Архив фантастики
Rolt, Lionel Thomas Caswell
Ролт Лайонел Томас Кэсвил
(11 февраля 1910 – 9 мая 1974)


Сон и не более (1948)
Сон и не более (1996, изд. «Ash-Tree Press»)
Сон и не более (1996, изд. «Alan Sutton»)




Л. Т. К Ролт

Лайонел Томас Кэсвил Ролт, обычно называемый друзьями просто Том, родился 11 февраля 1910 года в Честере, графство Чешир. Он посещал Челтенхэм-колледж (Cheltenham College) и освоил профессию инженера. Затем он пробовал себя на различных поприщах. Занимался внутренней отделкой автомобилей, владел мастерской, а с 1940 года он, прежде всего – автор технических книг (особенно о водных путях и железных дорогах Великобритании). Ролт сам собирал старые автомобили. Предметом его любви был стремительными темпами развивающийся в XX веке транспорт; он основал – кстати вместе с Робертом Эйкманом (Robert Aickman) – по сей день действующую в Англии Ассоциацию речных путей (Inland Waterways Association), которая печётся о совершенствовании, сохранении и открытии для туристов английских каналов и водных путей. Кроме того Ролт был управляющим железнодорожного предприятия «Talyllyn Railway» в Уэльсе.
Его первая книга, «Тесная лодка» (Narrow Boat, 1944), в автобиографическом ключе рассказывает о плавании по водным путям Англии. Будучи членом «Science Museum Advisory Council» с 1964 года, он заботился, прежде всего, о музейном сохранении закрытых промышленных учреждений – его конёк, часто отражающийся во многих из фантастических рассказов Ролта. Разъезжая по стране с докладами, он посещал самые разные уголки Англии, и на радио и телевидении тоже пользовался большим спросом. Рядом почти с пятьюдесятью нехудожественными и автобиографическими книгами литературное наследие Ролта кажется скорее скромным: два нефантастических романа и сборник историй о привидениях. Небольшой успех сборника «Сон и не более» (Sleep No More), вышедшего в 1948 году, привёл к тому, что впоследствии Ролт написал ещё всего лишь две фантастические истории, увидевшие свет в 1994 году в издании Хью Лэмба только после его смерти. В 1996 году эти две истории вышли повторно, на сей раз вместе со сборником «Сон и не более». Эти рассказы отражают слабость Ролта к техническим вещам: привидения появляются в необычном окружении и в другой связи, чем это имело место в фантастике до той поры. Л. Т. К. Ролт (L.T.C.Rolt) – именно так он подписывал свои произведения – умер 9 мая 1974 года в возрасте 64 лет от длительно протекавшего рака, о котором почти до последнего знали только самые близкие ему люди.
Он писал свои истории в традиции Монтегю Джеймса. В них уже заметен переход от классической формы в стиле мастера к более современной. Вместо церквей и библиотек, предпочитаемых Джеймсом, у Ролта на передний план выходят брошенные горнорудные прииски и прикрытые фабрики как места действия антикварного ужаса, к примеру, в «Литейном заводе Хоули» (Hawley Bank Foundry) или «Рудник» (The Mine). Заметно также влияние на Ролта других авторов, как, например в «Cwm Garon», перерабатывающего идею Артура Мэкина «Маленький народ» (Little people). Его эссе «История о привидениях – некролог» (1956) свидетельствует о Ролте, как тонком знатоке и умном интерпретаторе фантастической литературы по ту сторону от М. Р. Джеймса и одновременно уверенном стилисте с хорошей техникой повествования, который сам не верил в призраки, но понимал историю о привидениях (в унисон Джеймсу) как утончённую литературную игру, призванную нагнать страху на читателя, так чтобы мурашки по спине пробежали.
Ролт, может быть в ещё большей степени чем М. Р. Джеймс, был мастером недоговорённостей и предупреждаемого конца. Так кульминация в «Гость Эшкомба», встреча Эмоса Бингли с привидением, притаившемся в комнате с гербом, передаётся читателю лишь с точки зрения миссис Бингли, в ужасе подслушивающей под дверью. А в «Радостях музыки» наказание сатаниста происходит уже не в рамках собственно действия, а предвосхищается в смерти прежнего жителя Тревертена. Картина, на которой заканчивается история, обладает субтильным очарованием ужаса, ставящим в тень даже некоторые из выдающихся моментов в произведениях М. Р. Джеймса. По мнению Майка Эшли горсть историй о привидениях Ролта принадлежит к лучшим в своем роде в середине ХХ столетия, намекая на более поздних авторов, таких как Фриц Лейбер и Рэмси Кэмпебелл.
Произведения автора
    Сборники
  • 1948 – Сон и не более (Sleep No More). – изд. «Constable» (Лондон)
      Рудник (The Mine)
      Возвращение кота (The Cat Returns)
      Финальный удар Босворта (Bosworth Summit Pound)
      Новый район (New Corner)
      Cwm Garon
      Гость Эшкомба (A Visitor Ashcombe)
      Бедственное положение Гарсида (The Garside Fell Disaster)
      Конец мира (World's End)
      Не слышите моих шагов (Hear Not My Steps)
      Агония пламени (Agony of Flame)
      Литейный завод Хоули (Hawley Bank Foundry)
      Радости музыки (Music Hath Charms)
  • 1994 – Два рассказа о привидениях Л. Т. К. Ролта (Two Ghost Stories L. T. C. Rolt) / Ред. Кристофер и Барбара Роден (Christopher and Barbara Roden); Рис. Далласа Гоффина (Dallas Goffin). – изд. «BC Enterprises». – 16 с. £5.50. 400 экз. (п) ISBN 1-899562-00-1 – Этот буклет был выпущен для состоявшегося в 1994 года конвента «The Ghost Story Society Convention»
      Кристофер Роден. Предисловие (Introduction by Christopher Roden)
      Крик (The Shouting) – с.1-6
      Дом для мести (The House of Vengeance) – с.7-16
  • 1996 – Сон и не более: Двенадцать рассказов о сверхъестественном Л. Т. К. Ролта (Sleep No More: Twelve Stories of the Supernatural L. T. C. Rolt) / Рис. Пол Лау (Paul Lowe). – изд. «Ash-Tree Press» (Канада). – 172 с. £19.00. 400 экз. (п) ISBN 1-899562-09-5
      Кристофер Роден. Предисловие (Introduction by Christopher Roden) – с.1-4
      Рудник (The Mine) – с.5-11
      Возвращение кота (The Cat Returns) – с.12-19
      Финальный удар Босворта (Bosworth Summit Pound) – с.20-29
      Новый район (New Corner) – с.30-42
      Cwm Garon – с.43-63
      Гость Эшкомба (A Visitor Ashcombe) – с.64-72
      Бедственное положение Гарсида (The Garside Fell Disaster) – с.73-81
      Конец мира (World's End) – с.82-85
      Не слышите моих шагов (Hear Not My Steps) – с.86-89
      Агония пламени (Agony of Flame) – с.90-100
      Литейный завод Хоули (Hawley Bank Foundry) – с.101-122
      Радости музыки (Music Hath Charms) – с.123-138
      Крик (The Shouting) – с.139-145
      Дом для мести (The House of Vengeance) – с.146-156
      Уходящие истории о привидениях (The Passing of the Ghost Story): [Эссе] – с.157-166
      Хью Лэмб. Л.Т.К. Ролт и два рассказа о привидениях (L.T.C. Rolt and Two Ghost Stories by Hugh Lamb) – с.167-168
  • 1996 – Сон и не более (Sleep No More) / Обложка Джона Аткинсона Гримшоу (John Atkinson Grimshaw). – изд. «Alan Sutton». – 130 с. £4.99 (о) ISBN 0-7509-1157-3
      Сьюзанн Хилл. Предисловие (Introduction by Susan Hill)
      Рудник (The Mine) – с.1-6
      Возвращение кота (The Cat Returns) – с.7-14
      Финальный удар Босворта (Bosworth Summit Pound) – с.15-22
      Новый район (New Corner) – с.23-32
      Cwm Garon – с.33-50
      Гость Эшкомба (A Visitor Ashcombe) – с.51-58
      Бедственное положение Гарсида (The Garside Fell Disaster) – с.59-66
      Конец мира (World's End) – с.67-70
      Не слышите моих шагов (Hear Not My Steps) – с.71-74
      Агония пламени (Agony of Flame) – с.75-82
      Литейный завод Хоули (Hawley Bank Foundry) – с.83-100
      Радости музыки (Music Hath Charms) – с.101-114
      Крик (The Shouting) – с.115-120
      Дом для мести (The House of Vengeance) – с.121-129

    Рассказы

  • 1939 – Новый район (New Corner) // журнал «Mystery Stories», №20 – с.
  • 1942 – Рудник (The Mine) // журнал «Mystery Stories», №25 – с.
  • 1975 – Крик (The Shouting) // антология «The Thrill of Horror» / Ред. Хью Лэмб (Hugh Lamb). – изд. «W.H. Allen» (Лондон), 1975 – с.
  • 1976 – Дом для мести (The House of Vengeance) // антология «The Taste of Fear» / Ред. Хью Лэмб (Hugh Lamb). – изд. «W.H. Allen» (Лондон), 1976 – с.

    Эссе

  • 1956 – Уходящие истории о привидениях (The Passing of the Ghost Story) // журнал «The Saturday Book», №16 – с.

© Вячеслав Короп, 2007