Пески Марса




Мартин Гибсон – главный герой романа Артура Кларка «Пески Марса» (The Sands of Mars, 1951) – был известным писателем-фантастом, написавшим немало занимательных книг о покорении космического пространства. И вот теперь ему выпала честь самому отправиться в космос, а точнее, посетить Марс, увидеть его города под шарообразными куполами, совершить экскурсию по поверхности планеты и написать немало очерков о своем путешествии. Гибсон, после прибытия на Красную планету, поначалу никак не мог привыкнуть к маленькой площади города, к тому, что здесь главное – это работа, и минимуму развлечений. А еще здесь почти не было детей, уклад жизни подчинялся выживаемости человека в условиях чужой планеты. А еще Мартин почувствовал огромный патриотизм жителей за свою маленькую колонию, считающих себя, как это странно не звучит, потомственными марсианами, и лелеющих огромную надежду, что когда-нибудь они перестанут зависеть от поставок с Земли и создадут здесь свой собственный мир.
Его пребывание в самом большом городе Марса Порт-Лоуэлле поначалу было не особенно комфортным, отношения с Главным управляющим Уорреном Хэдвилдом слегка натянутыми, и если бы не его юный спутник Джимми Спенсер, мечтающий стать космонавтом, ему и вовсе было бы туго. Этот мальчик только окончил колледж и нанялся на этот рейс в качестве мальчика на побегушках, чтобы подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение. Постепенно писатель осваивался с незамысловатой жизнью на Марсе, напрашивался на экскурсии в разные места Порта-Лоуэлла, чтобы узнать поближе весь тот механизм, который обеспечивает существование колонии.
А спустя несколько месяцев Мартин Гибсон претерпел полную трансформацию сознания. Он почувствовал в себе тот же дух первооткрывательства, который питал первых пионеров Дикого Запада, осваивавших огромные прерии Нового Света. Возможно, не случайно, именно Мартин Гибсон, при посещении одного из районов Марса, где еще сохранилось некоторое количество примитивных растений, первым увидел живых марсиан. «На полянке было десять существ, слишком занятых едой, чтобы обратить внимание на незваных гостей. Больше всего они напоминали очень толстых кенгуру. Почти шарообразные тела покачивались на длинностопных тонких ножках. Шерсти у них не было, а шкурка странно поблескивала, как полированная кожа. Слабые ручки, на вид чрезвычайно гибкие, находились там же, где и у людей, и заканчивались тоненькой кистью, маленькой, как птичья лапка, тоненькой и беспомощной. Шеи не было и следа, голова сидела прямо на плечах, а глаза были большие, светлые, с широкими веками. Носа тоже как будто не было. Зато был смешной треугольный рот с тремя зубами, которые быстро перетирали листья. Большие, почти прозрачные уши колыхались по бокам, иногда сворачиваясь в трубочки; и казалось, что они прекрасно улавливают звуки даже в этой разреженной атмосфере». Ему даже удалось «подружиться» с самым маленьким из этой группы «марианских кенгуру», которого он назвал Сквиком. Этот, видимо детеныш, марсианин все время сопровождал писателя, став почти его тенью.
В итоге Мартин Гибсон решает остаться на Марсе жить, тем более что здесь он в самом прямом смысле слова приобрел себе сына. Ведь Джимми оказался действительно его ребенком, зачатым во время учебы в Кембридже, но вследствие жизненной драмы, разведшей Мартина с его любимой девушкой, он с тех пор ничего не ведал о ее судьбе. А еще писателя привлекала смелость и свободомыслие здешних людей. Об этом говорит даже тот факт, что Главный управляющий Уоррен Хэдвилд с группой ученых осуществили очень смелый проект, который тайно в течение многих лет создавался в построенной далеко от Порта-Лоуэлла лаборатории. И в дни посещения писателя Марса этот проект был осуществлен. Термоядерный взрыв одного из спутников Марса – Фобоса, превратил его в маленькое солнце, которое будет жить несколько тысяч лет, но этого времени по подсчетам как раз хватит на то, чтобы на этой планете накопить достаточное количество кислорода и сделать ее пригодной для жизни человечества.

© Виталий Карацупа, 2014