Убийство в библиотеке




Убийство в библиотеке (Рис. И. Огурцова)

В повести Эмиля Брагинского и Эльдара Рязнова «Убийство в библиотеке» (1969) следователю Ячменеву позвонил ночью неизвестный и заявил, что он только что в библиотеке Академии школьных наук убил академика Сергея Ивановича Зубарева за беспринципность. И назвался… привидением!
А утром действительно выяснилось, что академик действительно был убит. Георгий Борисович и его помощники Иван Шалыто и Зиновий Фомин прибыли в библиотеку и приступили к расследовании. Этого странного убийства. Если бы академик был причастен к техническим разработкам или работал с секретными данными – тогда понятно, но ведь он был гуманитарий, историк. Кроме разбросанных по комнате, где лежал труп Зубарева, различных вещественных доказательств, здесь была также обнаружена и рукопись о правлении Ивана Грозного, разорванная в клочья. В процессе были выяснены и другие странные и даже мистические обстоятельства. «Ведь кто-то звонил Ячменеву домой и рассказал про убийство, назвавшись привидением. Кто-то мог безобразничать в библиотеке – запирать Фомина в книжном шкафу, швырять вазой, дважды рвать рукопись, хихикать, и наконец, позволить себе неслыханную дерзость: скрутить самого следователя и, как хлам, засунуть за раму. А Онегин, который скачет из одной картины в другую? А портрет Екатерины, который вдруг повисает вниз головой?»
И только когда следователь заперся в пустой библиотечной комнате, выключил свет и произнес в пустоту? «Выходите, я вас раскусил», с портретов и книжных полок сошли вниз Екатерина Великая, Иван Грозный и Евгений Онегин. Следователь уже ничему не удивлялся и даже провел с ними допрос под протокол! В итоге выяснилось, то Зубарева эти исторические и литературные персоны судили за лживость, приспособленчество, беспринципность, карьеризм, за надругательство над литературой и историей.
Естественно, Ячменеву никто не поверил, кивая на его ушиб головой, но полтора месяца спустя телефонный звонок разбудил следователя Ячменева в четыре часа ночи.
– Это говорит привидение! – сказал незнакомый мужской голос. – Я только что убил кинорежиссера, который ставил картину на историческую тему.

© Виталий Карацупа, 2015