В повести Сергея Болдырева «Загадка ракеты «Игла-2» (1949) действие происходит где-то в Средней Азии на полигоне научно-исследовательского комплекса. Здесь талантливый инженер Алексей Гусев строит и испытывает ракеты, в одной из которых он надеется вскоре выйти в околоземное пространство и покорить, наконец, притяжение земли, выйдя в открытый космос. Вместе со своим верным помощником – пилотом Дмитрием Васильевичем Крайновым, он строит испытательные ракеты и тестирует их на всевозможные полетные условия. Затем они на самолете по несколько дней занимаются поисками упавшей ракеты, и во время одного из таких полетов Гусев знакомится с Ольгой Николаевной - молодым научным работником, физиком, которая прибыла в стоящую в глухом горном уголке обсерваторию для изучения влияние космических лучей. Естественно, что со временем у них завязываются очень теплые и более чем дружеские отношения.

Но основная коллизия в повести разворачивается вокруг строящейся ракеты «Игла-2», которая была и в самом деле похожа на гигантскую толстую иголку. Именно она, по мнению конструктора, должна уже стать пилотируемой человеком. Ведь предыдущие испытания прошли удачно, ракета осталась на околоземной орбите и вращается вокруг планеты. И, хотя всё строго засекречено, в обсерватории, начальником которой и ее единственным сотрудником является старый отец Ольги, седой астроном подумал, что открыл новый спутник Земли. Он проверял и перепроверял свои данные, но неведомый объект каждый день появлялся на орбите. Это могло быть настоящей сенсацией в научном мире.

А для Гусева главным камнем преткновения стали все предыдущие неудачные запуски его ракеты, во время которых автоматика четко, до определенного момента, передавала в центр управления показания приборов и состояние двигателей. Но затем передача неожиданно обрывалась. И только последняя ракета, опять же по неясной пока причине, смогла успешно выйти в космос. Пройдя многие испытания, комиссия все же допустила Гусева и Крайнова для пилотирования ими «Иглы-2». И во время самого полета выяснилось, что же было причиной предыдущих неудачных запусков. Оказывается, что двигатели, даже когда пилоты полностью выключили двигатели ракеты, уже оказавшейся на высоте в 700 километров, продолжали работать, в них подавалось топливо, а ракета всё время ускорялась. Во время этого полета это чуть не стало трагедией, в аппарате даже возник пожар, но корпус выдержал до момента полного сгорания всего топлива.

Цена этому сложному полету и понимание причин неудачных опытов, оказались слишком высокими: при посадке погиб Дмитрий Крайнов, а Алексей Гусев еще долгое время находился на больничной койке. Но теперь стало ясна причина столь странной работы двигателей ракеты – космические лучи высокой интенсивности и неизвестного происхождения, которые и способствовали возгоранию горючего. И уже через несколько месяцев в газетах было опубликовано сообщение: «Недавно с территории СССР стартовал летательный аппарат конструкции группы советских инженеров, возглавляемых Гусевым А. И. Аппарат пилотировали Гусев А. И. и Крайнов В. Д. Достигнув границы земной атмосферы на высоте 1020 километров над уровнем моря, аппарат прошел вокруг Земного шара в меридиональном направлении и благополучно приземлился в месте старта». И в конце сообщения для широкой публики значилось, что оба участника полета чувствуют себя вполне нормально.


© Виталий Карацупа, 2020

НАВЕРХ