• То же: Под названием «Кто есть кто?»

Научно-фантастический детектив Ариадны Громовой и Рафаила Нудельмана «В Институте Времени идет расследование» (1969) был издан лишь дважды: журнальная публикация под названием «Кто есть кто?» в «Смене» и вышедшее четыре года спустя отдельное издание уже под заголовком «В Институте Времени идет расследование».

Начинается эта запутанная история с того, что в Институте Времени, располагающийся в неизвестном нам городе Советского Союза (но не в Москве), утром 21 мая 1974 года находят труп Аркадия Левицкого – младшего научного сотрудника, который работал над проблемой перемещения объектов по временной оси. На место происшествие был направлен следователь прокуратуры Александр Григорьевич Линьков – бывший студент физфака, а ныне юрист. По всем признакам, Аркадий Левицкий, труп которого обнаружили в его лаборатории на диване, вечером 20 мая покончил с собой, т.к. рядом находилось несколько раскрытых пачек со снотворным. Да и экспертиза позже подтвердила факт отравления. Но...

Дальнейшие события и очень сложное понимание проблем хронофизики, помогли Линькову в итоге установить истинную причину смерти ученого. И помог ему в этом коллега умершего и его друг Борис Стружков. Он с Аркадием уже несколько лет занимался тем, что отсылал небольшие брусочки металла в будущее и обратно, пытаясь понять и проанализировать процесс переброски объектов во времени. Стружкову не давала покоя мысль о том, что его друг мог покончить с собой и вскоре он пришел к выводу, что несколько разрозненных и противоречивых фактов говорят лишь об одном – Аркадий по-видимому сам совершил прыжок в будущее!

Это осознание фантастического предположения как факта дало толчок к тому, что Борис очень быстро рассчитал необходимое для переброски большой массы до ста килограммов тела человека по временной оси. И поставил практический опыт на самом себе. А дальше началась настоящая чехарда с временными линиями, которые начали образовываться по ходу «продвижения» и Бориса и Аркадия во времени. И, несмотря на то, что их «прыжки» ограничивались между 20 мая 1974 и 20 мая 1976 года (в журнальной версии фигурируют 1970 и 1972 гг.), они невольно создали около пяти параллельных временных линий вследствие того, что своими действиями оказывали влияние на прошлое или будущее. Тем более, что в итоге, каждый из них по отдельности повстречал самого себя.

Но если Борис это делал для того, чтобы понять причины смерти друга и коллеги, то Аркадий, обладавший большой долей тщеславия, задолго до всех этих событий сделавший необходимые расчеты, хотел стать первым хрононавтом в мире, отчего и решился на столь необдуманный поступок. Его прыжки в итоге привели к полнейшему запутыванию временных линий, созданию временных петель и узлов, а для того, чтобы хоть как-то распутать создавшееся положение, необходимо было «исключить» одного из Аркадиев из этой запутанной схемы. Так что тот из Аркадиев, труп которого был найден в лаборатории Института Времени, как раз и стал таким вот «исключением». Но на это он пошел добровольно после того, как вместе со своим двойником из будущего стало понятно, что могло в итоге произойти после столь непродуманных прыжков, каждый из которых создавал новую временную линию – по сути, новую параллельную реальность.

В итоге, это очень странное дело было раскрыто, но, как мы понимаем, возникла коллизия в юриспруденции, да и в науке тоже. Да еще к тому же поменялись местами два Бориса образца 1974 и 1976 годов. «Наш» остался в будущем, а «тот» отправился в 1974 год. В общем, для науки хронофизики это событие дало массу материала для исследования, построения теорий и неоднозначных выводов, а для юристов, философов и многих других – материал для понимания возможных этических, психологических и юридических проблем путешествий во времени.

* * *

В послесловии к роману авторы недвусмысленно намекают на то, что основные герои их книги имеют реальных прототипов. И я возьму на себя смелость предположить, что Аркадий Левицкий и Борис Стружков – это не кто иной, как Аркадий и Борис Стругацкие. А Нина Берестова – это возможно редактор и критик Нина Беркова, Калерия Семибратова – критик и исследователь фантастики Ирина Семибратова. Осталось понять, чьим прототипом является Александр Григорьевич Линьков.


© Виталий Карацупа, 2019

НАВЕРХ