Сезон туманов




Роман Евгения Гуляковского «Сезон туманов» (1982) состоит из трех глав: «Белые колокола Реаны», «Гидра» и «Спираль». Первая глава печаталась как повесть в 1980 году в журнале «Искатель», а вторая и третья годом ранее – в журнале «Уральский следопыт» как повесть «Сезон туманов» (1979). Автор для отдельного издания решил объединить дилогию в один роман, несколько дополнив главы и установив другой их порядок для хронологической целостности всего произведения.

В повести «Белые колокола Реаны» (1980) космический разведчик Ротанов встречается с могущественной космической цивилизацией рэнитов, подчинивших себе само время. Ротанова, теперь инспектора внеземных поселений, послали на на Реану для окончательного приговора тамошней колонии. Дело в том, что ее численность неуклонно снижалась, что говорило о нежизнеспособности. Там, на Реане, он столкнулся с одной особенностью этой планеты. Поверхность Реаны составляла пустыня, лишь одна долина была жизнеспособной, где и существовала колония – долина Трескучих Шаров. Так прозвали ее за растение, которое здесь росло – трескучки. Считалось, что сок трескучки ядовит, уже погибли два человека, и лишь один Дубров, местный исследователь, утверждал обратное и не раз его пил. Он и был главный противник сворачивания колонии. Чтобы выяснить все обстоятельства, Ротанов рискнул испить этого сока и… перенесся во времени на несколько тысячелетий назад. Там он повстречал рэнитов, и встретил Вельду, красивую рэнитку, которая открыла ему тайну планеты. Они могли летать далеко к звездам, в то время как на родине проходили тысячелетия. Для компенсирования этого времени у них был особый прибор – хронар. Для возврата они выбирали пустынную планету и давали разряд хронара, отбрасывая планету на нужное время назад. Но на Реане у них случился конфуз. Хронар послал в прошлое местные растения, а самих рэнитов оставил на месте. Планета как бы стала существовать в двух временах. Потому то корни у трескучек были в настоящем рэнитов, а плоды раскрывались лишь в настоящем Ротанова. Потому то временной переход был возможен лишь с помощью сока трескучек.

Главный герой повести «Сезон туманов» (1979) – космический разведчик из XXIII века по фамилии Ротанов, направленный к планете (ее название ни разу не встречается в произведении, как и имя героя) для поиска пропавшей земной колонии. Сигнал пришел к Земле лишь спустя пятьдесят лет, и он не надеялся застать кого бы то ни было в живых. Действительность оказалась иной. Когда колонисты прибыли на эту планету, они не обнаружили на ней разумной жизни и почти сотню лет жили спокойно, но вот стали происходить загадочные исчезновения людей, а затем состоялось и массирование нападение на них… тумана. Эта субстанция обволакивала человека и как бы высасывала из него его душу, его «Я». Тело умирало, а из этой души через время создавались новые существа, которое колонисты называли синглитами. С ними то и возникла война. Постепенно людей становилось все меньше, а синглитов все больше. Человек явно проигрывал соей копии, тем более, что у синглитов возникло общество на более высоком технологическом уровне, а люди постепенно скатывались назад. Но вот появился Ротанов, которому было суждено распутать этот клубок. Во-первых он посмотрел на этот конфликт свежим взглядом, а во-вторых его сознание не поддавалось живому туману. Он первый догадался, что возникновение синглитов – это случайная ошибка, когда для тумана возникла благоприятная среда больного разума некоторых людей колонии. И пошло поехало. Ему не верили люди, его поначалу пытались убить синглиты, которые затем увидели в нем надежду на мир, т.к. эту войну в основном поддерживали именно люди. И он сделал все что мог для этого и победил.

© Виталий Карацупа, 2017