Необычайное путешествие Петьки Озорникова





Необычайное путешествие Петьки Озорникова (Рис. А. Авербуха)
  • То же: Под названием «Второе рождение Петьки Озорникова»
Главный герой детской фантастической повести Олега Павловского «Необычайное путешествие Петьки Озорникова» (1956) – десятилетний школьник Петька Озорников, про которого матери говорили своим сыновьям: «Смотри, не связывайся с этим мальчишкой! Хорошему у него не научишься». Соседом Петьки был инженер и изобретатель Федор Степанович Борисов, который однажды пригласил парня к себе и во время разговора спросил о том, хотел бы Петька увидеть свое будущее. А затем инженер показал школьнику нечто похожее на обыкновенную кабину легковой машины, только гораздо меньшего размера и с надписью бронзовыми буквами: «Модель Б-14». В этой машине было два рычага – один с надписью «Вперед», а другой – «Назад».
И Петька в этой «кабине будущего» с замирание сердца отправился смотреть, какой стала его страна и люди в будущем. И первым кого он встретил был пожилой мужчина, бывший некогда одноклассником Петкьи – Генка Егоров, которого ребята называли «профессором». И теперь вот он стал кандидатом технических наук Геннадием Петровичем Егоровым. Повзрослевший друг Петьки решил показать своему товарищу родной город Майск, названный в честь праздника Первого Мая.
«По шоссе один за другим мчались легковые электромобили различных форм и цветов. Между ними великанами плыли атомбусы и электробусы. Над крышами домов пролетали вертолеты, в недосягаемой высоте молниями мелькали реактивные самолеты и ракетопланы, доставлявшие пассажиров в самые дальние уголки мира за несколько часов. Изредка вдруг показывался в вышине аэропоезд и тут же скрывался за фронтонами зданий... Каждый заметил бы, что все в этом городе устроено было так, чтобы как можно дольше сохранялись силы и здоровье человека. Шум, какой бы то ни было, всегда мешает человеку, нарушает нормальную работу мозга, действует на нервную систему, – и шум здесь был сведен до минимума. Листья деревьев поглощают углекислый газ и выделяют необходимый для человеческого организма кислород, – и город утопал в зелени. Пыль, попадая в организм человека, садится на легкие и вызывает различные заболевания, потому что вместе с пылью проникают всевозможные микробы, – и ежечасно разъезжающие по улицам города электромобили-пылесосы всасывали ее в себя. Ни единой пылинки не видно было даже в солнечных лучах, падавших через густую зелень деревьев на зеркальную поверхность тротуара».
Ну и понятное дело Геннадий Петрович показал Петьке исторический музей, чтобы тот увидел как постепенно менялся облик города и улучшались условия труда на фабриках и заводах. Там сразу же Петькин взгляд привлекла небольшая позолоченная рамка. Петька подошел ближе и прочитал: «Юным пионерам Советского Союза. От всего сердца приветствую юных пионеров и школьников в день тридцатилетия пионерской организации имени В. И. Ленина. Желаю пионерам и школьникам здоровья и успехов в учении, труде, общественной работе. Пусть пионерская организация и впредь воспитывает пионеров и школьников верными ленинцами, преданными сынами нашей великой Родины. И. Сталин». Дело в том, что эту телеграмму ему недавно зачитывали в школе, и теперь Петьке было особенно приятно увидеть ее в музее.
Тут надо сделать отступление: Дело в том, что далее в книге Петька называет свой год рождения – 1937-й. И говорит, что учится в четвертом классе. Следовательно, он жил и учился в 1948-1949 гг, но вышеупомянутая телеграмма была напечатана в газете «Правда» 20 мая 1952 года. Так что время действия повести довольно расплывчато.
Интересно в книге и такое описание автоматического контроллера за движением транспорта. Когда Петька, бежал по улице и чуть не попал под колеса электромобиля, машина остановилась как вкопанная: «Петька, конечно, не знал, что спасение его не было лишь счастливой случайностью. Дело в том, что под электромобиль не мог попасть ни один человек, не мог и сам электромобиль наскочить на что-либо. Случаи аварий исключались. На переднем буфере машины под наклонным углом друг к другу были установлены два фотоэлемента. Когда в их фокусе появлялась человеческая фигура, задняя часть впереди идущей машины или какой-нибудь предмет, мотор электромобиля моментально выключался и автоматически приходили в действие тормоза».
А еще Петька удивлялся огромным домам, которые больше походили на дворцы, т.к. были построены из фосфорного стекла, не уступавшего по крепости камню. На том месте, где стоял когда-то их дом в два этажа, возвышалось пятиэтажное здание красивейшей архитектуры с балконами и горельефами. Школьнику из прошлого многое казалось здесь не только удивительным, но и очень странным. Особенно поведение окружающих людей: доброжелательное и спокойное. А вместе со светлым и чистым городом, в котором живут такие удивительные люди, окружающий мир казался Петьке не только непривычным, но и непонятным. Он поел в полностью автоматизированной столовой, видел загородные теплицы и оранжереи, раскинувшиеся на несколько километров, посетил ядерную энергостанцию, прокатился под водой на катере-амфибии. А в Саду Пионеров вдруг подслушал разговор школьников, читавших книгу о... Петьке! Там он познакомился со своим новым другом – Сашкой. Побывал у него дома (там, в будущем дома не запираются на ключ и что такое воровство не знают!), посетил завод его отца, где даже токари должны закончить институт. Денег в этом мире нет, в магазине можно брать любую продукцию, электромобили на улицах находятся в качестве общественного транспорта – бери, когда пожелаешь. А кинотеатры здесь располагаются в... небе, где зрители смотрят кинофильмы, сидя в вертолетах, на огромных километровых экранах.
Вот там-то, на вспыхнувшем в небесах экране Петька и увидел художественный фильм «Обломов наших дней». В котором главный герой – Петр Иванович Озорников, не умевший не управлять электромобилем, не обслуживаться в столовой. Он не хотел учиться, нигде не работал, обрюзгший, нечесаный. Этот персонаж вызывал жалость и отвращение. Петька уже не мог сдерживаться и отправился назад в прошлое. Он решительно настроен сделать всё, чтобы не стать тем Петькой, которого он видел в будущем.

© Виталий Карацупа, 2014