• То же: Под названием «Юрта Ворона (Хюндустыйн Эг)»

Реалистический рассказ Ивана Ефремова «Юрта Ворона» (1959), посвященный горному инженеру А. В. Селиванову, подводит читателя к выводу, что для серьезно больного человека только после выздоровления духа можно вылечить уже и тело. Именно так поступил герой рассказа, геолог Кирилл Григорьевич Александров, который во время одной из экспедиций в Тувинской области провалился в расщелину и сломал позвоночник. Он бы так и умер в тайге, но его нашли и спасли. Однако для него самого, прикованного к постели с парализованной нижней частью тела, это спасение было совсем не в радость. Некогда полный сил и энергии, безумно любящий тайгу и геологию, Кир (как ласково называл его жена) вот уже полгода проводил свои дни в тупой отрешенности.

Неизвестно, чем бы такое существование закончилось для Кира, но в его палате появился еще один больной – его старый забойщик Иван Иванович Фомин, с которым они не виделись лет двадцать. И по прошествии нескольких дней в разговорах и воспоминаниях, Кирилл Григорьевич начал отходить от своего сумрачного состояния души, а когда пожилой забойщик напоминает ему про перевал Хюндустыйн Эг, Александров будто выздоровел. Это болотистое плоскогорье в Туве, которое в переводе с тувинского означает Юрта Ворона, необычно тем, что над ним каждое лето бушуют необычайно частые и сильные грозы. Он побывал там очень давно, но еще тогда у молодого геолога зародилась гипотеза о происхождении такой грозовой аномалии.

И с этого дня у геолога родился не столько сумасбродный, сколько рискованный план... отправиться туда для подтверждения своих старых догадок. Его жена Людмила с одной стороны была обрадована тем, что ее могучий Кир вернулся к нормальному душевному состоянию, но с другой... Как это возможно – парализованному человеку отправиться в тайгу в качестве геолога! Да еще и подвергнуться смертельной опасности – в разгар сильной грозы на перевале проследить места непосредственных и наиболее частых ударов молний. И при этом еще и остаться в живых!..

Но теперь уж Александрова ничего не могло остановить. Тем более, что терять ему было нечего. В эту необычную экспедицию Александров отправился тайно: жене он сказал, что едет на курорт, т.к. у него уже была на руках путевка. А сам вместе со своей старой знакомой Валей – «шофериней», изъездившей за двадцать лет пол Сибири – отправился на перевал Хюндустыйн Эг. Естественно, что путь для него оказался необычайно трудным, но Александров вложил в эту «экспедицию» не только свои знания и мечты, но положил на кон свою жизнь. Валя доставила геолога как можно ближе к цели, а уже на перевал его доставил старый тувинец.

И случилось чудо! Несколько дней парализованный геолог, передвигавшийся только ползком, находился на перевале прямо под бьющими по земле молниями и записывал показания, а попал в геолога только один из последних в это лето разрядов. Но Кир каким-то непостижимым образом остался жив. А когда очнулся, то почувствовал боль в левом колене. Он почувствовал ногу! А через время даже смог встать на колени.

Спустя несколько дней перед начальником управления предстал опирающийся на палку Александров, который достал из заплечного мешка тяжелый блестящий кусок свинцовой руды – галенита. Руда была из жилы нового месторождения «Юрта Ворона», открытого не столько силой ума, сколько силой воли и характера Кирилла Григорьевича Александрова.


© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ