• То же: Под названием «Катти Сарк» (Румб третий)»

Во время встречи с друзьями капитан дальнего плавания Игнатий Петрович Шубин из рассказа Ивана Ефремова «Катти Сарк» (1944) поведал собравшимся очень интересную историю бывшего флагмана парусного флота – английского парусника «Катти Сарк». Этот клипер, построенный в семидесятых годах ХIХ века для скоростных рейсов из Австралии в Англию, был одним из самых быстроходных парусников мира. Но к настоящему времени, когда эра парусного флота ушла в небытие, он был продан второстепенным судовладельцам и о нём практически забыли.

Но в начале 1940-х директор одной крупной американской фирмы, в прошлом капитан, купил «Катти Сарк» в Лоренцо-Маркезе в португальской Африке (ныне Мозамбик) и добился решения о помещении корабля у себя на родине в специально отстроенном павильоне при морском музее. К тому же он сам с небольшой командой решил привести клипер в родной город Сан-Франциско. Капитан вернул судну свое прежнее название и, т.к. в то время уже шла вторая мировая война, он не решился плыть через Тихий океан. Атлантический океан был безопасен для американского судна. Несмотря на трудности плавания парусника в Карибском море и затраты на проход через Панамский канал, капитан все же выбрал этот необычный путь.

Во время этого перехода судно не только благополучно одолела сильный шторм, не только выдавала рекордную скорость до восемнадцати улов, но и смогло противостоять германскому линкору, по неясной причине оказавшегося в этих южных водах. По «Катти Сарк» было выпущено несколько крупных снарядов, но только удача и быстроходность корабля, спасла «Катти Сарк» от гибели.

«...Через недолгий срок сбылась мечта капитана Эффингхема – сохраненная для мира «Катти-Сарк» проходила горячим солнечным днем Золотые Ворота, развернув все паруса и звездное знамя на бизани. С обеих сторон пролива, с фортов Пойнт и Бейнер гремели орудийные выстрелы, на этот раз такие же безвредные, как и сам клиппер. Они приветствовали волю человека, направленную к сохранению всего прекрасного».

* * *

В 1957 году писатель издал полностью переработанный вариант рассказа, увеличив его объем вдвое, и с тех пор «Катти Сарк» публикуется исключительно в переработанном виде. По сути это совсем новый рассказ с совершенно другим сюжетом, лишь некоторые предложения и абзацы встречаются в обоих вариантах. Этот факт автор объяснил следующим образом:

«Первый вариант этого рассказа был опубликован в 1944 году. В то время я знал судьбу замечательного корабля лишь в общих чертах и придумал фантастическую версию о постановке «Катти Сарк» в специально построенный для нее музей. После того как рассказ был издан в Англии, английские читатели сообщили мне много новых фактов о судьбе «Катти Сарк». В 1952 году в Англии образовалось Общество сохранения «Катти Сарк», которое на собранные деньги реставрировало корабль и поставило его в сухую стоянку. Настоящий, полностью переработанный вариант рассказа является попыткой изложения этапов подлинной истории «Катти Сарк».

* * *

В новом варианте повествование ведется от лица капитана Даниил Алексеевич Лихтанова, который рассказал историю «Катти Сарк» на своем семидесятилетии. В 1922 году, находясь в командировке в Англии, он познакомился в Фальмуте с английскими капитанами, один из которых, капитан Доумэн – неожиданно даже для себя – приобрел увядшую гордость британского парусного флота и попытался в течение своей жизни отреставрировать знаменитый клипер.

Основной сюжет рассказа раскрывает читателю историю «Катти Сарк» от его постройки в 1869 году до списания из английского флота через четверть века и продажи. Капитан Лихтанов подробно рассказал сотоварищам все перипетии трудовой жизни клипера и его горестные дни в качестве второразрядного судна у не скольких владельцев.

Есть в рассказе и встреча с немцами во время войны. Но, т.к. этот вариант рассказа уже не является фантастикой, здесь приведен действительный эпизод времен первой мировой войны, когда «Катти Сарк» в Атлантическом океане сняла с погибающего парохода несколько сотен человек, а вскоре и сама оказалась в смертельной опасности. Всплывшая на поверхность немецкая подводная лодка, пожалев свои дорогостоящие торпеды, попыталась расстрелять парусное судно, но прочность парусника, его мореходные качества и умелые действия капитана, смогли предотвратить гибель бывшего чайного клипера и доставить спасенных на берег.

В финале Лихтанов поведал о созданном в Англии «Обществе сохранения «Катти Сарк» и его работе над восстановлением национальной гордости некогда великой морской державы.

Примечательно, что в первой публикации этого переработанного варианта рассказа в 1957 году в альманахе «Мир приключений» история о знаменитом клипере рассказывается в кругу друзей Лихтановым в 1955 году (тот же год и в сборнике «В мире фантастики и приключений», 1959). В следующей публикации 1960 года (авторский сборник «Юрта Ворона») – в 1957-м, а начиная с книги 1970 года «Сердце Змеи» и во всех последующих публикациях – уже в 1959-м году.


© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ