Книга Франсиса Карсака «Робинзоны космоса» (Les robinsons du cosmos, 1955) начинается с рассказа ведущего дневник старика. Главный герой говорил, что ему осталось недолго жить. И он очень торопился поведать потомкам свою историю. А потом пошло развитие непосредственно самого сюжета. Вообще ничто не предвещало беды. Жители занимались самыми обычными делами, решали ежедневные насущные проблемы. Но однажды кто-то из астрономов обнаружил в нашей солнечной системе странное искажение. Вроде бы на указанное несоответствие никто не обратил внимание. Но позднее произошло совершенно сногсшибательное событие: за страшным грохотом последовало иррациональное отсутствие гравитации. А потом странная катастрофа прекратилась столь же внезапно, как и началась. И только утром люди обнаружили, что очутились на абсолютно другой планете. Жители целого населённого пункта перенеслись в неизвестную точку пространства. Не спорю, жуткое открытие. Но надо, же как-то жить дальше. В результате люди даже ухитрились самоорганизоваться, провести ревизию профессий и ресурсов.

Если взглянуть правде в глаза, легко можно заметить, что после перемещения в другой мир жизнь людей не изменилась: те же распри, споры, идеалисты и преступники. Но к прочим неприятностям присоединились и опасности незнакомой планеты. Самой лютой напастью оказались пресловутые гидры. Они буквально покоя не давали нечаянным робинзонам. Однако исследования планеты продолжились несмотря ни на что. Так произошло знакомство и с коренными обитателями, местной флорой и фауной. В результате человеческая цивилизация продолжила своё развитие. А проблемы решались по мере их поступления. Книга закончилась эпилогом. Старик вздохнул с облегчением, потому что успел запечатлеть для потомков свою историю.

© Наталья Грейш, 2023

* * *

Роман Франсиса Карсака «Робинзоны космоса» начинается с воспоминаний старика о минувших годах, а последняя строчка пролога дает нам знать, что дело происходит отнюдь не на нашей планете: предметы отбрасывают две тени. Да и название произведения недвусмысленно указывает на этот факт.

Итак, в результате глобальной катастрофы кусочек матушки Земли оказывается на новой планете, поименованной в дальнейшем Теллус. Главным героем выступает молодой геолог Жан Бурна, в котором без труда угадывается автор романа. И по воле творца произведения новоявленным колонистам сразу выдаются гигачиты, значительно облегчающие жизнь в новом мире. Это и обсерватория с квалифицированным персоналом, и металлургический заводик, и уголь, и случайно оказавшееся оборудование для бурения скважин, и мегахирург, случайно приехавший в гости, и геолог в лице рассказчика, и прочие полезные люди.

Разумеется, для выживания людям требуется самоорганизоваться. И формируется на выборной основе Комитет общественного спасения, а как еще француз назовет чрезвычайный орган управления? Результаты выборов прямо указывают на приверженность фантаста к идеям Платона о гармоничном государстве, где главенствующую роль занимают цари-философы. Процентов восемьдесят от состава созданного комитета занимают люди с высшим образованием или учеными степенями. Владелец самого большого кабака деревни не составил конкуренцию труженикам науки. Что характерно, автор вписал туда богатого крестьянина и кюре, но их вскоре убьют злобные монстры со счупальцами – гидры. Таким образом, во главе общины землян окончательно окажутся ученые и представители технических специальностей.

Естественно, далее по правилам сказочного повествования случается беда – похищение девушки местными антагонистами, на которых стоит остановиться подробнее. В их качестве выступают швейцарец, подпольный торговец оружием Иоахим Онеггер, его сын Шарль и подчиненная им банда наемников. Что характерно, И. Онеггер (в другом переводе – Хонеггер) является нацистом, стремящимся основать «новый порядок» и стать господином на планете.

С целью освобождения девушки начинается военная операция, где мы видим совершенно иных французов, отличающихся от образов, навязанных в литературе и кино: беззаботных весельчаков, не могущих жить без вина и сыра. Наоборот, перед нами предстают свирепые люди, безжалостно вешающие предателя, быстро собирающие кустарные «катюши» и проводящие молниеносную операцию по уничтожению противника, несмотря на его изначальное превосходство в вооружении. Главный нацист раскусывает ампулу с цианидом, что отсылает нас, разумеется, ко всяким интересным личностям типа Гиммлера, Геринга и Ко.

После чего следует скорый суд, проведение которого тоже весьма любопытно. Во-первых, по сути, мы наблюдаем обстановку фронтира с присущей ей быстрой расправой (в смысле рассмотрения дела). Во-вторых, реализацию практик Великой французской революции, где во время якобинского террора обвиняемым не полагался адвокат. В-третьих, самое главное, указывающее на вбитость в подкорку политических идей Просвещения, – лишение осужденных к каторге политических прав. То есть, вас выкинуло у черта на куличках, но право избирать и быть избранным так надежно прописалось в культурном коде французов, что неважно, Земля, Теллус, черная дыра – это один из краеугольных камней общества. Более того, узнав, что одна из обитательниц замка главгада юрист, Жан Бурна немедленно засаживает её за кодификацию и создание нового кодекса законов нового мира.

Но похищение девушки злодеями – это локальная беда, позволяющая сплотить общину кровью и победой над врагом. Коллективная беда никуда не делась, по сути, все люди тоже похищены катаклизмом. И обстановочка, куда изначально попали люди, такая себе. Болота, змеи и гидры явно не способствуют стабильной жизнедеятельности. Для преодоления горя герой канонично пускается в путешествие и устраивает экспедицию для разведки окружающих территорий.

В ней Жан Бурна и его команда преодолевают различные трудности, изучают окружающий мир, после чего встречают аборигенов планеты, ссвисов – местных кентавров, находящихся на стадии позднего каменного века. Одного коренного жителя французы спасают, тем самым приобретя сказочного спутника, почти что аналог Серого Волка или, скорее, Конька-Горбунка. С его помощью в дальнейшем люди решат ряд насущных проблем, в том числе и с расширением ареала своего обитания.

Имеются враждебные союзным ссвисам негодяи сслвипы, с которыми в дальнейшем произойдет эпичное сражение. Аналогия вражды профранцузских абенаков и проанглийских ирокезов прослеживается достаточно четко. И у коренных жителей тоже есть шанс стать членами человеческого общества с сопутствующими правами и обязанностями. Только в качестве пропуска в мир людей выступает не причастие, а постижение мира с помощью науки, усвоение ценностей рационалистического взгляда на Ойкумену. В романе упоминается «очеловеченный» кентавр Хои, в математическом трактате которого не под силу разобраться рядовому ученому.

Найдя ответ на вопрос, где основать новое поселение, экспедиция возвращается назад, попав из огня да в полымя. На деревню напали гидры, тем самым подтвердив мысли о необходимости исхода на новые земли. В результате организовывается переселение, пусть и уступающее по своим масштабам библейскому или мормонскому, но, учитывая ограниченную популяцию людишек на Теллусе, носящее не менее значительный характер. Параллельно по реке завозится имущество, телепортировавшееся вместе с землянами. Автор остается верен себе, перевозка завода обрисована мимоходом, однако особое внимание уделено доставке телескопов. На этом, собственно, сказочный элемент заканчивается.

В один прекрасный день Жан Бурна ловит радиопередачу и начинается политический этап романа, связанный с обнаружением на Теллусе таких же бедолаг: американцев, норвежцев, голландцев. Им писатель не завёз даже клавесина, поэтому выживать пришлось в несравненно более хардкорных условиях, сопровождавшихся, например, повышенной детской смертностью из-за отсутствия молока.

И потом автор наносит контрольный удар по американцам и их коллегам по несчастью: остров, где расположилось их поселение, Нью-Вашингтон, начинает тонуть. Почему? Ф. Борд просто испытывал к американцам стойкую антипатию, хоть и приходил в восторг от американских прерий. Даже новое поселение французы назвали Кобальт-сити в честь городов на Диком Западе.

Разумеется, новоприбывшим ссвисы тоже выделили земли. На вопрос, как воинственные аборигены так легко расстаются со своей территорией, автор дает ответ в дополнении к роману, где подробно раскрывается процесс создания карты мира, устройство общества ссви и взаимоотношения с американцами. Соавтором, кстати, выступает его сын.

Янки тут же начинают вести себя как стереотипные англосаксы по отношению к ссвисам. Повздорив на пропускном пункте со ссвисами, убивают двоих из них, третьего берут в плен, что приводит к войне. Понятное дело, соотечественники фантаста берут верх в этом противостоянии и дело улаживается малой кровью. Дальше наступает мир, дружба, жвачка и образуются Объединенные государства Теллуса. Наивно? Согласен. После старый Бурна сжигает дневники и на этом произведение заканчивается.

© Максим Ковлягин

НАВЕРХ