Роман Валентины Мухиной-Петринской «Планета Харис» (1984) по задумке автора является лишь первой книгой (по-видимому, трилогии), что несколько оправдывает его в отношении нескольких незаконченных и тупиковых сюжетных линий.

Начинается книга с того, что в свое родное село Рождественское из Москвы возвращается выпускница 1932 года Тимирязевской академии Рената Михайловна Петрова. Но странное дело, в её доме живут совершенно другие люди – Николай Симонов, её бывший школьный товарищ, а сейчас старый дед, и младший брат известного космонавта Кирилла Мальшета, который теперь находится на Луне и работает в лунной обсерватории в Заливе Радуги. Как такое может быть, что девушка «перенеслась» в 2009 год? Да к тому же в этом селе находится могила самой Ренаты Петровой, погибшей в 39 лет, муж которой погиб на войне – войне, о которой нынешняя Рената ничего не знала.

Еще более странные события в это же время развивались на Луне, где Кирилл Мальшет также «воскресает», но не через многие годы, а спустя неделю после того, как погиб на глазах у своих товарищей. Кирилла убил осколок метеорита. Его тело нашли товарищи и похоронили возле радиотелескопа, а спустя неделю он возвращается на базу живой и здоровый. И, главное, это был действительно он – самые тщательные медицинские и психиатрические тесты не нашли никаких отклонений.

Но затем читатель в 5-й главе узнает и еще об одном «воскресшем». На этот раз речь идет о Константине Эдуардовиче Циолковском, который перенесся из 1930-х в 10 июля 2009 года, где пытается устроиться в новом для него мире, в котором осуществились все задуманные им космические проекты.

Тут следует отметить, что по окончании романа у читателя остаётся масса вопросов по сюжету. Например, почему автор выбрала для «точки воскрешения» именно 2009 год? Почему нет развития дальнейшей линии о попавшем в будущее Циолковском? Для чего в роман была вставлена глава о судьбе американского комика-мима и коммуниста Уилки Саути, которая никак не влияла на общую сюжетную линию? Зачем нужны постоянные упоминания о протопопе Аввакуме? И таких «почему» немало. Возможно, это всё должно было развиться в следующих книгах. Но теперь это уже неизвестно.

Роман писался в 1960-е годы, но уже к середине 1980-х, к моменту первой его публикации, сюжет настолько устарел, что описанный на страницах книги 2009 год смотрится очень неестественно. Здесь и висячие дома, и электромобили в Москве, и строительство города в океане, и технология ускоренного роста деревьев, когда вместо десятилетий дерево растет в течение нескольких месяцев. Особо отмечается, что начались работы по регулированию уровня Каспийского моря с помощью огромной дамбы по проекту Филиппа Мальшета, известного по другим ранним книгам автора.

Тем более, что в это время началась эпоха всепланетного объединения, кончились войны, разоружились, уничтожили ядерное вооружение, многие страны избрали социалистический путь развития, всем миром осваивают Антарктиду и Луну. В Космическом институте готовятся к озеленению Марса, освоение которого намечено на вполне конкретную дату – 16 октября 2009 года.

Соединенные Штаты остались единственной страной, не принявшей социализм. Но и свою капиталистическую сущность его правительству приходилось маскировать в самые лучезарные одежды демократии. Вышеупомянутый Уилки Саути отозвался о своей стране и капитализме таким образом, что наш с вами житель 2009 года с его характеристикой быстрее всего полностью согласиться. Правда, теперь это относится уже не только к США, но и к странам бывшего СССР.

«Ведь у нас, видите ли, не принято говорить о физическом подавлении, репрессиях и тому подобном. Мы не какие-нибудь фашисты, а наш идеал – умеренность и посредственность, с ней меньше хлопот.

И ведь как хитро: народ в большинстве своем даже не осознает своего порабощения – духовного порабощения, что самое страшное. Манипуляция людьми, внушение им надлежащего образа мыслей и поведения. Цивилизация кондиционированного сознания! Подавление духовной самостоятельности. Стандартизация людей, превращение их в жизнерадостных роботов, поглощающих духовные суррогаты. Пока они жуют резинку и глазеют на увеличенный во всю стену телевизионный экран, им вкладывают в мозги что положено. А обработка детей!..»

Далее автор совершает жанровый кульбит и оказывается, что во всех упомянутых странностях виноваты жители планеты Харис. Эти птицеподобные гуманоиды с фасеточными глазами, живущие в шестиугольных домах-сотах, уже тысячелетие изучают нашу планету. И только лишь для того, чтобы спасти собственную цивилизацию, гибнущую от… бессмертия! Харисяне потеряли интерес к жизни вообще, к наукам и искусству в частности, погибла любознательность, главенствует всеобщее равнодушие, жители всё больше и больше добровольно уходят из жизни. И только земляне, по мнению, харисян, способны помочь им спасти свою бессмертную планету от тотального вымирания.

На Луне они основали постоянную исследовательскую базу и на протяжении веков «извлекали» с Земли лучшие, с их точки зрения, умы и души нашей цивилизации: ученых, писателей, политиков и просто жителей. Их переносили на родную планету (которая, кстати, находится в анти-Вселенной), где создавался банк с копиями человеческого сознания. Здесь были катушки(!) с записанными жизнями Петра I, Пушкина, Достоевского, Александра Грина, Циолковского, Станиславского, Софьи Ковалевской, Марка Твена, Ганса-Христиана Андерсена и других. По-видимому, и сознание Ивана Антоновича Ефремова. Ведь на страницах романа не раз упоминается знаменитый на весь мир писатель-фантаст Яков Николаевич Ефремов. Кстати, полномочный представитель инопланетян, сопровождавший людей на Харисе, принял на себя образ другого известного фантаста – Герберта Уэллса. Он сам и его катушка, следовательно, также находились на Харисе.

На Земле же в это время возникали точные копии доставленных на Харис людей, которые продолжали жить и работать, ничего не подозревая о своем происхождении. Правда иногда случались временные разрывы между извлечением человека и его появлением, что и случилось с Ренатой, её прабабушкой, сказительницой Авдотьей Ивановной Финогеевой, К. Э. Циолковским и др. В общем, харисяне надеются на помощь землян, те впервые узнают, что не одиноки во Вселенной, а Рената Петрова становится женой Кирилла Мальшета.

* * *

P.S. Из отзыва А. Н. Стругацкого об этом романе, становится известно, что изначально автор вместо 2009 года указывала 1999 год – последний год ХХ века. Но видимо при первой публикации книги в 1984 году эта первоначальная дата выгладела уж очень наивной.

P.S.S. Хотелось бы спросить у автора, откуда во всем этом сюжетном нагромождении мира будущего, взялся... табурет! Почему на лунной базе, советские и американские исследователи сидят на табурете? («Уилки, радостно взбудораженный, сидел на круглом табурете так, чтобы быть в фокусе. Аппаратурой ведал Яша»). Почему на аэровокзале также присутствует табурет? («Там было что-то вроде телеэкрана с клавишами внизу и вращающаяся круглая табуретка»). Почему всё время на глаза попадается этот самый табурет? («Я взглянул на своего друга. Яша не мог отвести от нее глаз, пока на экране не появилась его семья и он сам не занял место на табурете»). И даже харисяне не обошли вниманием конфигурацию такого универсального предмета мебели («В сравнительно небольшом шестиугольном высоком, как храм, серебристом помещении, вся обстановка которого состояла из «табуретов», похожих на тумбы, нас ждали, сидя, несколько харисян»).


© Виталий Карацупа, 2021

НАВЕРХ