В повести Александра Полещука «Эффект бешеного Солнца» (1970), посвященной памяти литературоведа Кирилла Константиновича Андреева, автор пытается развить идеи советского биофизика и один из основоположников космического естествознания и космической экологии Александра Чижевского. Ученый изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе на социально-исторические процессы. А у Полещука основная идея произведения в возможности регулировать с Земли термоядерные процессы на Солнце.

Но автор настолько усложнил сюжет этой короткой повести, что читателю трудно осознать не только саму идею, но и проследить за перипетиями поступков героев. Начинается повесть с того, что на американскую базу возвращается единственный выживший самолет, пилот которого утверждает, что погибла вся эскадрилья из-за взбесившегося солнца. «Эскадрилья уже вернулась, генерал. Это я – эскадрилья. Я один… Вы до сих пор не поняли? Солнце сошло с ума, генерал, понимаете? На моих глазах – все! Все сразу! Я шел замыкающим, это меня и спасло… Это было не пламя, это был свет. Эскадрильи больше не существует».

Затем мы переносимся в один из зарубежных портов юго-восточной Азии (по-видимому, Вьетнам), где в январе 19.. года на советский корабль кто-то из местных доставил кинопленку с записью того, что произошло с той самой американской эскадрильей. И вдобавок заявил, что американские бомбардировщики не долетают до цели и попросту исчезают в пути. Изучение этого материала в последующем дало удивительный результат. Во время пропадания самолетов солнце приобретало красный цвет и «во весь экран теперь возникло лицо человека, видимое во всех подробностях. Лицо улыбающегося скуластого человека, в его темных волосах застыли сияющие точки: вспыхнувшие самолеты эскадрильи».

Очень быстро выяснилось, что лицо на пленке принадлежит некоему Афанасию Петровичу Горбунову, которого опознал ученый-физик Юрий Васильевич Дейнека из исследовательского института в Рубежанске (вымышленный город на вымышленной реке Адун, что по некоторым рассыпанным в тексте «наводкам» указывает на Амур и на Хабаровск). В институте занимались какими-то очень важными и новаторскими исследованиями, что по мнению Дейнеки имело побочный эффект в виде… уничтожения американских бомбардировщиков. А вот лицо на кинопленке увело сюжет в воспоминания Юрия Васильевича на двадцать лет назад в послевоенные годы, что и является основным сюжетом этой повести.

На фоне этих воспоминаний, где есть и главный злодей – бывший белогвардеец Ганюшкин – и затерянное в тайге поселение потомков летающих людей, из которого и был родом Афанасий Горбунов, и сам летающий человек, старший в том самом поселении, некто «дедка», напрочь теряется научно-фантастический сюжет произведения. Повесть становится запутанной и в конце трудно понять, к чему же все-таки пришло расследование серии необычных происшествий, «виновником» которых было солнце.

Из написанного в последней главе повести можно понять только то, что в силу каких-то невыясненных обстоятельств нервная система Дейнеки, десятилетиями занимавшегося «солнечной проблемой», оказалась включенной в естественный процесс обмена информацией между Землей и Солнцем. Он изучал эти воздействия, пытался вызвать вспышку солнечной энергии в лаборатории и неосознанно стал влиять на процессы, происходящие на Земле.

«Днем в этой комнате я всегда просматриваю газеты. Прибор находился в спектре… Кое-что из прочитанного вызывало во мне острую реакцию, и в такие секунды перед моим сознанием со странной навязчивостью возникало лицо Афанасия Петровича, там, на острове, когда я в ужасе увидел, что он убит… Меня охватывало волнение, и в небе далекой страны вспыхивали самолеты. А может быть, не только самолеты?!»


© Виталий Карацупа, 2021

НАВЕРХ