Повесть Ариадны Громовой «В круге света» (1965) относится к редкому жанру психологической фантастики, после прочтения которой, надолго задумываешься над проблемами поднятыми автором произведения. Автор наделила героя повести не только телепатическими способностями, но и повышенной способностью к переживанию и любви. Казалось бы, такое сочетание качеств должно было обеспечить ему счастливую и долгую жизнь. Но эти его способности были брошены в горнило второй мировой войны. Парижанину Клоду Лефевру довелось пройти ад пяти концлагерей, выжить в которых ему помогла не столько его способность, сколько поддержка его лагерного друга Робера Мерсеро. Это именно Робер, человек несгибаемой воли, смог оценить и направить способности Клода в нужном направлении. Лагерное подполье, тысячи спасенных Клодом жизней, пытки, каждый день ожидание смерти, а после войны новая опасность, теперь уже третьей мировой войны, – все это привело слабого телом, но сильного духом, Клода к мысли о Светлом Круге. «Я, Клод Лефевр, рожденный накануне первой мировой войны и участвовавший во второй, песчинка, былинка, муравей, – что я должен делать, чтобы помешать чудовищной и бессмысленной катастрофе? Я вижу, что политики никак не могут договориться друг с другом, а опасность все растет, и в любую минуту можно ждать катастрофы. Что мне делать? Я не могу спасти мир, я не бог. Но я думаю, что можно спасти хотя бы часть человечества от гибели…». Так он думал и так решил – с помощью своих способностей охватить всепоглощающей любовью своих родных и друзей. Это стало его идеей-фикс. Он уже не мог понять, что другим этого не надо, что каждый желает жить своей собственной жизнью. Пусть нелегкой, с радостями и огорчениями, но без участия чужой воли, чтобы никто не мог «залезть» в собственные мысли и душу. Все из-за той же любви, Клод опять же с помощью своих способностей почти растоптал первую любовь своей дочери Натали.

Его сын лишь ждал удобного случая, чтобы уйти из дома и начать самостоятельную жизнь. Жена, Констанс, и та стала замечать тот факт, что идея Светлого Круга становится довлеющей над мужем. Но как этого избежать? И она обращается за помощью к Роберу, который к тому времени занимался изучением мозга и влиянием гипноза на человека. Робер провел очень рискованный опыт. Он погрузил Клода в гипнотическое состояние, в котором «показал» ему, к чему приведет его Светлый Круг в условиях ограниченного пространства, в какой либо критической ситуации.

Повесть собственно и начинается с того, что несколько человек остаются в живых после уничтожения всей планеты. Третья мировая война стала реальностью и Земля вымерла. А Клод каким то странным телепатическим образом смог удержать в своем Светлом Круге свою семью, отца и нескольких друзей. Но никто почему то особенно не радуется этому факту. Все чувствуют какую ту безысходность, свою зависимость от Клода и Его Величество Случая. Постепенно из воспоминаний героя мы узнаем его жизнь, начинаем понимать его внутренний мир, и постепенно от восторга идеи Светлого Круга приходим к выводу о его ущербности, да и просто опасности. Оказывается, что никакими чудесными способностями нельзя заставить любить и уважать друг друга. Путь к идеальному обществу долгий и постепенный. И постепенно из его светлого Круга стали выходить, сначала бывшая жена, затем отец, дочь и сын, чтобы прожить под радиацией недолгую, но собственную жизнь. Клод воочию увидел эволюцию своей идеи, и уже после сеанса он понял, что ему уже незачем жить. У него отняли его идею и он покончил с собой, выбросившись из окна своей квартиры.

«Повесть Ариадны Громовой «В круге света» посвящена разоблачению психологии буржуазного индивидуалиста наших дней», – так пишет А. Стругацкий в предисловии к сборнику «Фантастика», в котором была напечатана повесть. Эти строки были написаны в 1965 году, но они будут актуальны и сегодня, разве что без слова «буржуазный».


© Виталий Карацупа, 2018

НАВЕРХ