Кузнецов Исай Константинович
(17(30) ноября 1916 – 28 июля 2010)

















Российский советский драматург, сценарист, театральный актер и прозаик. Член ВКП(б) с 1944 года. Член Союза писателей СССР (1957) и Союза кинематографистов.

Родился в Петрограде третьим ребенком в религиозной еврейской семье (его дед был кантонистом в русской армии, отец – участник Первой мировой войны), в детстве изучал древнееврейский язык. В 1931 году семья переехала в Москву, где юноше окончил школу-семилетку и ФЗУ Электрозавода (Московский электрокомбинат им. Куйбышева). В 1938 году в эпоху террора по обвинению в шпионаже в пользу Польши расстреляли его отца, а мать-еврейка чудом осталась в живых (они к тому времени были разведены).

В 1941 году окончил студию Театра рабочей молодежи при заводе (ТРаМ электриков), руководимого Валентином Плучеком; в 1939 году вместе с Зиновием Гердтом, товарищем по ФЗУ и ТРАМу, стал актёром так называемой «Арбузовской студии» под руководством Алексея Арбузова и Плучека. Первую пьесу «Дуэль» написал в соавторстве со студийцами Александром Галичем (тогда Гинзбург) и Всеволодом Багрицким. Пьеса репетировалась в студии вплоть до начала Великой Отечественной войны.

В 1941-м его призвали в армию, Исай Кузнецов ушёл на фронт, воевал в составе инженерных войск на Ленинградском, затем на Первом Украинском фронте в составе 11-ой понтонно-мостовой бригады, дошёл до Дрездена. В должности понтонёра Исай Кузнецов строил деревянные мосты, собирал паромы и наводил понтоны на Неве, Днестре, Днепре и Эльбе. Он остался в живых, но два его брата и первая жена Мария Малинина погибли на фронте. Был демобилизован в 1946 году старшим сержантом; награжден орденами и медалями.

После окончания войны был приглашён Валентином Плучеком в качестве ассистента режиссёра в Московский гастрольный театр, которым он в то время руководил. В 1949 году, во время так называемой «борьбы с космополитизмом», Кузнецов был из театра уволен, а чуть позже уволили и Плучека.

В 1950-м году он обратился к драматургии и тогда же у него появился постоянный соавтор – Авенир Григорьевич Зак. «В Москве у меня был друг – Юра Тимофеев. Вокруг него всегда была масса интересных людей. Я сказал Юре, что хочу написать пьесу. Он ответил, что познакомит с человеком, вместе с которым мы напишем. Вот так это странно произошло. Непонятно было, о чем друг с другом говорить, поэтому мы с Авениром сразу же заговорили о пьесе». Премьера из первой совместной работы – пьесы о французских пионерах «Вперёд, отважные!», состоялась 1 июня 1951 года в Центральном детском театре. Они создали ряд сценариев для телепрограмм, театральных пьес, по их сценариям поставлены известные фильмы «Достояние республики», «Пропавшая экспедиция» и др. К примеру, одним из наиболее ярких спектаклей раннего «Современника» стала постановка Олегом Ефремовым их пьесы «Два цвета» в 1959 году.

«Лёва Копелев, знакомя нас с кем-нибудь, представлял каждого из нас, как «полудраматургов», Давид Самойлов в своей шуточной поэме, имея в виду нас, назвал соавторов-драматургов Мюр и Мюрелиз. Павел Нилин, посмеиваясь, уверял, будто в Иркутске была гостиница Зака и Кузнецова, куда извозчики со станции заманивали постояльцев. Однажды кто-то по телефону спросил Авину жену Галю: «Вы ... жена Зака и Кузнецова?» Какой-то графоман, решив, что главный человек в нашем дуэте – еврей Зак, который, собственно и пробивает пьесы, предлагал Аве быть его соавтором и обещал платить больше, чем «этот Кузнецов». Один шутник утверждал, что «Зак и Кузнецов» – это псевдоним некоего автора, который на самом деле пишет один. В том же роде шутливо высказался и Сергей Михалков. На заседании приёмной комиссии Союза писателей, при обсуждении нашего заявления, кто-то спросил: «А как это они пишут вдвоём?» «А также как Салтыков-Щедрин и Шеллер-Михайлов», – сказал Михалков».

В литературном наследии авторского дуэта есть и обращение к фантастике. В 1957 году было опубликовано «волшебное представление» «Сказка про сказки», а в самом начале 1970-х был написан сценарий «Сапиенс» по рассказу Александра Беляева «Хойти-Тойти». Чуть позднее, когда уже не было в живых Авенира Зака, он написал сценарий под названием «Остров Кордонас» по мотивам романа Александра Беляева «Остров Погибших Кораблей». «Там предполагается, что в Бермудском треугольнике есть переход в другое измерение, и туда попадают все пропавшие корабли. Там время движется по другому, и на этом острове оказываются люди самых разных поколений. Этот сценарий не был осуществлен. Он делался для режиссера Вениамина Дормана, снявшего фильмы «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка»...»

Но самым известным творением соавтором оказался сценарий детского научно-фантастического фильма «Москва – Кассиопея», написанный ими в начале 1970-х годов. Этот фильм вышел на экраны в 1973 году на киностудии детских фильмов имени М. Горького. Режиссером картины, которая заработал пять призов на различных Международных кинофестивалях, стал известный советский кинорежиссер НФ фильмов Ричард Викторов. В центре сюжета – реализация грандиозного проекта юного пионера Вити Середы, преследующего своей целью достижение земным звездолетом планеты из системы звезды Шедар (Альфа созвездия Кассиопеи), с которой незадолго до этого были получены радиосигналы от разумных существ. Полет на космическом корабле «ЗАРЯ» (Звездолёт Аннигиляционный Релятивистский Ядерный), экипаж которого составляют исключительно 14-15-летние школьники, должен был продлиться несколько десятилетий, но из-за тайком пробравшегося на корабль озорника и выдумщика Феди Лобанова, «ЗАРЯ», превысив скорость света, оказывается у цели на 27 лет раньше намеченного срока.

А год спустя на экраны выходит продолжение – фильм «Отроки во Вселенной», которая имела такой же успех, как и первая часть дилогии. В продолжении – экипаж высаживается на планету и вступает в контакт с жителями нового мира, пережившего планетарную катастрофу. Созданные жителями Шедара роботы захватили власть над живыми существами, которых с помощью особой процедуры лишали чувств и эмоций. Земляне помогают оставшейся кучке жителей уничтожить энергетическую станцию и спасти обитателей Шедара.

Интересно, что сценаристы написали единый сценарий, без деления на два фильма, но когда объём отснятого материала превысил стандартный хронометраж советского фильма, из Госкино СССР было получено разрешение снять две картины.

После смерти соавтора в 1974 году, Исай Кузнецов с 1976 по 2000 год вместе с Кирой Парамоновой руководил сценарной мастерской ВГИКа, где преподавал сценическое мастерство. Среди его учеников были Р. М. Литвинова, В. П. Тодоровский, Андрей Амлинский, Александр Черных, Надежда Шахова, А. В. Высоцкий, Р. Р. Качанов и др.

Скончался в Москве в возрасте 94 лет. У него осталось несколько неопубликованных произведений (рассказы, романы, пьесы), среди которых есть роман «Всё о Мощееве», фантастическая повесть «Лакуна» о некоем государстве, располагавшегося где-то рядом с Албанией и ее диктатора, а также фантастический сценарий «Клон».
Произведения автора (в соавторстве с Авениром Заком)
    Сборники
  • 1968 – Солнечное сплетение
  • 1968 – Пропало лето; Спасите утопающего
  • 1976 – Два цвета
  • 1988 – Утренние поезда
  • 1990 – Пропавшая экспедиция
  • 2013 – Москва – Кассиопея

    Повести

  • 1968 – Пропало лето
  • 1968 – Спасите утопающего
  • 1973 – Достояние республики
  • 1990 – Пропавшая экспедиция

    Пьесы

  • 1952 – Вперёд, отважные!
  • 1956 – Сказка о сказках
      То же: Под названием «Сказки про сказки»
  • 1960 – Два цвета
  • 1962 – Солнечное сплетение
  • 1962 – Единственный племянник
  • 1965 – Приглашение к подвигу
  • 1966 – Взрослые дети
  • 1968 – Слово из песни
  • 1968 – Приключения Витторио
  • 1972 – Пятнадцатая весна
  • 1973 – Весенний день тридцатого апреля
      То же: Под названием «Весенний день 30 апреля»
  • 1976 – Генка Мухин – жертва случая
  • 1976 – Нескладный парень
  • 1987 – Вечерние игры

    Киносценарии

  • 1972 – Москва – Кассиопея – [входит и продолжение «Отроки во Вселенной»]
  • 1988 – Утренние поезда
  • 1988 – Пропавшая экспедиция

    Фильмография и экранизации

  • 1953 – Два брата с Арбата – короткометражный фильм
  • 1960 – Колыбельная
  • 1963 – Пропало лето
  • 1963 – Утренние поезда
  • 1967 – Спасите утопающего
  • 1968 – Любить (автор одного из сюжетов)
  • 1969 – Мой папа – капитан
  • 1971 – Достояние республики
  • 1973 – Москва – Кассиопея
  • 1974 – Отроки во Вселенной
  • 1975 – Пропавшая экспедиция
Произведения автора (написанные единолично)
    Романы
  • 1990 – Лестницы
  • 2001 – Все ушли...

    Рассказы

  • 2003 – Улыбка Чеширского Кота
  • 2003 – Даша
  • 2005 – Подарок оружейников Зуля
  • 2005 – Анхен

    Пьесы

  • 1988 – Портрет трагической актрисы
  • 1988 – Представление о Радомире
  • 1990 – Белые флаги

    Киносценарии

  • 1988 – Золотая речка

    Фильмография и экранизации

  • 1976 – Золотая речка
  • 1978 – Исчезновение
  • 1979 – Похищение «Савойи»
  • 1983 – Ученик лекаря
  • 1984 – Медный ангел
  • 1986 – Верните бабушку
Награды и звания
  • 194.. – орден Красной Звезды
  • 194.. – Орден Великой Отечественной войны
  • 194.. – медаль «За оборону Ленинграда»
  • 1945 – медаль «За взятие Праги»
  • 1945 – медаль «За Победу»
  • 19.. – вторая премия на Конкурсе сценариев от Министерства кинематографии за сценарий «Москва – Кассиопея»
  • 1977 – Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за художественный фильм-дилогию «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной»
  • 1985 – Орден Отечественной войны I степени
Отдельные издания
  • Вперёд, отважные!: Пьеса в 3-х д., 6-ти карт. / В соавт. с Авениром Заком: Режиссерские указания заслуженного артиста РСФСР лауреата Сталинской премии З. Сажина; Рис. Г. Филипповского. – М.-Л.: Детгиз, 1952. – 64 с. – (Школьная библиотека). 100 000 экз. 1 р. 50 к. (о)
  • Вперёд, отважные!: Пьеса в 2-х д., 8-ти карт. / В соавт. с Авениром Заком. – М.: Искусство, 1952. – 124 с. 5 000 экз. 1 р. 65 к. (о)
  • Вперёд, отважные!: Пьеса в 4-х д., 8-ти карт. / В соавт. с Авениром Заком; Рис. В. Богаткина. – М.-Л.: Детгиз, 1952. – 88 с. 30 000 экз. 2 р. 40 к. (п)
  • Сказка о сказках: Пьеса в 3 д. / В соавт. с Авениром Заком. – М.: Бюро распространения драматических произведений ВУОАП, 1956. – 55 с. 50 экз. (о)
  • Сказка о сказках: Пьеса в 3 д. / В соавт. с Авениром Заком; Худ. В. В. Красновский. – М.: Искусство, 1957. – 60 с. 7 000 экз. 1 р. 15 к. (с.о.)
  • Сказка про сказки: Волшебное представление в 2-х д. / В соавт. с Авениром Заком; Рис. Л. И. Мильчина. – М.: Детгиз, 1957. – 64 с. 115 000 экз. 5 р. 80 к. (п)
  • Сказка про сказки: Волшебное представление в 2-х д. / В соавт. с Авениром Заком; Рис. Л. И. Мильчина. – М.: Детгиз, 1959. – 96 с. – (Школьная библиотека для нерусских школ). 45 000 экз. 1 р. 65 к. (о)
  • Солнечное сплетение: Пьеса в 2-х д. / В соавт. с Авениром Заком. – М.: Отдел распространения драматических произведений ВУОАП, 1962. – 65 с. 100 экз. (о)
  • Единственный племянник: Комедия-шутка в 3-х д. / В соавт. с Авениром Заком. – М.: Отдел распространения драматических произведений ВУОАП, 1962. – 65 с. 100 экз. (о)
  • Приглашение к подвигу: Комедия в 2-х ч. / В соавт. с Авениром Заком. – М.: Отдел распространения драматических произведений ВУОАП, 1965. – 73 с. 50 экз. (о)
  • Солнечное сплетение: Пьесы / В соавт. с Авениром Заком; Худ. Б. А. Мессесер. – М.: Советский писатель, 1968. – 336 с. 12 000 экз. 73 коп. (п)
      Два цвета: Драма в 2-х д. – с.5-85
      Взрослые дети: Пьеса в 2-х д. – с.87-176
      Слово из песни: Драма в 2-х д. – с.177-268
      Солнечное сплетение: Пьеса в 2-х д. – с.269-334
  • Приключения Витторио: Героическая комедия в 2-х ч. / В соавт. с Авениром Заком. – М.: Отдел распространения драматических произведений ВУОАП, 1968. – 82 с. 100 экз. (о)
  • Пропало лето; Спасите утопающего: Юмористические киноповести / В соавт. с Авениром Заком; Рис. Г. Валька. – М.: Детская литература, 1968. – 160 с. 50 000 экз. 36 коп. (п)
      Пропало лето – с.3-91
      Спасите утопающего – с.92-159
  • Москва – Кассиопея: Фантастическая комедия / В соавт. с Авениром Заком; Режиссерская разработка Р. Викторова. – М.: Киностудия имени М. Горького, 1972 (о)
  • Пятнадцатая весна: Пьеса в 2-х ч. / В соавт. с Авениром Заком. – М.: Бюро распространения драматических произведений ВУОАП, 1972. – 72 с. (о)
  • Весенний день тридцатого апреля...: Драматическая хроника в 2-х ч. / В соавт. с Авениром Заком. – М.: Бюро распространения драматических произведений и информационно-рекламных материалов ВААП, 1974. – 82 с. 75 экз. (о)
  • Пропало лето; Спасите утопающего: Юмористические киноповести / В соавт. с Авениром Заком; Рис. Г. Валька. – [Изд. 2-е.] – М.: Детская литература, 1974. – 160 с. 100 00 экз. 39 коп. (п) – подписано к печати 21.12.1973 г.
      Пропало лето – с.3-91
      Спасите утопающего – с.92-159
  • Два цвета: Пьесы / В соавт. с Авениром Заком; Худ. В. А. Родченко. – М.: Советский писатель, 1976. – 320 с. 92 коп. 15 000 экз. (п) – подписано к печати 07.07.1976 г.
      Весенний день 30 апреля: Пьеса – с.5-66
      Два цвета: Драма – с.67-126
      Солнечное сплетение: Пьеса – с.127-176
      Приглашение к подвигу: Комедия – с.177-234
      Генка Мухин – жертва случая: Комическое происшествие – с.235-284
      Нескладный парень: Комедия – с.285-319
  • Представление о Радомире, прекрасной Тодорке, царском лекаре Вазили, юной царевне Марине и простаке Гроздане, разыгранное кукерами: Пьеса в 2 д. по мотивам болгарской легенды. – М.: ВААП-Информ, 1980. – 72 с. 75 экз. (о)
  • Вечерние игры: [Пьеса]: В 2 ч., с 4 воспоминаниями и фантасмагорией / В соавт. с Авениром Заком. – М.: ВААП-Информ, 1987. – 74 с. 75 экз. (о)
  • Утренние поезда: Драматические произведения для кино и театра / Худ. В. Е. Валериус. – М.: Искусство, 1988. – 526 с. 15 000 экз. 1 р. 80 к. (п) – подписано к печати 18.03.1988 г.
      Краткие биографии авторов – с.5-6
      Сценарии
        А. Зак, И. Кузнецов. Утренние поезда – с.8-69
        А. Зак, И. Кузнецов. Пропавшая экспедиция – с.70-137
        И. Кузнецов. Золотая речка – с.138-204
      Пьесы
        А. Зак, И. Кузнецов. Вечерние игры – с.206-265
        А. Зак, И. Кузнецов. Слово из песни – с.266-337
        А. Зак, И. Кузнецов. Весенний день тридцатое апреля – с.338-399
        И. Кузнецов. Портрет трагической актрисы – с.400-463
        И. Кузнецов. Представление о Радомире – с.464-524
  • Пропавшая экспедиция: Повести / В соавт. с Авениром Заком; Худ. В. Васильев. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 224 с. – (Стрела). 1 руб. 100 000 экз. (о) ISBN 5-235-00879-0 – подписано к печати 31.10.1989 г.
      И. Кузнецов. Предисловие – 2-я стр. обл.
      Достояние республики – с.5-102
      Пропавшая экспедиция – с.103-218
  • Белые флаги: Пьеса в двух действиях. – М.: ВААП-Информ, 1990. – 66 с. (о)
  • Лестницы: Роман. – М.: Советский писатель, 1990. – 272 с. 30 000 экз. 1 руб. (о) ISBN 5-265-01140-4
  • Все ушли...: Воспоминания, сны, разговоры: [Роман]. – М.: КРУК, 2001. – 352 с. 500 экз. (о) ISBN 5-900816-49-4
  • Москва – Кассиопея: Сценарии научно-фантастических фильмов / В соавт. с Авениром Заком; Обложка: Б. Покровского; Рис. Р. Штерн. – Екатеринбург: Издательский дом «Тардис», 2013. – 134 с. – (Фантастический раритет, вып.163). 800 экз. (о)
      И. Кузнецов. Предисловие – с.5-6
      Москва – Кассиопея – с.7-67
      Отроки во Вселенной – с.68-132
Публикации в периодике и сборниках
  • Вперёд, отважные!: Пьеса / В соавт. с Авениром Заком // Пионерский театр. – М.: Молодая гвардия, 1952 – с.
      То же: Пьеса / В соавт. с Авениром Заком // Пионерский театр: Сборник второй. – М.: Молодая гвардия, 1953 – с.
  • Сказка о сказках: Пьеса / В соавт. с Авениром Заком // Пионерский театр: Сборник седьмой. – М.: Молодая гвардия, 1958 – с.
  • Два цвета: Пьеса в 2-х действиях / В соавт. с Авениром Заком // Москва театральная. – М.: Искусство, 1960 – с.
  • Взрослые дети: Драма в 4-х действиях / В соавт. с Авениром Заком // Театр, 1966, №9 – с.85-131
  • Весенний день тридцатого апреля: Драматическая хроника в 2-х частях / В соавт. с Авениром Заком // Театр, 1973, №2 – с.6-32
  • Достояние республики. Приключенческая повесть / В соавт. с А. Заком // Мир приключений: [Альманах; Вып.17]. – М.: Детская литература, 1973 – с.439-536
  • Белые флаги: Пьеса // Театр, 1991, №.. – [Последняя пьеса автора]
  • Достояние республики: Киносценарий / В соавт. с А. Заком // Детектив, приключения, фантастика. – М.: Киноцентр, 1995 – с.
  • Улыбка Чеширского Кота: [Рассказ] // Студия (Берлин), 2003, №7 – с.
  • Даша: [Рассказ] // Лехаим (Израиль), 2003, №11 – с.
  • Два рассказа о войне // Октябрь, 2005, №4 – с.99-114
      Подарок оружейников Зуля – с.99-109
      Анхен – с.109-114
Публицистика
  • Невероятно, но факт!: [Статья о художественном фильме «Айболит-66»] / В соавт. с А. Заком // Искусство кино, 1967, №3 – с.18-31
  • О молодость послевоенная: [Воспоминания о поэте Б. Слуцком и его друзьях] // Вопросы литературы, 2001, №4 – с.300-316
  • Зяма // Зяма – это же Гердт!: [Воспоминания о З. Е. Гердте]. – Нижний Новгород: Деком, 2001 – с.10-25
  • Вагончик тронется – перрон останется // Зяма – это же Гердт!: [Воспоминания о З. Е. Гердте]. – Нижний Новгород: Деком, 2001 – с.28-36
  • Арбузов автор // Сказки… Сказки… Сказки Старого Арбата: Загадки и парадоксы Алексея Арбузова. – М.: Зебра Е, 2004 – с.258-277
  • Советы начинающим графоманам // Вопросы литературы, 2004, №2 – с.371-380
  • Теоретическая история, диалектика и риторика русской литературы: [О периодизации, выделении этапов развития русской литературы; предложенная модель теоретической истории может рассматриваться как вариант основы для систематизации курса истории русской литературы] // Вопросы литературы, 2011, №3 – с.181-224
  • Ава. Из неопубликованной прозы: [Об Авенире Заке] // Студия (Берлин), 2010, №14 – с. ; 2011, №15 – с.
Творчество автора
  • Ян Березницкий. Когда фильм талантлив: [О художественном фильме «Колыбельная» (авт. сценария А. Зак и И. Кузнецов; режиссер М. Калик)] // Искусство кино, 1960, №6 – с.24-28
  • [Зак Авенир Григорьевич, Кузнецов Исай Константинович] // Советские детские писатели: Биобиблиографический словарь (1917-1957). – М.: Государственное издательство детской литературы, 1961 – с.
  • Зак Авенир Григорьевич, Кузнецов Исай Константинович // Драматурги советского кино: Творческие портреты. Вып.1. – М.: Союзинформкино, 1983 – с.
  • И. Соловьёва. Утро вечера мудренее: Парный портрет на фоне 60-х // Театр, 1990, №6 – с.
  • [Об Исае Кузнецове] // А. А. Галич. Генеральная репетиция. – М.: Советский писатель, 1991 – с.353-354
  • М. И. Громова. Зак Авенир Григорьевич, Кузнецов Исай Константинович // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта; Наука, 1997 – с.183-185
  • Исай Кузнецов: «Москва – Кассиопея» была веселой работой...» / Беседовал Андрей Щербак-Жуков // Е. В. Харитонов, А. В. Щербак-Жуков. На экране – Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии. – М.: В. Секачев, 2003 – с.
  • Александр Раппопорт. Исай Кузнецов: Все ушли...: [Разговор с писателем] // Лехаим (Израиль), 2007, №3 – с.
  • Алекс Рапопорт. Исай Кузнецов: достояние республики: [Прощание с драматургом] // Лехаим (Израиль), 2010, №9 – с.

© Виталий Карацупа, 2013-2018