардия, 1978 – цветная вкладка
    • То же: [Репродукция] // Каталог выставки произведений. – Саратов: Саратовское областное управление культуры; Государственный музей К. А. Федина, 1988 – с.15
  22. Прощание с Землей: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1979, №8 – с.8
  23. Цветы потомков: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1979, №8 – с.9
  24. Убегающий след сопряженных: [Репродукция] // Техника – молодежи, 1979, №8 – с.9
  25. Обложка // Олег Лукьянов. Вся мощь Вселенной: Сборник научно-фантастических рассказов и повестей. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979 – 1-я стр. обл.
  26. Иллюстрация // Олег Лукьянов. Вся мощь Вселенной: Сборник научно-фантастических рассказов и повестей. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979 – с.2
  27. Иллюстрация // Олег Лукьянов. Вся мощь Вселенной: Сборник научно-фантастических рассказов и повестей. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979 – с.5
  28. Иллюстрация // Олег Лукьянов. Вся мощь Вселенной: Сборник научно-фантастических рассказов и повестей. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979 – с.6
  29. Иллюстрация // Олег Лукьянов. Вся мощь Вселенной: Сборник научно-фантастических рассказов и повестей. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979 – с.19
  30. Иллюстрация // Олег Лукьянов. Вся мощь Вселенной: Сборник научно-фантастических рассказов и повестей. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979 – с.34
  31. Иллюстрация // Олег Лукьянов. Вся мощь Вселенной: Сборник научно-фантастических рассказов и повестей. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979 – с.45
  32. Иллюстрация // Олег Лукьянов. Вся мощь Вселенной: Сборник научно-фантастических рассказов и повестей. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979 – с.52
  33. Иллюстрация // Олег Лукьянов. Вся мощь Вселенной: Сборник научно-фантастических рассказов и повестей. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979 – с.65
  34. Иллюстрация // Олег Лукьянов. Вся мощь Вселенной: Сборник научно-фантастических рассказов и повестей. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979 – с.66
  35. Иллюстрация // Олег Лукьянов. Вся мощь Вселенной: Сборник научно-фантастических рассказов и повестей. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1979 – с.99
  36. Континентальный шельф: [Репродукция] // Наперегонки со временем. – М.: Детская литература, 1982 – с.60
    • То же: [Репродукция] // Каталог выставки произведений. – Саратов: Саратовское областное управление культуры; Государственный музей К. А. Федина, 1988 – с.13
  37. Выход из анабиоза: [Репродукция] // Наперегонки со временем. – М.: Детская литература, 1982 – с.184
    • То же: Авторское название «Пробуждение»
  38. Космическая мазурка: [Репродукция] // Каталог выставки произведений. – Саратов: Саратовское областное управление культуры; Государственный музей К. А. Федина, 1988 – с.11
  39. Знаки мертвой планеты: [Репродукция] // Каталог выставки произведений. – Саратов: Саратовское областное управление культуры; Государственный музей К. А. Федина, 1988 – с.16
  40. Раздвигающие трехмерье: [Репродукция] // Каталог выставки произведений. – Саратов: Саратовское областное управление культуры; Государственный музей К. А. Федина, 1988 – с.17
* * *
    Репродукции картин (неопубликованное)
  1. Саратовская ГЭС. Строители (1957): [Неопубликованная репродукция]
  2. Автолюбители (1964): [Неопубликованная репродукция]
  3. Женщина в космосе (1964): [Неопубликованная репродукция]
  4. Конструкторы (1968): [Неопубликованная репродукция]
  5. Штурмующие небо (1967): [Неопубликованная репродукция]
  6. Первый трактор (1969): [Неопубликованная репродукция]
  7. Баллада о матери: [Неопубликованная репродукция]
  8. Опять!: [Неопубликованная репродукция]
  9. Приговор: [Неопубликованная репродукция]
  10. Сессия: [Неопубликованная репродукция]
  11. Убийц простить нельзя: [Неопубликованная репродукция]
  12. Андроид: [Неопубликованная репродукция]
  13. В глубинах мантии: [Неопубликованная репродукция]
  14. В мир отражений: [Неопубликованная репродукция]
  15. В музее реалий прошлого: [Неопубликованная репродукция]
  16. В поясе астероидов: [Неопубликованная репродукция]
  17. Взгляд из грядущего: [Неопубликованная репродукция]
  18. Вулканологи: [Неопубликованная репродукция]
  19. И снова к звездам: [Неопубликованная репродукция]
  20. Информация: [Неопубликованная репродукция]
  21. Ковер-самолет: [Неопубликованная репродукция]
  22. Лунные конники: [Неопубликованная репродукция]
  23. Неконтактирующий андроид: [Неопубликованная репродукция]
  24. Один: [Неопубликованная репродукция]
  25. Одоление недоступности: [Неопубликованная репродукция]
  26. Освоение: [Неопубликованная репродукция]
  27. Песнь о бессмертии: [Неопубликованная репродукция]
  28. Пик отражений: [Неопубликованная репродукция]
  29. Подкаменная Тунгуска. Монумент братьям: [Неопубликованная репродукция]
  30. Пробуждение Титана: [Неопубликованная репродукция]
  31. Раскоп: [Неопубликованная репродукция]
  32. Регенерация (1975): [Неопубликованная репродукция]
  33. Свидание с копией: [Неопубликованная репродукция]
  34. Сеанс пространственной конвергенции: [Неопубликованная репродукция]
  35. Схватка: [Неопубликованная репродукция]
  36. Тост капитанов: [Неопубликованная репродукция]
  37. У смирившегося исполина (1976): [Неопубликованная репродукция]
  38. У цели: [Неопубликованная репродукция]
  39. Улетающая на столетия (1978, последняя картина художника): [Неопубликованная репродукция]
  40. Час будней: [Неопубликованная репродукция]
  41. Человек и машина: [Неопубликованная репродукция]
  42. Черная звезда: [Неопубликованная репродукция]
  43. Четвертое измерение: [Неопубликованная репродукция]
  44. Шквал неизвестности: [Неопубликованная репродукция]
* * *
    Поэзия

  • Я люблю ее…: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1965, 25 сентября – с.
  • Новые стихи: «Пахнет кабина МАЗа…»; «Дождь не пускает на волю?..»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1966, 11 мая – с.
  • Ты прости меня, березка: «Не звучит для меня, как прежде…»; «Кто-то молится, кто-то верит…»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1966, 2 июня – с.
  • Юность шагает: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1966, 4 декабря – с.
  • Помни!: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1966, 11 июня – с.
  • «Столик журнальный…»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1966, 15 июня – с.
  • С нами солнце!: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1966, 9 июля – с.
  • Не хочу, чтоб была война!: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1966, 20 сентября – с.
  • Волга: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1966, 20 сентября – с.
  • «И опять, и опять мне снится…»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1966, 11 ноября
  • Скрипка: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1967, 22 марта – с.
  • Кавказские стихи: «Заревели винты…»; «Сквозь тоску альбатросных криков…»; «В небе – ни звезд, ни месяца…» // Огни Поволжья (Балаково), 1967, 5 июля – с.
  • Новые стихи: «Не пугай меня небо серостью…»; «И опять развернулось небо…»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1967, 21 июля – с.
  • Другу: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1967, 29 июля – с.
  • Иду на бой: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1967, 9 сентября – с.
  • Слышу…: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1967, 9 сентября – с.
  • Мой путь: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1967, 9 сентября – с.
  • «Где уж там до «Волги» Сивке-Бурке…»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1968, 1 января – с.
  • «Голубой над альбомом бантик…»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1968, 8 мая – с.
  • «Ох, как молния бела!..»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1968, 12 июня – с.
  • «Громыхни-ка, гром, покрепче…»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1968, 12 июня – с.
  • «Засучив старательно штанины...»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1968, 17 июля – с.
  • Море стучит в крыльцо: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1968, 21 декабря – с.
  • Русская зима: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1970, 7 февраля – с.
  • Прими тепло моих ладоней: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1970, 30 мая – с.
  • Из поэтической тетради: Лесное утро; «Полутьмой укутавшись...»; «А жизнь – что пластинка хрупкая...»; «Если твердо твоё решение...»; Волчица: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1970, 16 сентября – с.
  • Старуха: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1970, 26 сентября – с.
  • О вас, балаковцы, песня: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1970, 22 декабря – с.
  • Весенние рифмы: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1971, 10 марта – с.
  • Вера: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1971, 12 июня – с.
  • Сентябрьский этюд: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1971, 11 сентября – с.
  • Механизатор: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1971, 8 октября – с.
  • Кленовый блеск: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1972, 23 февраля – с.
  • Матери: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1972, 8 марта – с.
  • Песня о Балакове: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1972, 26 августа – с.
  • «Я охотником не был...»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1972, 20 сентября – с.
  • «Не много ли поз усталых…»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1972, 24 ноября – с.
  • «На стекле оконном…»: [Стихотворение] // Огни Поволжья (Балаково), 1972, 27 декабря – с.
  • Кавказские стихи: «Заревели винты…»; «Сквозь тоску альбатросных криков…»; «В небе – ни звёзд, ни месяца…» // Огни коммунизма, 1967, 5 июля – с.
  • «Тихий говор. Газеты. Рация…»: [Стихотворение из цикла «Братья по разуму»] // Техника – молодежи, 1973, №5 – с.6
  • «Плюс и минус. Два вечных полюса…»: [Стихотворение из цикла «Братья по разуму»] // Техника – молодежи, 1973, №5 – с.6
  • «Прыжок. Удар. И в вихре света…»: [Стихотворение из цикла «Братья по разуму»] // Техника – молодежи, 1973, №5 – с.6-7
  • «Русь… Россия… Слова короткие…»: [Стихотворение из цикла «Братья по разуму»] // Техника – молодежи, 1973, №5 – с.7
  • Стихи // Начало: Стихи. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1974 – с.
  • [Стихотворения] // Техника – молодежи, 1976, №6 – с.14
    • «Может, век такой уж неспокойный…» – с.14
    • «Мудрецы заседают…» – с.14
    • ЭВМ – с.14
  • «Я люблю ее, эту штуку…»: [Стихотворение] // Техника – молодежи, 1978, №10 – с.46
  • «В этом мире так много ласки…»: [Стихотворение] // Техника – молодежи, 1978, №10 – с.46
  • «Я тебя обожгу дыханьем…»: [Стихотворение] // Техника – молодежи, 1978, №10 – с.46
  • «За крутыми холмами…»: [Стихотворение] // Техника – молодежи, 1978, №10 – с.47
  • Живое эхо: [Цикл стихов] // Последняя высота: Вып.2. – М.: Молодая гвардия, 1986 – с.92-118
    • Родине – с.92
    • «Ночь усыпляет шепотом...» – с.93
    • «Мне не выпала доля...» – с.93-94
    • Вдохновение – с.94-95
    • «Галка, Галка, восходы росные...» – с.95
    • «За крутыми холмами...» – с.96
    • Скрипка – с.96-97
    • «Мудрецы заседают...» – с.97-98
    • «В жесткой постели...» – с.98-99
    • «И поныне, до страсти веря...» – с.99
    • «Ты не снись так часто мне, Звездана...» – с.100
    • «Я устал. Мне писать невмочь...» – с.100-101
    • «Тихий говор. Газеты. Рация...» – с.101-102
    • Помни – с.102-103
    • «Надоело судачить...» – с.103
    • Матери – с.104
    • Сентябрьский этюд – с.105
    • Березка – с.106-107
    • Над прораном – с.107
    • Большой Иргиз – с.108-109
    • «Ох, как молния бела!..» – с.109-110
    • «Я охотником не был...» – с.110-111
    • «Если твердо твое решение...» – с.111-112
    • «Лица – строгость и мудрость божия...» – с.112
    • «Столбовой дороги лента жесткая...» – с.113
    • «Девчонке опять не спится...» – с.113-114
    • «Полночь, Дружок...» – с.114-115
    • «Почему? – мне неведомо...» – с.115-116
    • «На холсте твоего портрета...» – с.116-117
    • «Хорошо на планете...» – с.117
    • «Плюс и минус. Два вечных полюса...» – с.117-118
* * *
    Публицистика

  • Автор – Владимир Бойко: [Рец. на сборник стихов «Ответы»] // Огни Поволжья (Балаково), 1972, 29 сентября – с.
  • Через тернии – к звездам!: [О поэте и художнике Геннадии Голобокове] // Техника – молодежи, 1973, №5 – с.6-7
  • «Космическая премия» журнала: [О присуждении премии Геннадию Голобокову] // Техника – молодежи, 1973, №6 – с.52
  • В. Козьмин. Мост над двумя Временами: [Статья о творчестве художника-фантаста Геннадия Голобокова] // Техника – молодежи, 1974, №3 – с.16-17
  • Сыны великих революций: [Представление работ художника-фантаста Геннадия Голобокова на конкурсе «Сибирь завтра»] // Техника – молодежи, 1975, №3 – с.12-13
  • Иван Папанов. Во имя человека: [Статья о мечтах, воплощенных в картинах художника-фантаста Г. Голобокова] // Техника – молодежи, 1976, №11 – с.8-9
  • Иван Папанов. На перекрёстках времени: [Статья-размышление о картинах художников-фантастов Г. Голобокова и И. Алексеева, представленных на конкурсе «Сибирь завтра»] // Техника – молодежи, 1977, №3 – с.16-17
  • Василий Дмитриев. Пожизненное мужество таланта: [Статья о творчестве художника-фантаста и поэта Геннадия Голобокова] // Техника – молодежи, 1978, №10 – с.45-47
  • Валерий Алябьев. Через тернии – к звёздам!: [Статья о художнике-фантасте Геннадии Голобокове] // Техника – молодежи, 1979, №8 – с.8-9
  • Виталий Азеф. Наперекор судьбе: [Предисловие в циклу стихов «Живое эхо»] // Последняя высота: Вып.2. – М.: Молодая гвардия, 1986 – с.89-91
  • В. Азеф. Высота Геннадия Голобокова // Саратовские вести, 2005, 16 февраля – с.3
  • Голобоков Геннадий Григорьевич // Художники Саратова и Саратовской губернии: Биобиблиографический указатель / Авторы-составители: И. А. Жукова, Ю. С. Рогожникова, О. Н. Червякова. – Саратов, 2010 – с.110-111
  • А. Белов. Сбылась мечта о звездах // Провинциальный телеграфъ (Саратов), 2014, 16 сентября (№36) – с.11

© Виталий Карацупа, 2021

НАВЕРХ