• Джеймс Джекоб Бестер (James Jacob Bester) – отец (16.01.1886 – октябрь 1976)
  • Изабель (Белла) (Силверман) Бестер (Isabelle (Belle) (Silverman) Bester) – мать (12.04.1887 – август 1975)
  • Рита Мириам (Бестер) Либман (Rita Miriam (Bester) Liebman) – сестра (01.06.1908 – 19??)
  • Ролли (Гулько) Бестер (Rosalind (Goulko) Bester) – жена (21.12.1917 – 12.01.1984) – женились 16 сентября 1936 г.

Американский писатель и редактор, не особенно плодовитый по американским меркам, он, тем не менее, является одним из классиков национальной НФ. Писал также под псевдонимами Сонни Пауэлл (Sonny Powell), Александр Блейд (Alexander Blade) и Джон Леннокс (John Lennox).

Родился в Нью-Йорке на острове Манхеттен (город, в котором прожил почти всю свою жизнь) в еврейской семье. Его отец был продавцом обуви, скромно обеспечивал семью, которая, по словам самого Бестера, была трудолюбивой и принадлежала к среднему классу. Мать родилась в России, чья семья в конце 19-го века переехала в США. Учился Альфред в школе Джорджа Вашингтона (George Washington High School), затем поступил в Университет штата Пенсильвания (Филадельфия) на специальность «изящные искусства». На последних курсах в 1934 году вступил в престижное Филоматеанское общество, одно из старейших литературных обществ в Соединенных Штатах и начал пробовать себя в литературе. В университете, судя по его словам, был очень плох в футболе, зато чемпионом по фехтованию. Окончив университет и получив степень бакалавра в 1935 году, Элфи (Alfie) – так всю жизнь звали его жена и многочисленные друзья – решил продолжить свое образование, поступив в аспирантуру Колумбийского университета на юридический факультет, а через два года в Нью-Йоркский университет, где изучал протозоологию. В это время он знакомится с Ролли Гулько, будущей радиоактрисой, на которой женится 16 сентября 1936 года. А вскоре неожиданно прекращает учебу, бросает оба университета и полностью переключается на литературу.

Причиной такому сумасбродному поступку послужил фантастический рассказ Бестера – «Нарушенная аксиома». Он написал его и послал в журнал «Thrilling Wonder Stories», где редактором в ту пору был Морт Вейзингер (Mort Weisinger). Тот помог молодому автору «навести глянец» на его произведении и оно было подано на конкурс любительских рассказов, организованным этим журналом. Рассказ победил и был опубликован в апреле 1939 года. А Бестер получил премию в 50 долларов. Хотя, если быть более точным, за два года до этого он отослал свой самый первый научно-фантастический рассказ под названием «Диас-Х» (Diaz-X) в журнал «Standard Magazine». Редакторы Морт Вейзингер и Джек Шифф помогли молодому автору доработать его и посоветовали отправить на конкурс в «Thrilling Wonder Stories», где пока что не было ничего мало-мальски достойного для публикации. Бестер так и сделал: переработал своего первенца и изменил название на «Нарушенную аксиому».

В течение последующих трех лет, он написал еще 13 фантастических рассказов, а затем, вместе с Отто Биндером, Мэнли Уэйдом Уэллманом и другими, начал сочинять комиксы о Супермене и Бэтмене. Пристрастил писателя к этому в 1942 году опять таки Вейзингер, его друг. И Бестер в течение четырех лет выдумывал сюжеты и писал диалоги для Супермена (Superman), Зеленого фонаря (The Green Lantern) и Бэтмена (Batman), после чего работал над сериалами «Капитан Марвел» (Captain Marvel) «Чарли Чан» (Charlie Chan) и «Тень» (The Shadows). После три года работал на радио и писал сценарий к новому телевизионному сериалу «Том Корбетт: космический кадет» (Tom Corbett: Space Cadet).

Но затем, по собственному признанию, ему начало это всё надоедать из-за налагаемых редакторами творческих ограничений, заменяя оригинальные авторские идеи на стандартные и расхожие сюжеты. Это и послужило тому, что Альфред Бестер в 1950 году возвращается к научно-фантастической литературе, найдя себе «пристанище» (как и Роберт Шекли) в только что основанном журнале «Galaxy», редактируемом Горацием Голдом. Там он вскоре напечатал два своих самых известных романа, а рассказы печатал, как правило, в журнале «The Magazine of Fantasy and Science Fiction».

«Я был очарован научной фантастикой с тех пор, как журналы Хьюго Гернсбака впервые появились на прилавках. Я пережил мрачные годы космической оперы, когда научная фантастика сочинялась писаками бумажных вестернов, которые просто переводили ранчо Ленивого Икс в Планету Икс, а затем писали истории по той же формуле, используя космических пиратов вместо угонщиков скота. Я приветствовал славное прозрение Джона Кэмпбелла, чей журнал «Astounding Science-Fiction» положило начало Золотому веку научной фантастики».

В первом НФ романе «Человек Без Лица» (1952) описана трагедия «Эдипа» XXIV века – Бена Рича, страдавшего помутнениями подсознания (во время одного из припадков он убивает родного отца) и ночными кошмарами, в которых к нему приходил некий Человек Без Лица – больная совесть Бена Рича. Спустя год после блистательного старта романиста, Бестер пишет язвительный сатирический роман о телевидении «Кто он?», опубликованный в 1956 году под другим названием: «Крысиные гонки». Роман, посвященный его жене Ролли, представляет собой подробный, хотя и несколько сумасбродный, обзор первых шагов телевизионного производства в Нью-Йорке до того, как его большая часть переместилась на запад, в Калифорнию. В центре сюжета – сценарист телевизионного игрового шоу, который проснувшись после алкогольного обморока, обнаруживает, что кто-то явно хочет разрушить его налаженную жизнь.

Второй научно-фантастический роман «Тигр! Тигр!» (1956) поначалу выходит в Великобритании. Незадолго до этого чета Бестеров решила некоторое время пожить в Европе, после нескольких переездов остановившись в итоге в Лондоне. Во время путешествия по Европе и был написан роман, нехитрый сюжет которого Бестер «списал» с классического французского приключенческого романа «Граф Монте-Кристо». Но под его пером произведение вышло не менее интересным, поэтому не случайно, что в конце 1980-х гг. читатели журнала «Локус» включили его в десятку лучших романов всех времен. За весь второй период своего творчества (с 1950-го по 1960 год) Бестер, не считая двух романов, написал еще 15 фантастических рассказов, опубликованных в основном в «The Magazine of Fantasy & Science Fiction».

В конце 1950-х гг. он начинает работать в литературной редакции журнала «Holyday» в качестве репортера-интервьюера, а по возвращению в Нью-Йорк, с 1964 по 1974 – старшим редактором литературного отдела. «Реальность стала такой прекрасной, что у меня отпала нужда лечиться фантастикой». Он пишет от случая к случаю, но участвует в НФ симпозиуме в Чикагском университете (University of Chicago), его доклад был опубликован в антологии «The Science Fiction Novel: Imagination and Social Criticism» (1959). Бестер жил полной и активной жизнью. На исходе шестого десятка двигался с легкостью и грацией танцовщика, а кроме литературы, более всего любил музыку, даже сам сочинял её в юности. Был близко знаком с эмигрировавшим из фашистской Италии знаменитым дирижером Артуро Тосканини.

Второе его возвращение в научную фантастику состоялось в 1972 году вместе с публикацией небольшой повести «Ферма животных». И вскоре он заканчивает свой четвертый роман «Индейский даритель», опубликованный в журнале «Analog Science Fiction/Science Fact» в 1974 году. Через год роман был дважды переиздан, но под другими названиями – «Компьютерная связь» и «Экстро». В русском переводе роман был выпущен только в 1995 году под заглавием «Дьявольский интерфейс». В книге речь идет о группе бессмертных людей, ставших такими в результате психического шока, вызванного ужасной смертью, которую каждый из них пережил в разное время. Вот к группе присоединяется новый член – индеец-чероки по фамилии Угадай, профессор исследовательского центра крионавтики, который во время перехода в бессмертные, непонятным образом становится еще одним интерфейсом самого большого компьютера в мире, после чего тот с «помощью» человека становится почти всемогущим. Это книга оставляет впечатление модернистского произведения с разнузданным стилем, изобилующего молодежным и обывательским жаргоном, напичканным разнообразными фактами и придуманными примерами из жизни.

Последние два прижизненных романа писателя-фантаста – «Голем 100» (1980) и «Обманщики» (1981) не имеют стройного последовательного сюжета, изобилуют нецензурными выражениями, сценами насилия и половых извращений. Сюжет временами распадается на отдельные, не связанные «куски», да к тому же среди текста вставлены рисунки или... ноты для пения заклинаний! Таким образом, чувствительный к зрительному восприятию текста автор, экспериментировал со шрифтами и изобразительными элементами.

В последние года жизни Бестер работал над романом «Психолавка», но так и не успел его закончить. Сразу после смерти писателя в 1987 году правообладатели выставили неоконченную рукопись на конкурс. Чуть позже право на завершение книги получил Роджер Желязны. Фантаст долго работал над рукописью, вносил множество исправлений, вновь возвращался к первоначальному варианту. В результате окончательный вид текст романа приобрел в 1995 году, незадолго до смерти Желязны другой американский писатель-фантаст Грег Бир, который произвел его окончательную редактуру и опубликовал в 1998 году.

В последние годы писатель болел, у него сильно упало зрение, что ограничило его способность писать. Альфред Бестер с женой удалился в их сельский дом в Оттсвилле (штат Пенсильвания). Но затем смерть Ролли 12 января 1984 г., с которой он прожил в браке почти полвека, в сочетании с общим ухудшением его собственного здоровья и все более частым употреблением алкоголя нанесла тяжелый удар по благополучию писателя. И, тем не менее, перед самой своей смертью он был удостоен высокого звания Ассоциации американских писателей-фантастов «Великий Мастер». Правда, получить награду он не успел – умер в доме для престарелых в Дойлстауне (штат Пенсильвания). И так как ни детей, ни родственников к тому времени у него не было, его тело кремировали в тот же день.

Выдержки из статьи «Мой роман с научной фантастикой» (1974)

  • Рост: 6 футов 1 дюйм.
  • Вес: 180 фунтов.
  • Волосы: Каштаново-серые
  • Глаза: Карие
  • Борода: Серо-коричневая
  • Шрамы: Нет
  • Татуировки: Нет
  • I.Q. (1928): 119

«Ах! Научная фантастика, научная фантастика. Я люблю его с самого рождения. Я перечитывал ее всю свою жизнь, от случая к случаю, с волнением, с радостью, иногда с грустью».

«Строгая «научная» фантастика нагоняет на меня отчаянную тоску».

«У меня странные манеры. Я использую обвиняющий палец прокурора как восклицательный знак, чтобы выразить признательность за идею или остроту. Я «прикасаюсь», обнимаю и целую как мужчин, так и женщин и крепко похлопываю их по заднице в знак одобрения. Однажды я ужасно смутил своего начальника, главного редактора «Holiday». Он только что вернулся из командировки в Индию, и я, как обычно, влетел в его офис, крепко обнял и поцеловал его. Потом я заметил, что у него там гости. Мой босс покраснел и сказал им: «Элфи Бестер – самый ласковый гетеросексуал в мире».

«Почти у всех, кого я знаю, есть тайное стремление стать писателем. Я писатель, и, как правило, у меня есть тайное стремление стать ученым. Я хочу получить Нобелевскую премию за открытие чего-то вроде «бинома Бестера», или «синдрома Бестера», или «разлома Бестера».

    Романы
  • 1952 – The Demolished Man [Человек разрушенный] / Рис. Дона Сибли (Don Sibley) // журнал «Galaxy Science Fiction», 1952, январь – с.4-66, февраль – с.101-149, 152-158, март – с.101-149, 152-156
    • То же: Обложка Джеральда Куинна (Gerald Quinn). – изд. «Sidgwick & Jackson» (Лондон), 1953. – 224 с. 9 s. (п + с.о.) – [9 s. – 9 шиллингов]
    • То же: Обложка Мартина Хербстмана (Martin Herbstman). – изд. «Shasta Publishers» (Чикаго), 1953 (март). – 250 с. $3.00 (п + с.о.)
    • То же: Под названием «The Demolished Man: the Deleted Prologue» [Человек разрушенный: удаленный пролог] // антология «Redemolished». – изд. «ibooks», 2000 – с.492-503 – [Первая глава, присутствующая в первой журнальной публикации романа 1952 года, и отсутствующая во всех последующих книжных публикациях]
  • 1953 – “Who He?” [«Кто он?»] / Обложка Г. Лоуренса Хоффмана (H. Lawrence Hoffman). – изд. «The Dial Press» (Нью-Йорк), 1953 (октябрь). – 316 с. $3.50 (п + с.о.)
    • То же: Под названием «The Rat Race» [Крысиные гонки] / Обложка Дэйва Аттли (Dave Attie). – изд. «Berkley Books», 1956 (февраль). – 256 с. $0.35 (о)
  • 1956 – Tiger! Tiger! [Тигр! Тигр!]. – изд. «Sidgwick & Jackson» (Лондон), 1956 (июнь). – 232 с. 12 s. (п + с.о.) – [12 s. – 12 шиллингов; Также была предварительно выпущена пробная копия (сокращенная версия романа) в мягкой обложке]
    • То же: Под названием «The Stars My Destination» [Моя цель – звезды] / Рис. Эда Эмшуиллера (Ed Emshwiller) // журнал «Galaxy Science Fiction», 1956, октябрь – с.8-58, ноябрь – с.88-148, декабрь – с.89-142; 1957, январь – с.98-142
    • То же: Под названием «The Stars My Destination» [Моя цель – звезды] / Рис. Эда Эмшуиллера (Ed Emshwiller) // журнал «Galaxy Science Fiction» (Великобритания), 1956, декабрь – с.6-56; 1957, январь – с.4-59, февраль – с.74-132
    • То же: Под названием «The Stars My Destination» [Моя цель – звезды] / Обложка Ричарда Пауэрса (Richard Powers). – изд. «Signet» (США), 1957 (март). – 200 с. $0.35 (о)
  • 1974 – The Indian Giver [Индейский даритель] / Рис. Джека Гоэна (Jack Gaughan) // журнал «Analog Science Fiction/Science Fact», 1974, ноябрь – с.12-76, декабрь – с.108-164; 1975, январь – с.118-169
    • То же: Под названием «The Computer Connection» [Компьютерная связь] / Обложка Ричарда Пауэрса (Richard Powers). – изд. «Berkley / Putnam» (Нью-Йорк), 1975 (май). – 220 с. $6.95 (п) ISBN 0-399-11481-5
    • То же: Под названием «Extro» [Экстро] / Обложка Питера Тайбуса (Peter Tybus). – изд. «Eyre Methuen» (Лондон), 1975 (сентябрь). – 220 с. £2.95 (п) ISBN 0-413-34460-6
  • 1980 – Golem 100 [Голем 100] / Редакторы: Дэвид Хартвелл (David Hartwell) и Джон Дуглас (John Douglas); Обложка Ровенны Моррилл (Rowena Morrill); Рис. Джека Гоэна (Jack Gaughan). – изд. «Simon & Schuster», 1980 (апрель). – 384 с. $11.95 (п + с.о.) ISBN 0-671-25321-2
    • То же: Обложка Ровенны Моррилл (Rowena Morrill); Рис. Джека Гоэна (Jack Gaughan). – изд. «Sidgwick & Jackson» (Лондон), 1980 (сентябрь). – 384 с. £6.95 (п) ISBN 0-283-98669-7
  • 1981 – The Deceivers [Обманщики] / Обложка Майкла Уэллана (Michael Whelan); Рис. Рика ДеМарко (Rick DeMarco). – изд. «Wallaby / Simon & Schuster», 1981 (октябрь). – 304 с. $6.95 (о) ISBN 0-671-43432-2
  • 1991 – Tender Loving Rage [Нежный гнев любви] / Предисл. Гарри Гаррисона (Harry Harrison); Суперобложка Кента Баша (Kent Bash). – изд. «Tafford Publishing», 1991 (октябрь), 1991. – 264 с. $19.95 (п + с.о.) ISBN 0-9623712-4-6 – [Роман написан примерно в 1959 году под первоначальным названием «Нежное любящее изнасилование» (Tender Loving Rape)]
  • 1998 – Psychoshop [Психолавка] / Роман дописан Роджером Желязны (Roger Zelazny); Обложка Эвана Гаффни (Evan Gaffney). – изд. «Vintage Books», 1998 (июль). – x + 208 с. $12.00 (о) ISBN 0-679-76782-7
    • Psychoshop: SF Jazz, B to Z by Greg Bear [Грег Бир. Психолавка: научно-фантастический джаз от Б до Ж] – с.vii-x
    • Psychoshop by Alfred Bester and Roger Zelazny [Альфред Бестер и Роджер Желязны. Психолавка] – с.1-207
* * *
* * *

    Повести и рассказы

  • 1939 – The Broken Axiom [Нарушенная аксиома] / Рис. Фрэнка Пола (Frank R. Paul) // журнал «Thrilling Wonder Stories», 1939, апрель – c.64-73
  • 1939 – No Help Wanted [Помощь не требуется] // журнал «Thrilling Wonder Stories», 1939, декабрь – c.89
  • 1940 – Guinea Pig, Ph.D. [Ученая морская свинка] / Рис. М. Марчиони (M. Marchioni) // журнал «Startling Stories», 1940, март – с.116-118, 124-129
  • 1940 – Voyage to Nowhere [Путешествие в никуда] / Рис. К. Э. Мерфи (C. A. Murphy) // журнал «Thrilling Wonder Stories», 1940, июль – c.12-30
  • 1940 – Treachery on Camoia [Предательство на Камойе] // журнал «South Sea Stories», 1940, октябрь – с.40-62
  • 1940 – The White Man Who Was Tabu [Белый человек, который был табу] // журнал «South Sea Stories», 1940, октябрь – с.118-130 – [Под псевдонимом «Александр Блейд» (Alexander Blade)]
  • 1941 – The Mad Molecule [Бешеная молекула] // журнал «Thrilling Wonder Stories», 1941, январь – c.29-35
  • 1941 – The Pet Nebula [Крошка-туманность] / Рис. Джеральда Торпа (G. Thorp) // журнал «Astonishing Stories», 1941, февраль – с.33-39
  • 1941 – Slaves of the Life-Ray [Рабы луча жизни] / Рис. К. Э. Мерфи (C. A. Murphy) // журнал «Thrilling Wonder Stories», 1941, февраль – c.62-77
  • 1941 – The Probable Man [Варианты личности] / Рис. Фрэнка Крамера (Frank Kramer) // журнал «Astounding Science-Fiction», 1941, июль – с.75-104
  • 1941 – Adam and No Eve [Адам без Евы] / Рис. Чарльза Шнимана (Charles Schneeman) // журнал «Astounding Science-Fiction», 1941, сентябрь – с.35-45
  • 1941 – The McGrabb Bag [Чемодан Макграбба] // журнал «Detective Fiction», 1941, 1 октября (№2) – с.16-21
  • 1941 – The Biped, Reegan [Двуногий по имени Риган] // журнал «Super Science Stories», 1941, ноябрь – с.66-75
    • То же: журнал «Super Science Stories», 1953, июнь – с.42-49
  • 1942 – Life for Sale [Жизнь на продажу] / Рис. Роберта Фукуа (Robert Fuqua) // журнал «Amazing Stories», 1942, январь – с.166-189
  • 1942 – The Push of a Finger [Снежный ком] / Рис. Чарльза Шнимана (Charles Schneeman) // журнал «Astounding Science-Fiction», 1942, май – с.108-129
    • То же: Рис. Чарльза Шнимана (Charles Schneeman) // журнал «Astounding Science-Fiction» (Великобритания), 1942, май – с.45-64
  • 1942 – The Unseen Blushers [Цветущие уединенно] / Рис. Лео Мори (Leo Morey) // журнал «Astonishing Stories», 1942, июнь – с.84-89
    • То же: журнал «Super Science Stories» (Канада), 1942, октябрь – с.73-78
  • 1942 – Hell is Forever [Ад – это навечно] / Рис. Фрэнка Крамера (Frank Kramer) // журнал «Unknown Worlds», 1942, август – с.8-45
  • 1944 – The House That Gaul Built [Дом, который построил Галл] // журнал «The Shadow», 1944, июль – с.80-94
  • 1950 – The Devil's Invention [Дьявольское изобретение] / Рис. Браша (Brush) // журнал «Astounding Science Fiction», 1950, август – с.133-145
    • То же: Под названием «Oddi and Id» [Одди и Ид] // антология «The Best Science-Fiction Stories: 1951». – изд. «Frederick Fell», 1951 – с.208-223
  • 1951 – Of Time and Third Avenue [О времени и Третьей авеню] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1951, октябрь – с.3-9
  • 1952 – Hobson’s Choice [Выбор Хобсона] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1952, август – с.3-15
  • 1953 – The Roller Coaster [Аттракцион] / Рис. Б. Кригстейна (B. Krigstein) // журнал «Fantastic», 1953, май-июнь – с.80-88
  • 1953 – Star Light, Star Bright [Звездочка светлая, звездочка ранняя] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1953, июль – с.113-127
  • 1953 – Time is the Traitor [Время – предатель] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1953, сентябрь – с.103-122
  • 1953 – Disappearing Act [Феномен исчезновения] // антология «Star Science Fiction Stories No.2». – изд. «Ballantine Books», 1953 – с.1-21
    • То же: Рис. Жерара Куинна (Gerard Quinn) // журнал «New Worlds Science Fiction», 1954, ноябрь – с.56-73
  • 1954 – 5,271,009 [5 271 009] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1954, март – с.3-32
    • То же: Под названием «The Starcomber» [Звездный комбинатор] // авторский сборник «Starburst». – изд. «Signet / New American Library», 1958 – с.76-109
    • То же: Под названием «The Starcomber» [Звездный комбинатор] / Обложка Нейрона (Nejron). – изд. «Positronic Publishing», 2013 (май). – 40 с. (о) ISBN 978-1-62755-087-1
  • 1954 – Fondly Fahrenheit [Убийственный Фаренгейт] / Рис. Ника Соловьева (Nick Solovioff) // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1954, август – с.3-21
  • 1958 – Travel Diary [Путевой дневник] // авторский сборник «Starburst». – изд. «Signet / New American Library», 1958 – с.110-112
  • 1958 – The Die-Hard [Упрямец] // авторский сборник «Starburst». – изд. «Signet / New American Library», 1958 – с.148-151
  • 1958 – The Men Who Murdered Mohammed [Человек, который убил Магомета] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1958, октябрь – с.118-129
  • 1959 – Will You Wait? [Вы подождете?] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1959, март – с.125-130
  • 1959 – The Black Nebulea [Черная туманность] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1959, сентябрь – с.50-51 – [Под псевдонимом «Sonny Powell»]
  • 1959 – The Pi Man [Пи-человек] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1959, октябрь – с.80-93
  • 1962 – Death of a Bandit [Смерть разбойника] // журнал «Rogue», 1962, июнь – с.36-38
  • 1963 – I Will Never Celebrate New Year's Again [Я больше никогда не буду праздновать Новый Год] // журнал «Rogue», 1963, февраль – с.10, 87
  • 1963 – They Don’t Make Life Like They Used To [Не по правилам] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1963, октябрь – с.100-127
  • 1964 – The Lost Child [Потерянное дитя] // журнал «Rogue», 1964, март – с.8, 80
  • 1964 – Out of This World [Не из нашего мира] // авторский сборник «The Dark Side of the Earth». – изд. «Signet / New American Library», 1964 – с.45-55
  • 1964 – The Flowered Thundermug [Ночная ваза с цветочным бордюром] // авторский сборник «The Dark Side of the Earth». – изд. «Signet / New American Library», 1964 – с.74-116
    • То же: изд. «Wildside Press» (Пенсильвания), 2009 (январь). – 48 с. $4.99 (о) ISBN: 978-1-4344-7180-2
  • 1965 – The Compleat Hobbyist [Совершенный любитель] // журнал «Holiday», 1965, декабрь – с.140
  • 1968 – Ms. Found in a Champagne Bottle [Рукопись, найденная в бутылке из-под шампанского] // журнал «Status», 1968
  • 1968 – The Julias [Юлии] // журнал «Escapade», 1968, июнь – с.11-12
  • 1972 – The Animal Fair [Ферма животных] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1972, октябрь – с.5-37
  • 1973 – Something Up There Likes Me [Кто-то там наверху меня любит] // антология «Astounding: John W. Campbell Memorial Anthology». – изд. «Random House», 1973 – с.49-72
  • 1974 – The Four-Hour Fugue [Четырехчасовая фуга] / Рис. Джека Гоэна (Jack Gaughan) // журнал «Analog Science Fiction/Science Fact», 1974, июнь – с.87-102
  • 1976 – Here Come the Clones: A Complete Short History of SF Writing with Fifty All-Purpose Footnotes [А вот и клоны: полная краткая история написания научной фантастики с пятьюдесятью универсальными сносками] // журнал «Publishers Weekly», 1976, 14 июня (№24) – с.56-57
    • То же: Рис. Майка Гилберта (Mike Gilbert) // журнал «Algol», 1977, №28 (весна) – с.35-37
  • 1979 – Galatea Galante [Прекрасная Галатея] / Рис. Х. Р. Гигера (H. R. Giger) // журнал «Omni», 1979, апрель – с.42-46, 124-132
  • 1979 – Ms. Found in a Coconut [Рукопись, найденная в кокосовом орехе] // журнал «Analog Science Fiction/Science Fact», 1979, июнь – с.104-110
  • 1987 – The "Hes", the "Shes", and the "Its" [Они как он, она, оно] // альбом «Frontier Crossings». – изд. «Science Fiction Conventions Ltd.», 1987 – с.23-25
  • 1989 – Never Love a Hellhag [Не вздумай влюбиться в чертову ведьму!] // антология «The Seventh Omni Book of Science Fiction». – изд. «Zebra Books / Kensington Publishing Corp.», 1989 – с.359-408
  • 1997 – And 3½ to Go [И три с половиной всего] // авторский сборник «Virtual Unrealities: The Short Fiction of Alfred Bester». – изд. «Vintage Books», 1997 – с.287-291 – [Незаконченный рассказ]
  • 1997 – The Devil Without Glasses [Дьявол без очков] // авторский сборник «Virtual Unrealities: The Short Fiction of Alfred Bester». – изд. «Vintage Books», 1997 – с.334-366
* * *
    Научно-художественные издания
  • 1966 – The Life and Death of a Satellite [Жизнь и смерть спутника]. – изд. «Little, Brown and Company» (Бостон-Торонто), 1966. – xiv + 239 + [4] с. $5.95 (п)
    • То же: изд. «Sidgwick & Jackson» (Лондон), 1967. – 240 с. (п + с.о.)
    • То же: изд. «Sidgwick & Jackson» (Лондон), 1969. – 212 с. (п + с.о.)
* * *
    Публицистика
  • 1959 – John Huston's Unsentimental Journey [Несентиментальное путешествие Джона Хьюстона] // журнал «Holiday», 1959, май – с.
  • 1959 – Science Fiction and the Renaissance Man [Научная фантастика и человек Возрождения] // сборник эссе «The Science Fiction Novel: Imagination and Social Criticism». – изд. «Advent: Publishers», 1959 – с.77-96
  • 1960 – Gourmet Dining in Outer Space [Космическая кулинария для гурманов] // журнал «Holiday», 1960, май – с.
  • 1961 – Books [Книги] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1961, февраль – с.105-108
    • То же: Под названием «A Diatribe Against Science Fiction» [Диатриба научной фантастики] // антология «Redemolished». – изд. «ibooks», 2000 – с.400-404
  • 1961 – Books [Книги] // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», 1961, март – с.77-81
    • То же: Под названием «The Perfect Composite Science Fiction Author» [Идеальный составной писатель-фантаст] // антология «Redemolished». – изд. «ibooks», 2000 – с.405-411
  • 1969 – The Sun [Солнце] // журнал «Holiday», 1969, июнь – с.
  • 1969 – Place of the Month: The Moon [Место месяца: Луна] // журнал «Holiday», 1969, июль – с.
  • 1974 – My Affair with Science Fiction [Мой роман с научной фантастикой] // антология «Nova 4». – изд. «Walker & Co.», 1974 – с.119-147
  • 1976 – Writing & 'The Demolished Man' [Как я писал «Человека разрушенного»] // журнал «Algol», 1972, май – с.
    • То же: сборник эссе «Experiment Perilous: Three Essays on Science Fiction». – изд. «Algol Press», 1976 – с.29-34
  • 1984 – [Коротко о себе и фантастике] // сборник «The Faces of Science Fiction». – изд. «Tor», 1984 – с.2

    Собрания сочинений
    Миры Альфреда Бестера: Собрание фантастических произведений в 4 томах / Худ. С. Шехов. – Рига: Полярис, 1995. 10 000 экз. (п)
  • Том 1 – Человек без лица; Тигр! Тигр!: [Романы] / Обложка, форзац и шмуцтитулы С. Шехова. – Рига: Полярис, 1995. – 448 с. (п) ISBN 5-88132-207-Х – подписано в печать 07.02.1995 г.
  • Том 2 – Обманщики; Дьявольский интерфейс: [Романы] / Обложка, форзац и шмуцтитулы С. Шехова. – Рига: Полярис, 1995. – 512 с. (п) ISBN 5-88132-221-5 – подписано в печать 07.02.1995 г.
  • Том 3 – Голем 100; Рассказы / Обложка, форзац и шмуцтитулы С. Шехова. – Рига: Полярис, 1995. – 496 с. (п) ISBN 5-88132-235-5 – подписано в печать 04.04.1995 г.
  • Том 4 – Рассказы / Обложка, форзац и шмуцтитулы С. Шехова. – Рига: Полярис, 1995. – 448 с. (п) ISBN 5-88132-222-3 – подписано в печать 07.02.1995 г.


  • Фантастические произведения: [Собрание рассказов в трех томах]. – Львів: Гіперборея, 2017 [2022]. – (Библиотека приключений и научной фантастики). (п). – [Самиздат]
  • [Том 1] – Бешеная молекула: Фантастические произведения: [Собрание рассказов в трех томах]. – Львів: Гіперборея, 2017 [2022]. – 688 с. – (Библиотека приключений и научной фантастики). [Тираж не указан] (п)
    • Пролог к роману [«Человек разрушенный»] / Пер.К. Сташевски – с.6-16
    • Человек разрушенный: [Роман] / Пер. К. Сташевски; Рис. Д. Сибли – с.18-220
    • Нил Гейман. О времени и Гулли Фойле: [Статья] / Пер. А. Блейз, Р. Генкиной – с.222-225
    • Моя цель – звёзды: [Роман] / Пер. К. Сташевски; Рис. Э. Эмшвиллера – с.226-455
    • Адам без Евы: [Рассказ] / Пер. К. Сташевски; Рис. Ч. Шнимана – с.457-471
    • Рабы луча жизни: [Рассказ] / Пер. Е. Ходос; Рис. К.А. Мёрфи – с.472-496
    • Бешеная молекула: [Рассказ] / Пер. Е. Ходос – с.497-508
    • Варианты личности: [Рассказ] / Пер. К. Плешкова; Рис. Ф. Крамера – с.509-550
    • Снежный ком: [Рассказ] / Пер. М. Загота; Рис. Ч. Шнимана – с.551-592
    • Перепутанные провода: [Рассказ] / Пер. Е. Коротковой; Рис. Г. Басырова – с.593-604
    • Одди и Ид: [Рассказ] / Пер. В. Гольдича, И. Оганесовой; Рис. Браша – с.605-623
    • Публицистика
      • [Рихард Рауччи]. Введение от Р. Рауччи: [Эссе] / Пер. К. Сташевски – с.625-629
      • [Роберт Сильверберг]. Введение от Р. Сильверберга: [Статья] / Пер. К. Сташевски – с.630-634
      • Космическая кулинария для гурманов: [Эссе] / Пер. К. Сташевски – с.635-643
      • Место месяца: Луна: [Эссе] / Пер. К. Сташевски – с.644-646
      • Солнце: [Эссе] / Пер. К. Сташевски – с.647-656
      • Рихард Рауччи. Введение к эссе: [Статья] / Пер. К. Сташевски – с.657
      • Диатриба научной фантастики: [Эссе] / Пер. К. Сташевски – с.658-661
      • Мой роман с научной фантастикой: [Эссе] / Пер. К. Сташевски – с.662-688
  • [Том 2] – Выбор Хобсона: Фантастические произведения: [Собрание рассказов в трех томах]. – Львів: Гіперборея, 2017 [2022]. – 688 с. – (Библиотека приключений и научной фантастики). [Тираж не указан] (п)
    • Дьявольский интерфейс: [Роман] / Пер. В. Задорожного; Рис. Д. Гоэна, С. Шехова – с.5-246
    • Обманщики: [Роман] / Пер. М. Пчелинцева; Рис. В. Сегреллеса, М. Уэлана – с.247-438
    • О времени и Третьей авеню: [Рассказ] / Пер. К. Сташевски; Рис. Н. Гришина, Г. Филипповского – с.439-453
    • «Русские горки»: [Рассказ] / Пер. В. Задорожного; Рис. Б. Кригстейна, Г.Ю. Корнышева, И. Мельникова – с.454-466
    • Выбор Хобсона: [Рассказ] / Пер. В. Баканова – с.467-476
    • Звёздочка светлая, звёздочка ранняя: [Рассказ] / Пер. К. Сташевски; Рис. А.Ю. Остроменцкого – с.477-498
    • Время – обманщик: [Рассказ] / Пер. П. Киракозова; Рис. А. Амаспюра – с.499-522
    • 5.271.009: [Рассказ] / Пер. Ю. Беловой; Рис. В. Ана – с.523-558
    • Убийцы Магомета: [Рассказ] / Пер. В. Бабкова; Рис. С. Стихина – с.559-574
    • Феномен исчезновения: [Рассказ] / Пер. К. Сташевски; Рис. Д. Квинна – с.575-595
    • Прекрасная Галатея: [Рассказ] / Пер. Н. Ивановой – с.596-642
    • Интервью
      • Предисловие к интервью: [Статья] / Пер. К. Сташевски – с.644-645
      • Несентиментальное путешествие с Джоном Хьюстоном / Пер. К. Сташевски – с.646-656
      • Рекс Стаут / Пер. К. Сташевски – с.657-66
      • Разговор с Вуди Алленом / Пер. К. Сташевски – с.669-678
      • Айзек Азимов / Пер. К. Сташевски – с.679-682
      • Роберт Хайнлайн / Пер. К. Сташевски – с.683-686
  • [Том 3] – Путевой дневник: Фантастические произведения: [Собрание рассказов в трех томах]. – Львів: Гіперборея, 2017 [2022]. – 688 с. – (Библиотека приключений и научной фантастики). [Тираж не указан] (п)
* * *
* * *
* * *
    Публицистика

  • Научная фантастика и человек Возрождения: [Эссе 1956 года] / Пер. Ольги Дикушиной // Фантакрим MEGA (Минск), 1994, №2 – с.46-51
  • [Коротко о себе и фантастике] / Пер. А. Мироновой // Лица НФ. – Лемберг: Жемчужина, 2020 – с.22-23
* * *
    Публицистика

  • Alfred Bester. Mój własny świat fantastyki naukowej [Мой роман с научной фантастикой] / Пер. Леха Енчмыка (Lech Jęczmyk) // альманах «Kroki w nieznane. Tom 3». – изд. «Iskry» (Варшава), 1972 – с.476-486
    Публикации в периодике и сборниках

  • Альфред Бестер. (США). Зникнення: Оповідання / З англійської переклав Віталій Мюнхен // Всесвіт (Київ), 2016, №1-2 – с.25-38
  • 1982 – Carolyn Wendell. Alfred Bester [Кэролин Уэнделл. Альфред Бестер] / Обложка Стивена Фабиана-старшего и Стивена Фабиана-младшего (Stephen E Fabian, Sr. and Stephen E Fabian, Jr.). – изд. «Starmont House» (Вашингтон), 1982. – 72 с. – (Starmont Reader's Guide 6). $4.95 (о) ISSN 0272-7730
  • 1982 – Alfred Bester by Willis E. McNelly [Уиллис Макнил. Альфред Бестер] // справочник «Science Fiction Writers» / Ред. Э. Ф. Блейлер (E. F. Bleiler). – изд. «Charles Scribner's Sons», 1982 – с.283-290
  • 2016 – Jad Smith. Alfred Bester [Джед Смит. Альфред Бестер]. – изд. «University of Illinois Press», 2016. – 216 с. – (Modern Masters of Science Fiction). (о) ISBN 978-0-252-08213-9
  • 2020 – Джед Смит. Альфред Бестер: Очерк жизни и творчества / Пер. А. Бушуева, Т. Бушуевой. – Минск: Подсолнечник, 2020. – 368 с. – (Шедевры фантастики [продолжатели]). 30 экз. (п + с.о.) – [Самиздат]
* * *
  • Альфред Бестер: [Биографическая справка] // Альфред Бестер; Гарри Гаррисон: Романы. – М.: Молодая гвардия, 1972 – с.397
  • Г. Шингарёв. «Я последний человек…»: [Послесловие к фантастическому рассказу А. Бестера «Старик»] // Химия и жизнь (Москва), 1980, №5 – с.87
  • В. Гопман. [Справка об авторе] // Американская фантастика. – М.: Радуга, 1988 – с.743
  • М. Стандаль. Альфред Бестер (Эскиз биографии) // Фэнзор, 1990, Вып.1 – с.14-17
  • Б. Миловидов, Ю. Флейшман. Альфред Бестер: Публикации на русском языке: [Библиография] // Фэнзор, 1990, Вып.1 – с.38-40
    • То же: Борис Миловидов: Книга для друзей: Рассказы и мемуары. – Волгоград: Волгакон, 2019 – с.209-212
  • Владимир Баканов. Великий пиротехник: [Очерк жизни и творчества А. Бестера] // Если, 1991, №1 – с.95-96
  • Личное мнение: [Высказывания по поводу развития фантастики советского фантаста Г. Гуревича и американского фантаста А. Бестера] // Знание – сила (Москва), 1991, №4 – с.95
  • Альфред Бестер: [Об авторе] // Билл, герой Галактики. – М.: Книжная палата, 1991 – с.394-395
  • Фантастов надо знать в лицо: [Об американском фантасте Альфреде Бестере] // Фантакрим MEGA (Минск), 1992, №3 – 2-я стр. обл.
  • Бестер (Bester) Альфред (1913-1987) / Вл. Гаков // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. – Минск: ИКО «Галаксиас», 1995 – с.74-75
  • Вл. Гаков. Бестер Альфред: [Краткие сведения о писателе-фантасте] // Фантастика века. – Минск-Москва: Полифакт, 1995 – с.573
  • BESTER, Alfred / БЕСТЕР Альфред // Библиография фантастики. – М.: Келвори, 1996 – с.35-36
  • Вл. Гаков. Два фантастических парня из Нью-Йорка: [Предисловие] // Роберт Шекли. Цивилизация статуса; Альфред Бестер. Тигр! Тигр! – М.: АРМАДА, 1996 – с.5-28
  • Сергей Соболев. Альфред Бестер, Роджер Желязны. Психолавка: [Рецензия] // Лавка фантастики (Пермь), 2000, №3 – с.57
  • Андрей Синицын. Прощальный дар мастеров: [О романе А. Бестера и Р. Желязны «Психолавка»] // Если, 2000, №4 – с.247-248
  • Андрей Щербак-Жуков. Дело о похищенной сингулярности: [Рец. на роман А. Бестера и Р. Желязны «Психолавка»] // Книжное обозрение, 2000, 17 апреля – с.16
  • Old Fan. Альфред Бестер, Роджер Желязны. Психолавка: [Рецензия] // Гном, 2000, №8 – с.5
  • Е. Короткова. Альфред Бестер: [Об авторе] // Зарубежный роман (Москва), 2003, №6 – 2-я стр. обл.
  • Альфред Бестер (1913-1987 гг.): [Справка] // Зарубежный роман (Москва), 2003, №6 – 2-я стр. обл.
  • Вл. Гаков. Человек со своим лицом: [Об американском фантасте Альфреде Бестере] // Если, 2003, №12 – с.289-296
  • Сергей Бережной. Бомба, которая взорвалась дважды: Альфред Бестер и жизнь без некролога // Мир фантастики, 2013, №12 – с.10-17
    • То же: [Предисловие] // Альфред Бестер. Разбитая аксиома. – Липецк: Крот, 2014 – с.5-23
  • Станислав Лем о… 8. Альфред Бестер: [Эссе] / Пер. Виктора Язневича // Космопорт, 2014, №12 – с.2-3
  • Альфред Бестер (1913-1987) // Сергей Неграш. Воздушные замки: Путеводитель по классике зарубежной фантастики. – СПб.: Северо-Запад, 2017 – с.18
  • Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»: [Обзор] // 100 главных фантастических книг. – М.: Hobby World, 2019 – с.27
  • Альфред Бестер (1913-1987) // Сергей Неграш. Иные замки: Путеводитель по зарубежной фантастике. – СПб.: Северо-Запад; ООО «Андрей Буровский КиФ», 2021 – с.32-33

© Виталий Карацупа, 2023

НАВЕРХ