Повесть Владимира Савченко «Алгоритм успеха» (1964) начинается с того, что 25 марта 196.. года к директору Института вычислительной техники с необычной просьбой зашли двое молодых сотрудников – Владимир Михайлович Кайменов и Сергей Малышев. Они попросили уважаемого многими сотрудниками этого учреждения директора положить на какое-то в свой сейф запечатанный конверт. А десять дней спустя, 4 апреля, те же молодые инженеры-кибернетики вновь были в кабинете директора, но теперь с другой просьбой – вскрыт и прочитать их письмо. На листе бумаги были по пунктам расписаны поступки зам. директора Павла Николаевича Шишкина за эти десять дней в отношении своего подчиненного Кайменова, который накануне назвал Шишика дураком.

Такое точное предсказание стало возможным благодаря внеплановой работе двух друзей, которые решили с помощью новой ЭВМ «М-117» просчитать поведение Шишикна после злосчастного инцидента. Они ввели в машину все возможные данные, обозначили предполагаемые цели и средства далёкого от науки бюрократа-зам.директора, запрограммировали необходимые алгоритмы. Даже ввели уголовный и трудовой кодекс. И на протяжении последующих месяцев машина действительно предсказывала поведенческие шаги Шишкина, финалом которых стал его доклад на институтском собрании, где о повышении роли кибернетики в свете решений последних Пленумов, клеймилось поведение Кайменова, обозначалась значительная роль в работе института самого зам.директора и т.д.

Но присутствовавшие на собрании работники недоумевали – зачем делать столь длинный доклад, когда его текст был распространен заранее, перед самым мероприятием. И, как вскоре оказалось, инициатором этого выступил директор института, академик Валентин Георгиевич Пантелеев, невольно ими вовлеченный и заинтересовавшийся внеплановой работой двух молодых ребят по программированию поведения конкретной личности. По ходу незримого конфликта между Шишкиным и Кайменовым он увидел истинное лицо своего зама, оказавшегося обычным приспособленцем и бюрократом.

* * *

В этой повести о применении кибернетики к организации личной жизни человека есть два формальных предсказания автора. Первое – «…через десять лет кибернетические машины будут иметь размеры и цену радиоприемников» – довольно скоро было реализовано на практике; вспомните хотя бы уже появившиеся в начале 1980-х микрокалькуляторы. А второе, по-видимому, только начало воплощаться в жизнь.

Герои повести при моделировании поведения Шишкина, для определения различных материальных и нематериальных факторов вводили соответствующие коэффициенты.

– «Шкала значимости должностей, – читал Малышев, – Директор – 900, зам.директора – 450, начальник отдела – 360... так далее... ведущий инженер 160, старший инженер – 130...» Узнаю тебя, ведомость зарплаты! «Шкала значимости научных степеней и званий», ну, это тоже понятно. «Шкала административных воздействий»: повышение в должности – 1 000, премия 700-200, благодарности в приказе – 50... сотруднику ничего не будет – нуль... – Сергей усмехнулся. – Что ж, математически правильно: если шкала охватывает и положительные и отрицательные числа, должен быть и нуль. «Выговор – минус 50, выговор с лишением премии – от минус 100 до минус 600... Увольнение – минус 1 500...».

Сейчас, по прошествии более полусотни лет после написания повести уже начинают реализовываться планы по индексированию деятельности человека как, например, развивающаяся с 2014 года в Китае экспериментальная система оценок компаний и граждан на основе их поведения, финансового положения, покупок и нарушений. Людям машина проставляет баллы и чем ниже рейтинг, тем сложнее человеку пользоваться муниципальными сервисами.

* * *

В повести есть один очень интересный абзац, в котором автор с долей юмора, но вполне научно, показывает схему переложения человеческих поступков на математический лад:

«У них определенные алгоритмы поведения! «Я тебе – ты мне», «не нами установлено – не нам отменять», «око за око, зуб за зуб», «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет», «разделяй и властвуй», «каждый за себя»... Понимаешь, эти житейские алгоритмы имеют четкую логическую структуру! Их можно выразить символами математической логики и электронными схемами. Смотри: «я тебе – ты мне» – типичная схема с положительной обратной связью. «Око за око...» – схема с отрицательной. «Тише едешь...» – линия задержки. «Умный в гору не пойдет...» – типичная схема «не – или», универсальный логический элемент из транзистора и двух диодов. А «разделяй и властвуй» – это вообще принцип разбиения сложной информации на элементарные двоичные символы, которые легко перерабатывать!»


© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ