Советский писатель, журналист и художник. Родился в г. Екатеринослав (ныне – Днепр, Украина), в семье служащих. Имея с детства талант к рисованию, с 14 лет он учился в Москве в художественной студии, а свой первый гонорар за художественную работу он получил весной 1941 года, когда в издательстве «Искусство» вышел в свет сборник пьес Константина Паустовского «Поручик Лермонтов (Сцены из жизни Лермонтова)». Обложка для этой книги была оформлена выпускником средней школы и юным художником Александром Полещуком. В этом году он решил поступать в химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева, но начавшаяся Великая Отечественная война несколько изменила его планы.

По состоянию здоровья Александр Полещук не был призван в армию и несколько лет проучился в выбранном им институте, который был эвакуирован в Среднюю Азию. Но продолжил учебу уже в Одессе, где по возвращению из эвакуации в 1944 году поступил в Институт инженеров морского флота, продолжил учебу на физико-математическом факультете Московского педагогического института, а завершил своё обучение в аналогичном институте в Хабаровске в 1947 году.

После окончания вуза несколько лет работал преподавателем физики, занимался научной деятельностью. Был автором ряда научных работ и изобретений, некоторое время сотрудником с начавшим выходить с 1956 года журналом «Изобретатель и рационализатор». Написал несколько научно-фантастических повестей, которые были переведены на английский, болгарский, венгерский, монгольский, немецкий, польский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский языки. Также выпустил книгу публицистических очерков «Обелиск» (1974) о развитии социализма от утопии к науке.

В последние годы писатель жил в Подольске под Москвой, тяжело болел. Скончался в конце 1979 года в возрасте 56 лет.

* * *

«Человек сложного жизненного опыта, поражавший объемом и многогранностью знаний, широтой интересов, оригинально мыслящий», Александр Полещук свой интерес к науке воплощал в литературных произведениях, избрав для этого научно-фантастический жанр. В 1957 году на страницах журнала «Пионер» был напечатан его роман «Звездный человек» о прибывшем на нашу планету пришельце из другого мира, изгнанным с родины за диктаторские замашки. В романе рассказывается о попытке этого «гостя» с помощью управляемого био-робота воплотить свои властолюбивые цели и как советский ученый физик и его нежданный помощник – школьник Коля Ростиков – помешали осуществлению этого плана. Примечательно, что в романе описан шлем виртуальной реальности, с помощью которого пришелец из космоса показал герою произведения Меркурий, Венеру и Юпитер. На то время подобная идея была всецело в области фантастики, которая стала реальностью только полвека спустя. Финал «Звездного человека» показывает знакомство автора с идеями гелиобиологии и взглядами А. Чижевского.

Отдельным изданием роман был издан как «фантастическая повесть о пришельце из далеких миров и его приключениях на нашей планете» в 1963 году в издательстве «Детская литература» в популярной серии «Библиотека приключений и научной фантастики» и более сорока лет на русском языке не переиздавался. Но зато книга дважды с красочными иллюстрациями издавалась в Японии.

Но вот уже следующая повесть Александра Полещука с оригинальным названием «Великое Делание, или Удивительная история доктора Меканикуса и его собаки Альмы», напечатанная в том же журнале «Пионер» в 1959 году, была сразу же издана отдельным изданием, переиздана в 1965 году и переведена на несколько языков. Эта детская фантастическая повесть по оценкам критиков была лучшим произведением писателя. Увлекательный приключенческий сюжет произведения о докторе Меканикусе, последнего представителя древнего рода фламандских алхимиков, имел своей целью показать зарождение такой важной для человечества науки как химия. Писатель «провёл» читателя из Средневековья XIII века до середины ХХ века, рассказав историю рода Меканикусов, а вместе с ним и некоторые важные вехи в истории современной науки. Кроме того, в повести исподволь и незначительными отрывками рассказана история Бельгии – маленькой европейской страны, о которой советский читатель мало что знал.

В одном из писем брату Аркадий Стругацкий в марте 1959 года писал: «…А ты бы поглядел, что выкручивает Полещук! Вот это настоящий талант. Он написал уже третий роман. Второй – блестящая полусказка «Повесть о Механикусе и Говорящей собаке» – это, брат, шедевр. Талантище!» А в апреле того же года в своем дневнике он записал: «Прочел «Ошибку Алексея Алексеева» Полещука – очень неплохо, я бы сказал – чудесно». Но не всем, как оказалось, пришлось по душе новое произведение писателя.

В 1961 году группа школьников во главе с писателем-фантастом Генрихом Альтовым присудили придуманную ими премию «Гриадный крокодил» повести Александра Полещука «Ошибка Алексея Алексеева» как самому худшему фантастическому произведению, увидевшему в свет в текущем году. Среди этих школьников был и будущий писатель Евгений Витковский, который ровно пятьдесят лет спустя на сайте «Лаборатория фантастики» написал следующее:

«Вот и этого «Гриадного крокодила» я присуждал, – причем тут голосование было единогласным. На очереди была и «Тайна Млечного Пути» юного шестиклассника Фоменко, но она только в «Пионерской Правде» печаталась, а полагалось – за книгу. Кстати, кончились и статуэтки крокодилов. Как теперь понимаю, Полещука мы зря грязью поливали, были много худшие, но... жизнь показала, что это мы дешево отделались. Еще на очереди был А. Шалимов с его «Тайной гремящей расщелины». И не кончись всё сразу – видимо, третий крокодил был бы его… Я это сделал в начале 60-х».

Школьники во главе с Г. Альтовым, несомненно были сильно не правы, присуждая своего «крокодила» этой очень интересной научно-фантастической повести, в которой автор представил серьезную и масштабную идею. Герой повести создал в своей лаборатории, ни много ни мало… настоящую галактику! Небольшого размера, но имеющей все атрибуты космического тела, что и было подтверждено тем, что в ней зародился разум. А ускоренное время дало возможность развиться этому разуму до фантастических пределов, умеющего не только созидать, но и защищаться.

Эта фантастическая повесть, несмотря на то, что она почему-то «пришлась не по вкусу» некоторым критикам, была переведена на несколько языков. Например, кандидат философских наук Ю. Леплинский в своей рецензии был возмущен тем, что:

«Свое повествование А. Полещук пытается подкрепить ссылками на диалектику. Между тем в повести пропагандируется метафизика. Утверждение, что наша Галактика может уменьшаться и увеличиваться, качественно оставаясь без изменения, – чистейшей воды метафизика. Хотя писатель и критикует оккультные общества, но сам приписывает «божественному разуму» всемогущество, одновременно лишая его логики и наделяя способностью совершать нелепости. Созданные буйной фантазией невидимые человечки, достигнув высочайших ступеней коммунистического общества, почему-то, вопреки всякой логике, ведут себя как представители капиталистической страны: они оставляют инженера Алексеева в его хрустальной гробнице, не желают помочь земным людям подняться выше, не делятся с ними хотя бы крохами своих знаний, не хотят помочь им покончить с угрозой войны и капитализмом...»

А Наталия Черная в монографии «В мире мечты и предвидения» (1972) корила автора за то, что тот «как бы перебрал дозу фантастичности, приемлемую для произведения такого типа, в центре которого история и судьба открытия, приключения мысли ученого. Достаточно фантастична, как нам кажется, уже версия о том, что в лаборатории Алексеева была создана миниатюрная действующая модель галактики, в которой все было настоящее: свои атомы, свои звезды, свои планеты – но только в миллиарды раз меньше, чем в варианте, созданном природой. Еще более невероятно с читательской точки зрения следующее допущение: в галактике Алексеева, где все процессы проходили в миллиарды раз быстрее, в полном соответствии с историей Земли появились разумные существа…»

Зато известный исследователь советской фантастики Анатолий Бритиков в своей монографии «Советский научно-фантастический роман» (1970) отмечал:

«Повесть Полещука «Ошибка инженера Алексеева» (1961) в начале 50-х годов наверняка была бы проработана за идеализм и мистику. Моделируя процессы звездообразования, инженер Алексеев неожиданно «сделал» новую Галактику. Очень миниатюрную, но самую настоящую, с мириадами звездных скоплений и, как оказалось, планетами вокруг звезд. Установка была запущена в околоземной космос. А когда с Земли подана была команда прекратить эксперимент, с учеными что-то случилось: они оказались как бы законсервированы в стекловидной массе – на ощупь теплой, близкой температуре человеческого тела... Дело оказалось в том, что прекращение опыта угрожало возникшему на искусственных планетках разуму: за это время он успел осознать свое происхождение и принял меры, ограничившие «создателя».

Тех, кто поторопился обвинить автора в нарушении законов природы, можно отослать к книге А. Кларка «Черты будущего». Ученый напоминает, что по мере продвижения вниз по шкале размеров, в силу ряда биологических обстоятельств, жизнь становится невозможна. Тем не менее Кларк не исключает вовсе существования крошечных разумных существ – «при условии, что по своему строению они не будут походить на людей. Кларк пишет далее, что в рассказах о микровселенных почти неизменно игнорируется то обстоятельство, что уменьшение размеров сопряжено с изменением хода времени. Вот этот феномен Полещук и обыграл. И он не был первым. Искусственную вселенную создал герой Александра Беляева профессор Вагнер…

Повесть А. Полещука делает близкой и понятной ту мысль, что разум – не только производное движения материи, но и сам, не исключено, активно участвует в этом процессе. Здесь – весьма иронический контрвариант клерикальной идеи «божественного первотолчка», оживившейся в связи с новыми работами в теоретической физике».

«Фантастика, 1963 год» – ежегодный сборник издательства «Молодая гвардия» печатает рассказ А. Полещука «Тайна Гомера» (1963), в котором два наших современника отправляются на машине времени в Древнюю Грецию, где узнают, что Гомер-то на самом деле существовал и был никем иным, как… самим Одиссеем! А годом позже в том же издательстве «Молодая гвардия» выходит новая повесть писателя «Падает вверх» (1964), где автор неожиданно строит сюжет не столь на новой технической идее, сколько на автобиографическом материале. Создается впечатление, что А. Полещук решил прикрыться научной фантастикой, чтобы рассказать о своём непростом детстве и юности. И все же в произведении речь идет о создании так называемого компенсатора, который позволил любому летательному аппарату выйти в космос практически на любой скорости, что почти полностью исключает всякую перегрузку на взлете или при посадке. Это стало возможным благодаря вмешательству высшей цивилизации, подарившей через героя повести эту гениальную идею землянам, в результате чего советская наука шагнула далеко вперед и стало возможным не только создание постоянной базы на Луне, но и организация экспедиции на Марс. А ведь действие в повести происходит в конце 1960-х годов.

В повести «Эффект бешеного Солнца» (1970), последним опубликованным при жизни произведением Полещука, снова заметно влияние идей А. Чижевского. По мнению критики, детективный сюжет и психологическое неправдоподобие характера главного злодея, на фоне которых теряются фантастические идеи, снижают литературный уровень произведения. И действительно, при прочтении повести складывается такое впечатление, что сюжет постоянно съезжает куда-то в сторону, а автор пытается всё время вернуть его в основное русло. Но и здесь Полещук выдвигает и обыгрывает гипотезу о том, что нервная система человека может быть включенной в естественный процесс обмена информацией между Землей и Солнцем, и даже не только вызвать вспышку солнечной энергии в лаборатории, но и неосознанно влиять на процессы, происходящие на Земле.

Неопубликованная при жизни повесть писателя «Ингибиторы атакуют», написанная в соавторстве с Идой Кружковской, была напечатана посмертно в молодогвардейском сборнике «Фантастика 88-89» под названием «Имбиторы атакуют на заре» (1990). И хотя она была названа научно-фантастической, от науки в произведении не осталось практически ничего. А основная идея произведения – возвращение на сушу некогда господствовашей на планете расе разумных дельфинов – осуществлялась писателем не за счет научных достижений или технических средств, а с помощью найденного где-то на необитаемом острове волшебном артефакте, который превращал людей в дельфинов и наоборот.

Подытожив вышесказанное, можно добавить, что литературный путь писателя в фантастике начинался очень успешно. В 1950-м – начале 1960-х повести Полещука с их занимательным сюжетом и новыми идеями были безоговорочно приняты читателями, о чем свидетельствуют десятки переводов его книг на иностранные языки. Но, уже начиная с повести «Падает вверх», наметилась тенденция ухода автора от традиционных сюжетов. Поэтому две его последние повести – «Эффект бешеного Солнца» (1970) и особенно «Имбиторы атакуют на заре» (1990) – «благодаря» неровному повествованию и ветвистости сюжетной линии потерялись в общей массе выходившей в СССР научно-фантастической литературы.

    Отдельные издания
  • Великое Делание, или Удивительная история доктора Меканикуса и его собаки Альмы: Фантастическая повесть / Худ. С. Монахов. – М.: Детгиз, 1959. – 192 с. 3 р. 85 к. 90 000 экз. (п) – подписано к печати 19.11.1959 г.
  • Ошибка Алексея Алексеева: Фантастическая повесть / Худ. Н. Гришин. – М.: Молодая гвардия, 1961. – 176 с. 25 коп. 115 000 экз. (о) – подписано к печати 27.12.1961 г.
  • Звездный человек: Фантастическая повесть о пришельце из далеких миров и его приключениях на нашей планете / Под ред. К. К. Андреева; Рис. Г. Макарова. – М.: Детгиз, 1963. – 224 с. – (Библиотека приключений и научной фантастики). 60 коп. 65 000 экз. (п) – подписано к печати 23.11.1963 г.
  • Падает вверх: Научно-фантастическая повесть / Худ. А. Блох. – М.: Молодая гвардия, 1964. – 224 с. – (Фантастика. Приключения. Путешествия). 47 коп. 115 000 экз. (п) – подписано к печати 14.04.1964 г.
  • Великое Делание, или Удивительная история доктора Меканикуса и Альмы, которая была собакой: Фантастическая повесть / Худ. С. Монахов. – М.: Детская литература, 1965. – 192 с. 40 коп. 75 000 экз. (п) – подписано к печати 15.02.1965 г.
  • Обелиск: Публицистические очерки / Оформл. И. Гусевой. – М.: Детская литература, 1974. – 384 с. + 16 вклеек. 1 р. 01 коп. 100 000 экз. (п) – подписано к печати 20.02.1974 г.
    • Имена на камне: [Предисловие] – с.3-4
    • Томас Мор – с.4-24
    • Анри Сен-Симон – с.24-53
    • Шарль Фурье – с.54-76
    • Роберт Оуэн – с.76-109
    • Эстафета великой идеи – с.110-121
    • Дерзание – с.121-135
    • Я вижу Телля, стрелка... – с.136-149
    • Пламя на Рейне – с.149-160
    • В Париже – с.160-174
    • Книга гнева – с.175-185
    • Король королю прислал вазу... – с.185-188
    • Первое великое открытие – с.188-201
    • Союз коммунистов – с.201-217
    • Утренняя заря пролетариата – с.217-226
    • «Новая Рейнская газета» – с.226-231
    • Июньские дни – с.231-239
    • Так прощайте! Но только не навсегда! – с.239-249
    • «Умереть за республику!» – с.249-254
    • Что и требовалось доказать – с.254-267
    • Подвиг – с.267-276
    • Самый страшный снаряд – с.277-289
    • Фердинанд Лассаль – с.189-306
    • Михаил Бакунин – с.306-325
    • Единение – с.326-340
    • Штурмующие небо – с.340-355
    • Битва за Интернационал – с.355-364
    • Генерал – с.364-376
    • Если заварится каша в России... – с.377-384
    • Фотоиллюстрации – 16 листов
  • Эффект бешеного солнца: Научно-фантастическая повесть / Рис. И. Дурново; Оформл. В. Бахтина. – Красноярск: Книжное издательство, 1974. – 140 с. 23 коп. 30 000 экз. (о) – подписано к печати 20.11.1974 г.
  • Звездный человек: Фантастическая повесть / Рис. Г. Макарова. – М.: Детская литература, 2004. – 272 с. – (Библиотека приключений и фантастики). 7 000 экз. (п) ISBN 5-08-004125-0 – подписано к печати 24.05.2004 г.
    • Звездный человек: [Повесть] – с.5-265
    • И. Кружковская. Влюблённый в науку: [Послесловие] – с.266-268
  • Звёздный человек: Научно-фантастические произведения / Сост. Я. Сомов; На обложке иллюстрация Юрия Макарова. – Аркаим: АзГард, 2017. – 604 с. – (Библиотека приключений и научной фантастики). [Тираж не указан] (п) – [Самиздат; издательство вымышленное]
  • Великое делание: Научно-фантастические произведения / Сост. Я. Сомов. – Аркаим: АзГард, 2017. – 560 с. – (Библиотека приключений и научной фантастики). [Тираж не указан] (п) – [Самиздат; издательство вымышленное]
  • Звёздный человек: [Сборник] / Обложка Ю. Макарова. – М.: Престиж Бук, 2021. – 560 с. – (Ретро библиотека приключений и научной фантастики). [Тираж не указан] (п) ISBN 978-5-4459-0182-2
  • Падает вверх: Повести, рассказ. – М.: Престиж Бук, 2021. – 544 с. – (Ретро библиотека приключений и научной фантастики). [Тираж не указан] (п) ISBN 978-5-4459-018921 – подписано в печать 09.05.2021 г.
* * *
* * *

    Отдельные издания
  • Олексій Полещук. Помилка Олексія Алексєєва: Науково-фантастична повість / Пер. Володимира Крекотеня; мал. Анатолія Паливоди. – К.: Веселка, 1965. – 220 с. – (Наукова фантастика). 33 коп. 65 000 пр. (п) – підписано до друку 27.05.1965 р.
* * *
    Публицистика

  • Володимир Владко: «Науково-фантастична література повинна служити ідеям миру»: [Інтерв’ю з А. Поліщуком] // Друг читача, 1973, 29 листопада – с.5
* * *
    Публикации в периодике и сборниках

  • El misterio de Homero, de Alexander Poleschuk [Тайна Гомера] / Пер. Мануэля Хисберта (Manuel T. Gisbert) // антология «Café molecular». – М.: Mir Publischers, 1967 – с.63-80 – [На испанском языке]
  • Homer`s Secret by A. Poleshchuk [А. Полещук. Тайна Гомера] / Пер. Мирры Гинзбург (Mirra Ginsburg) // антология «Last Door to Aiya». – изд. «S. G. Phillips», 1968 – с.131-144 – [На английском языке]
  • The Secret of Homer by Alexander Poleshchuk [Александр Полещук. Тайна Гомера] // антология «The Molecular Cafe». – М.: Mir Publishers, 1968 – с.59-75 – [На английском языке]
  • A. Poleschtschuk. Wer war Homer? [А. Полещук. Тайна Гомера] / Пер. Биргит Ресс-Бохуш (Birgit Reß-Bohusch) // антология «Draußen im Weltraum». – изд. «Heyne», 1970 – с.89-100 – [На немецком языке]
  • O Mistério de Homero por Alexandre Poleschuk [Александр Полещук. Тайна Гомера] / Пер. Мария Хосе Фернандес де Мелло (Maria José Fernandes de Mello) // антология «Café molecular». – М.: Editora Mir, 1981 – с. … – [На португальском языке]
  • Советская НФ в 1958-1959 гг.: По материалам дискуссии, 14 марта 1960 г. в московском Доме литераторов (Г. Тушкан, К. Андреев, Е Брандис, Н. Томан, Л. Лагин, И. Кассель, В. Сытин, Б Ляпунов, А. Полещук) // Московский литератуор, 1960, 7 апреля – с.
  • Ю. Леплинский. Против антинаучной фантастики: [О повести А. Полещука «Ошибка Алексея Алексеева»] // Природа, 1961, №8 – с.118-119
  • А. Днепров. Научная фантастика для исследования будущего: [О произведениях советских авторов, в т.ч. о повести А. Полещука «Ошибка Алексея Алексеева»] // Молодой коммунист, 1961, №8 – с.112-119
  • Н. Черная. Через будущее о настоящем: Заметки о творчестве молодых русских и украинских писателей-фантастов: [О произведениях А. Днепрова, А. и Б. Стругацких, Г. Альтова, В. Журавлевой, Л. Оношко, В. Савченко, А. Бердника, Ал. Полещука] // Дружба народов, 1963, №4 – с.254-262
  • И. Питляр. «Падает вверх», или немного о законах восприятия…: [Рец. на книгу А. Полещука «Падает вверх» (1964)] // Фантастика, 1965. Вып.I. – М.: Молодая гвардия, 1965 – с.273-277
  • [О произведениях Александра Полещука] // А. Ф. Бритиков. Русский советский научно-фантастический роман. – Л.: Наука, 1970. С. 247, 272-274, 324, 333-334.
  • Памяти друга: [Некролог А. Полещуку] // Изобретатель и рационализатор, 1980, №1 – с.35
  • Александр Лазаревич Полещук 1923-1979 // Мир глазами фантастов: Рекомендательный библиографический справочник. – М.: Издательство «Книга», 1986 – с.86-87
  • Полещук Александр Лазаревич (1923-1980) / В. И. Борисов // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. – Минск: ИКО «Галаксиас», 1995 – с.454-455
  • З. Бар-Селла. ОЛО, или Блистающий параллельный мир: [О творчестве А. Л. Полещука] // Вчерашнее завтра. – М.: РГГУ, 2004 – с.200-203

© Виталий Карацупа, 2021

НАВЕРХ