• То же: Под названием «Странная планета»

События, происходящие в рассказе Владимира Савченко «Вторая экспедиция на Странную планету» (1959) начинаются во время вторичного посещения землянами далекой планеты, которую назвали незатейливо – Странная. А светило, вокруг которого вращается эта единственная в системе планета – назвали Ближайшим. Дело происходит примерно в 23-24 веках, двести лет спустя после колонизации Луны, Марса и Венеры. К тому же Странная вращалась вокруг своей оси так стремительно, что у экватора центробежная сила почти уравновешивала силу тяготения. Так что севшая в средних широтах земная ракета «Фотон-2» подверглась необычному гравитационному эффекту: отклонение любого тела составляло пятьдесят градусов по направлению к полюсу. Всё – ракета, люди, камни и т.д. – было наклонено на такое же количество градусов к поверхности.

Экипаж корабля был направлен сюда не только для чисто научных исследований по заранее разработанной программе, но и для выяснения природы обнаруженных ранее на этой планете так называемых «торпедок». Эти механизированные летающие тела, внешне похожие на снаряды, сновали с невообразимой скоростью около работавшей экспедиции, да еще и проецировали на экраны в командной рубке видеоматериалы, по итогам наблюдения за работой людей на планете. Налицо налаживание контакта, но с кем. Ведь ни первая, ни эта экспедиции не обнаружили тех, кто создал эти летающие автоматы.

Вскоре же пришло озарение – «торпедки» и есть те самые живые существа, обитатели планеты Страннная, но их цивилизация зиждется не на биологической основе, а на кристаллической. Это открытие стало возможным после того, как люди благодаря информационному шуму смогли сбить одну из «торпедок», ударившейся о поверхность и разлетевшейся на кусочки. Открытие было очень значительным, но когда «Фотон-2» отправился в обратную дорогу, вдруг выяснилось, что его преследует огромное облако этих самых «торпедок».

Совещание на борту корабля на тему «Что делать» привело лишь к разделению членов на два лагеря – за тех, которые опасались неизвестной и чуждой людям жизни, и те, которые доказывали, что разумные существа не могут быть агрессивными друг к другу. Кстати, представители второго лагеря настаивали, что если «торпедкам» отдать сходный с условиями их родного мира Меркурий, настанет эра взаимовыгодного сотрудничества. Но капитан настаивал на том, что нельзя впустить незнакомую жизнь в Солнечную систему и, пойдя на крайние меры, подготовил гелиевый заряд, сделал необходимые расчеты, обманом запер несогласный экипаж в кают-компании, и вместе с помощником приступил к осуществлению плана по уничтожению «торпедок».

И это бы ему точно удалось. Он уже держал руку на кнопке пуска «гелиевой бомбы», но вдруг следовавший за земным кораблем кристаллический рой повернул обратно. И капитан и освобожденный экипаж не понимали в чем дело, лишь смогли предположить, что кристаллический рой каким-то способом осознал угрожавшую ему опасность, а также понял, что имеет дело с высокоразвитой цивилизацией, а не комочками слизистых субстанций, которыми, несомненно, представлялись люди «торпедкам».

* * *

Этот рассказ, также как и предыдущие свои работы, автор почти при каждой новой публикации редактировал. Здесь нет добавленных или убранных абзацев, нет вставки кусков текста, лишь заметна на каждой странице редактура и в некоторых изданиях речь идет о «торпедках», а в других – о «ракетках». Первые упоминаются лишь в двух книгах – «Черные звезды» (1960) и «Открытие себя» (1983), в остальных публикациях рассказа инопланетная форма жизни названа «ракетками».


© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ