В жизни главного героя полуфантастической трагикомедии Григола Абашидзе «Путешествие в три времени» (1961) – молодого художника Гурама – образовалась трещина, возникла неудачная полоса. Он предложил на выставку свою новую картину, но выставочная комиссия не приняла ее. На картине были изображены три девушки, символизирующие прошлое, настоящее, и будущее и молодой пастух – двойник художника. Он по идее творца должен был избрать одну из трех девушек и вручить ей золотое яблоко раздора. Дома, в разговоре с близкими, Гурам чувственно восклицал: «Но почему вокруг такая серость? А стоит мне закрыть глаза, я вижу иные времена. Они блистают горячими красками». Он был подавлен и взбешен одновременно, не видел смысла жизни в настоящем. А ночью в постели обернулся к портрету своего учителя, художника Андро и с грустью произнес: «Все против меня, все на меня восстали. Ах, если бы ты, мой дорогой учитель, был сейчас со мной!»

И старый художник сошел с портрета к Гураму, дав ученику три волшебных яблока, одно из которых может перенести в Прошлое, второе – в будущее. Третье же яблоко освобождает человека от всех желаний, возвращает его в небытие, где нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.

И вот Гурам, вкусив первое из яблок, попал в далекое прошлое, в те золотые времена, о которых так мечтал. Во времена, когда, по его мнению «творили титаны свободного духа». Но всё оказалось совсем не так. Он смог наблюдать трагедию молодого талантливого художника Зураба, влюбленного в дочь правителя, которого оклеветали и казнили. Гурам был в смятении и, вкусив второе яблоко, устремился в отдаленное будущее – в 25-й век, как раз к двухтысячелетию его родного Тбилиси (получается 2455-й год). Там он оказался астронавтом, который в конце 20 века улетел на фотонной ракете к звездам, провел в полете три года, а на Земле за это время пронеслось пять столетий. Многое удивляло Гурама в этом времени. И приставленный к нему робот Сократ-33, как энциклопедическая машина, и созданный специально для изучения астронавта из прошлого целый институт, некоторые порядки, царившие в этом времени, и достижения. Как, например, летающие на маленьких крыльях люди, энергию которым дают их собственные чувства и эмоции.

Но и здесь Гурам не нашел того источника вдохновения для своего творчества, о котором так мечтал. Он стал объектом исследования и артефактом из того времени, о котором мечтали почти все молодые люди в этом будущем. Они романтизировали двадцатый век, который еще недавно был так ненавистен Гураму. Его потрясло то, что на центральной площади Тбилиси стоит памятник его брату Левану, который нашел лекарство от рака и спас миллионы человеческих жизней. Но еще большее потрясение вызвало исследование его чувств, проведенное в институте. Была исследована способность Гурама к любви, ко всем ее проявлениям. И оказалось, что результат молодого человека был близок к нулю! Он не ценил родных и близких, любовь к женщине оказалась притупленной ревностью и недоверием, любовь к родине и своему времени была отрицательной. Приговор: общение Гурама с людьми двадцать пятого века опасно.

Он оказался не нужным в этом времени. Он не понял своего героического и насыщенного событиями времени. Он стал лишним. И тогда он достал третье яблоко…


© Виталий Карацупа, 2020

НАВЕРХ