«Сад орхидей» – немецкий журнал, выходивший с января 1919-го по ноябрь 1921 года. Это уникальное издание было первым в мире журналов, посвященных фантастическому и эротическому в литературе и изобразительном искусстве. «Сад орхидей» выпускался в Мюнхене в издательстве «Dreiländerverlag». Всего было выпущено 54 номера.

Издатель – австрийский писатель Карл Ханс Штробль (Karl Hans Strobl).

Редактор – австрийско-немецкий писатель и художник Альфонс фон Цибулька (Alfons von Czibulka).

* * *
  • Вып.1 – 1919 (январь). – 24 с. 80 пфеннигов
  • Цветная обложка: Эдвин Хенель (Edwin Henel)
содержание
  • Гёте. Фауст: Часть 1, cцена у места казней (Goethe: Motto: Goethe: Faust I.Teil, Rabensteinszene): [Выдержка из поэмы в качестве эпиграфа] / Рис. Э. Плайхингер-Кольтелли (E. Plaichinger-Coltelli) – с.1
  • Рудольф Шнайдер. Сон (Traum von Rudolf Schneider): [Рассказ; Отрывок из рукописи романа «Bubunus»] / Рис. Вильгельма Хейзе (Wilhelm Heise) – с.2-4
  • Пауль Франк. 18. XII.18 (18. XII.18 von Paul Frank) / Рис. Пауля Ноя (Paul Neu): [Рассказ] – с.4-8
  • Карл Ханс Штробль. Маэстро Иерихон (Meister Jericho von Karl Hans Strobl): [Рассказ] / Рис. Эдвина Хенеля (Edwin Henel), Э. Хейгенмозера (E. Heigenmoser), Альфреда Элерса (Alfred Ehlers), Франца Хехта (Franz Hecht) – с.8-15
  • Макс Рорер. Летучие мыши (Fledermäuse von Max Rohrer): [Стихотворение] / Рис. Отто Монка (Otto Monk) – с.16
  • Виктор Гюго. Последний путь на эшафот (Der Weg zum Schafott von Victor Hugo): [Рассказ] / Пер. Альфа фон Цибулки (Alf v. Czibulka); Рис. Франсиско Гойя (Francisco Goya) – с.16-20
  • А. М. Фрай. Ночной визит (Nächtlicher Besuch von A. M. Frey): [Стихотворение] – с.20
  • Оранжерея. Удивительное и странное (Das Treibhaus. Wunderliches und absomderliches) / Раздел ведет доктор Макс Кеммерих (Dr. Max Kemmerich):
    • Таинственная музыка (Geheimnisvolle Musik): [Статья] / Рис. Э. Хайгенмозер (E. Heigenmoser), Отто Нюкель (Otto Nückel) – с.21-22
  • Фантастические книги (Phantastische Bücher):
    • Вильгельм Михель. Дьявольское и гротескное в искусстве (Wilhelm Michel, Das Teuflische und Groteske in der Kunst). 103 иллюстрации, тираж 16-20 тыс., Мюнхен, R. Riper & Co., 1917: [Рецензия] – с.23 – [Подписано: Sz.]
    • Карл Ханс Штробль. Зайде Боровиц (Karl Hans Strobl, Seide Borowitz. Roman. Leipzig, L. Staackmann Verlag 1918: [Рецензия] – с.23 – [Подписано: Birnitz]
  • [Реклама] – с.24, 3-4 стр. обложки


Раздел: Фантастические книги (Phantastische Bücher)

Современному читателю будет, вероятно, интересно узнать, что читали и печатали в Германии того времени. Поэтому об этом более подробно. В первом номере рецензируются 2 книги, кстати, действительно очень достойные.

Вильгельм Михель. Дьявольское и гротескное в искусстве (Wilhelm Michel, Das Teuflische und Groteske in der Kunst). 103 иллюстрации, тираж 16-20 тыс., Мюнхен, R. Riper & Co., 1917

«Этот небольшой труд – более чем удавшийся блестяще написанный трактат, снабжённый богатым красивым иллюстрационным материалом. Он относится со всей очевидностью к книгам по истории искусства, которые могут рассказать о нечто особенном, избегая погружения в сухой как песчаная пустыня мыслительный ландшафт доктринёрской избитой учёности. Вместе с тем это научное исследование, впервые изданное несколько лет тому назад, есть знак нашего времени. Посему совсем не удивительно, что именно в то время, когда свершилось самое дьявольское и ужасное, вообще пережитое людьми в этот земной период, ожили понимание и любовь к кошмарному и гротескному в искусстве. При чтении книги содрогнутся в ужасе все те, которым лишь теперь стало ясно, что человек, описывающий историю ужаса в искусстве, воспроизводит не что иное, как историю искусства как такового. Столь могущественно господство ариманического духа в самом божественном царстве человека. Тебе кажется, будто ты слышишь смех дьявола, когда читаешь про все эти сморщенные каменные рожи на фронтонах, башнях и крышах святейших соборов, видишь эти непристойности из камня и грубые шутки, словно вечный злобный смех притаившиеся высоко над церковной кафедрой. И так же в церковном искусстве – стоит только вспомнить живопись, созданную Маттиасом Грюнвальдом для главного алтаря прецептории антонитов в Изенхайме – именно величайшие мастера находились под чарами бьющей через край кошмарнейшей фантастики. Никого из них не миновали упрёки в сатанизме. Это и тот факт, что искусство страшного и ужасного покорило изобразительное творчество всех народов, а древние мастера сначала воспроизвели ужас, прежде чем нашли красоту, доказывают абсолютное господство этого всемогущего принципа. Это жестокая правда нашей книги и одновременно её ликующее признание – Пан жив».

* * *

Карл Ханс Штробль. Зайде Боровиц (Karl Hans Strobl, Seide Borowitz. Roman. Leipzig, L. Staackmann Verlag 1918

В рецензии речь идёт о романе Карла Ханса Штробля «Зайде Боровиц», изданного в националистическом издательстве Людвига Штаакмана в Лейпциге в 1918 году.

«Есть книги, которые читаешь, а есть такие, которые проживаешь. Это новое произведение Карла Ханса Штробля – уникальное в своём роде переживание, а пластичное изображение данной фантазии невольно одолевает читателя. Уже в начале книги, повествующей о деянии двух евреев, пытающихся с помощью талмудистских изощрённых знаний, мистики и хитрости обмануть смерть, динамика развития действия совершает крутой скачок вверх, достигая большой силы. В немногословной манере автор втягивает нас в самый эпицентр сферы влияния правоверного ритуала. Со страниц книги веет непостижимой мистикой, в которой словно по кругу вечно вращается ортодоксальное восточноевропейское еврейство. Кабалистический ужас призрачно витает вокруг старика Боровица и Менделя Брифбешвера, словно на них снизошла часть духа могущественного рабина Симеона бен Йохаи.

Молясь при неровном свете меноры, священного подсвечника для семи свечей, эти люди, пожалуй, решили, что сами стали Баал-Шемом, человеком, знающим о волшебной силе божественных имён. Мы перестали читать, мы наблюдаем. Сидим в затхлой комнате еврейской семьи и проживаем каждое слово, одно действие за другим вокруг страного происшествия с ясновидящим еврейским мальчиком Зайде Боровицем. Жутким уродцем, получеловеком, полупризраком, который на нетвёрдых ногах в виде страшной жабы сталкивается с этими людьми.

На нервном пределе с парализующим ужасом читатель доходит до того момента, когда с неотвратимостью действие достигает своей максимальной черты и человек-рептилия начинает страстно желать женщину. В пронзительном диссонансе страшной ночи книга достигает апогея. «Зайде Боровиц» – одна из лучших книг, когда-либо написанных в духе гетто».


© Вячеслав Короп, 2020

НАВЕРХ