Ожерелье



  • То же: Под названием «Приданное ангъя» (The Dowry of Angya)
  • То же: Под названием «Ожерелье Семли» (Semley's Necklace)

Рассказ Урсулы Ле Гуин «Ожерелье» (Semley's Necklace, 1964) не только является предысторией ее первого романа «Мир Роканнона», но и вошел в книгу в качестве пролога. Действие происходит на планете без названия, жители которой называют ее просто словом «мир». Находится эта планета в системе Фомальгаут-II. Ее совсем недавно открыли и ученые, в том числе и представитель Лиги Роканнон, еще только принялись к изучению.

На планете обитали несколько рас, которые более похожи на касты. Представительница одной из них – ангъя, т.е. властители – Семли Златоволосая, жена принца Дурхала из Халлана, чувствовала себя во дворце не уютно из-за того, что даже более низшие по сословию дамы имели гораздо больше украшений и золота, чем она – потомок королевской семьи. Обедневшей королевской семьи. Правда, когда-то ее предки обладали поистине бесценным сокровищем – чудесным ожерельем, прозванным «Глазом моря», из-за огромного сапфира в центре. Семли не смогла более выносить кривые взгляды и насмешки, и однажды отправилась на своем крылатом коне на поиски легендарного украшения. Семли побывала у нескольких рас и в итоге гдема – земляные жители, которые ближе всего сошлись с землянами и у которых оказались более развитые промышленные технологии, переправили ее в музей, где содержались многие артефакты этого мира. Музей находился далеко в космосе на расстоянии многих световых лет, где в одной из витрин и покоился легендарный «Глаз моря».

Семли вернули сокровище ее семьи, но когда она вернулась в Халлан, оказалось, что прошли уже десятки лет. Те, которых она знала или состарились или умерли. Ее любимый муж Дурхал погиб в бою много лет назад, а встретила Семли в замке ее ровесница-дочь Хальдре, с удивлением взирающая на возникшую из небытия мать. Семли не могла понимать законов теории относительности и связанных с ней временными парадоксами, но она отчетливо поняла то, что ее погоня за счастьем сломала не только жизни ее близких, но и ее собственную судьбу.

© Виталий Карацупа, 2018