Архив фантастики
Вчуствователь и дикари





Рассказ Джона Морресси «Вчуствователь и дикари» (The Empath and the Savages, 1979) начинается следующими словами: «Анприны с холодным любопытством наблюдали за вихрем земной истории. Пришельцев удивляла изменчивость человеческих типов, их поразительное многообразие. Зато сама планета представлялась им как нельзя более подходящей для их собственной цивилизации». Жизнь пришельцев была долгой и длинной, земляне же, по их меркам, жили суетно и чрезвычайно быстро. Оставаясь невидимыми для людей, вчуствователь, дешифровальщики и наблюдатели принялись с орбиты за предварительную разведку. Они переправляли на корабль людей за мгновения до их смерти, выуживая из несчастных информацию, а затем вновь водворяли их на место: женщина на костре, приговоренный перед палачом и т.д. И все испытуемые принимали пришельцев за Господа Бога. На Земле стоял 1560 год. Пока вчуствователь и дешифровальщики готовили себя к следующему контакту, на Земле пролетела пара веков. Следующая серия подопытных, горя революционным пылом, принимала анпринов за жестоких тиранов. Еще один перерыв, во время которого на планете прошли столетия, и новый опыт. Человечество увеличилось в двадцать раз, появились автомобили и аэропланы. Но вновь пришельцы встретили агрессию, жизнь ради идей, лишенных смысла, самоуничтожение.
Главное, что поняли пришельцы, эта цивилизация зиждилась на эгоизме личности ил отдельных групп и постоянных конфликтах между собой. Окончательный вывод Наблюдателей гласил: «Земная атмосфера, генетический код или мощная вспышка радиоактивного излучения явились причиной безумия, охватившего все человечество». Пока она размышляли над странностями встретившейся им цивилизацией, прошло еще много лет. Население планеты увеличилось еще в четыре раза, космические корабли бороздили околоземные просторы. В последнюю выборку анпринов попал лишь один человек – пилот космического корабля, терпящего бедствие. На этот раз пришельцам предстал человек, сразу же понявший, кто они такие, с холодной волей и прагматичным мышлением, не лишенным логики, присущей анпринам. Капитан космического корабля очень обрадовался, что ему довелось повстречать пришельцев из далеких миров, но очень стойко принял весть о своей гибели через несколько секунд после его возвращения на свой корабль. По оценкам их ученых, человечество уже давно должно было прекратить свое существование, но те почему-то бурно развивались. Для вчуствователя эти опыты стали настоящим бедствием: он впервые встретился с существами, чья душевная жизнь была бы столь запутана и противоречива, настроение изменчиво, а вспышки эмоций яростны и непредсказуемы.
Амприны отказались от своих планов по колонизации Земли, они покинули пределы Солнечной системы и так же неспешно, как всегда жили, отправились домой. А когда корабль анпринов наконец пересек границу своей системы, армада ракет с Земли уже поджидала его, чтобы приветствовать братьев по разуму у них дома.

© Виталий Карацупа, 2006