• То же: Под названием «Тени минувшего»

В рассказе Ивана Ефремова «Тень минувшего» (1945) речь идет о том, как во время палеонтологической экспедиции, которая ведет исследование поля костей динозавров на территории Казахской ССР, молодой ученый Сергей Павлович Никитин и члены его группы становятся свидетелями необычного явления. В маленькой горной долине с узким проходом, где имелось небольшое озеро окаменевшей асфальтовой смолы с гладкой зеркальной поверхностью, люди вдруг увидели...

«Над отливающей синью плитой ископаемой смолы встал откуда-то из ее черной глубины гигантский зелено-серый призрак. Громадный динозавр замер неподвижно в воздухе, над верхним краем обрыва, вздыбившись на десять метров над головами остолбеневших людей.

Чудовище высоко несло свою горбоносую голову; большие глаза тускло и мрачно смотрели куда-то вдаль; безгубая широкая пасть обнажала длинный ряд загнутых назад зубов. Спина животного, слегка согнутая, круто спадала в невероятно мощный хвост, подпиравший динозавра сзади. Огромные задние лапы, согнутые в суставах, не уступали в мощности хвосту, подобные двум колоннам, трехпалые, с широко распластанными пальцами, вооруженными кривыми исполинскими когтями. И почти под самой шеей, на наклонно нависшей над землей передней части туловища, нелепо и беспомощно торчали две тонкие когтистые передние лапки, такие крошечные по сравнению с гигантским туловищем и головой.

Сквозь призрак просвечивали черные утесы гор, и в то же время можно было различить малейшую подробность тела животного. Испещренная мелкими костными бляшками спина чудовища, его шероховатая кожа, местами обвисшая тяжелыми складками, странный вырост на горле, выпуклости исполинских мышц, даже широкие фиолетовые полосы вдоль боков – все это придавало видению изумительную реальность. И неудивительно, что пятнадцать человек стояли онемевшие и зачарованные, пожирая глазами гигантскую тень, реальную и призрачную в одно и то же время.

Прошло несколько минут. В неуловимом повороте солнечных лучей видение неподвижного динозавра растаяло и угасло. Перед людьми не было ничего, кроме черного зеркала, потерявшего синий отлив и отблескивавшего медью».

И хотя чудесное видение длилось очень короткое время, но возымело огромный эффект на Никитина. Увидеть воочию настоящее доисторическое животное во всех красках и деталях – неосуществимая мечта любого палеонтолога. Ведь мы только представляем себе, как выглядели животные миллионы лет назад, без всякой уверенности в правоте своих гипотез на этот счет.

Эта экспедиция из-за нехватки питьевой воды и продуктов питания была не в состоянии продолжить не только плановые исследование, но и странный феномен. Никитин понял, что гладкая поверхность черной смолы хранила в себе что-то вроде фотографического снимка, а вернувшись домой и изучив материалы по теории фотографии, ученый понял, что горная долина с чудным видением представляла собой своеобразную природную фотокамеру, где стал возможен фотографический эффект – световой отпечаток без бромосеребрянного процесса.

Сергей Павлович ищет подобные природные «фотоснимки» и решает во что бы то ни стало повторить подобный эффект в лабораторных условиях. В итоге он смог сконструировать оптическую аппаратуру, способную видеть природные фотографии, а его, ранее высмеиваемая и отвергаемая коллегами теория, была блестяще доказана опытным путем.

* * *
  1. Этот рассказ стал отправной точкой для открытия практической голографии Юрием Николаевичем Денисюком (1927-2006), который в интервью упоминал, что идею для своего открытия он почерпнул, прочитав рассказ «Тени минувшего» и повесть «Звездные корабли» И. Ефремова.
  2. В тексте произведения есть фраза: «Территория нашей Родины – это сотни миллионов квадратных километров, сложенных разными горными породами…». На самом деле площадь СССР – 22,4 млн кв. км.
  3. Прообразом препаратора Маруси послужила Мария Федоровна Лукьянова, препаратор и раскопщик, друг Ивана Ефремова, участвовавшая вместе с ним во многих палеонтологических экспедициях, в том числе и в известных трех Монгольских экспедициях.
  4. Рассказ был экранизирован в шестом выпуске телепередачи «Этот фантастический мир» (1982).
  5. В тексте рассказа упоминается марка советского автомобиля в следующей фразе: «Мощный гудок в три тона раздался на улице: в воротах вспыхнули и снова погасли фары черного ЗИЛа». Но ЗИЛ в тексте появился только лишь в 1959 году в сборнике «Бухта радужных струй». До этого в рассказе «...в воротах вспыхнули и снова погасли фары черного ЗИСа». Зачем нужно было менять марку машины, а по сути всего лишь одну-единственную букву? Ответ мы можем найти в информационной базе: «ЗИС-110 – легковой автомобиль высшего (представительского) класса, первый советский послевоенный автомобиль. Его производство началось в 1945 году, он сменил на конвейере ЗИС-101, и закончилось в 1958 году, когда его, в свою очередь, заменил ЗИЛ-111».
    Получается, закончили выпуск автомобиля и решили внести поправку в литературный текст? Возможно, это было необходимо для развенчания культа Сталина, а ЗИС (сокращ.: Завод имени Сталина) как раз невольно и был к этому причастен. 1-й государственный автомобильный завод носил имя Иосифа Виссарионовича Сталина с 1931 по 1956 год, после чего был переименован в Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени ордена Октябрьской Революции автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва (ЗИЛ). Вот и в рассказе Ефремова ЗИС поэтому «превратился» в ЗИЛ.
    С другой же стороны в рассказе «Юрта Ворона» (1959), начиная с самой первой книжной публикации в 1960 году, пять раз упоминается автомобиль марки «ЗИС», но ни в одном из последующих изданий марка автомобиля не менялась.

© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ