Ночь




Рассказ Джона В. Кэмпбелла «Ночь» (Night, 1935) начинается с аварии экспериментального летающего аппарата, у которого в качестве двигателя использовалась антигравитационная катушка Картера. Самолет рухнул на поле, но когда к нему подъехала группа, оказалось, что в развалившемся на куски летательном аппарате никого не было. Боб – пилот машины – исчез. А спустя несколько часов, ночью, около обломков, из ниоткуда возник раненный пилот, и когда его привели в чувство, он рассказал свою историю. В этот летний день во время своего подъема, на высоте 45 000 футов с машиной стали происходить странные вещи: «Катушки начали исчезать – они бледнели, становились призрачными, нереальными и исчезали одна за другой. А когда машина и вовсе растаяли, я на мгновение увидел синее небо. Потом, словно со стороны, я увидел, как самолет падает, и свет померк, так как Солнце, подобно ракете, пролетело по небу и исчезло».
Пилот находился в странном состоянии, а когда упал на землю, то оказался... в сугробе! Испытатель оказался в чужом и очень холодном мире, в небе которого ярко-красно пылало маленькое солнце, а вдалеке от горизонта до горизонта протянулась огромная стена. Это было непостижимо, но вскоре наш герой осознал, что находится на Земле, но в далеком-далеком будущем. Видимо двигатель летательного аппарата исказил не только потоки гравитации, но и потоки времени. Боб добрался до стены и оказался в давно умершем огромном городе, в котором застыло всё – и машины, и растения и даже звуки. Всё сковало холодом.
Но, как оказалось, в Солнечной системе еще были разумные существа. На Нептуне. И их представитель на космическом летательном аппарате вступил в контакт с Бобом. Но каков же было удивление человека, когда он узнал, что его собеседником оказалась интеллектуальная машина – конечное творение умирающего человечества. Герою рассказа удалось увидеть живой город машин и узнать о закате человечества. Машина-собеседник помогла Бобу отправиться обратно в свой мир в свое время, но сознание испытателя оказалось в глубоком смятении: «Я знаю только одно, я видел мертвую планету – мертвую Землю – в свете умирающих звезд. Теперь я знаю, что ждет наш мир в конце всех времен…»

© Виталий Карацупа, 2016