Cartmill, Cleve Eugene
Картмилл Клив Юджин (21 июня 1907 – 11 февраля 1964)








Американский писатель, автор фантастических и детективных рассказов, журналист и изобретатель. Писал под псевдонимами: Майкл Корбин (Michael Corbin), Джордж Сандерз (George Sanders).

Родился в г. Плэттвилль (штат Висконсин) в семье Эстер Коудри (Esther Cowdrey) и Томаса Уильяма Картмилла (Thomas William Cartmill). Почти во всех источниках его датой рождения значится 1908-й год (без точного числа и месяца), но, покопавшись в генеалогических древах американских фамилий, мы обнаруживаем, что Клив Юджин Картмилл (Cleve Eugene Cartmill) был рожден в Плэтвилле 21 июня 1907 года (см. сайт «ARGenWEB»).

Перед тем как стать писателем, Картмилл переменил немало профессий: журналист, радиооператор, бухгалтер и др. В 1927 году некоторое время работал в компании «American Radium Products Company», где занимался изучением радиоактивных материалов. Жил в Манхэттен-Бич (штат Калифорния), с 1941 года был женат на Дженни Ирвин (Jeanne Irving). Сын писателя Мэтт Картмилл (Matt Cartmill) – профессор биологии и антропологии Бостонского университета (Boston University), которому Роберт Хайнлайн (Robert A Heinlein) частично посвятил свой юношеский фантастический роман «Ракетный корабль «Галилей» (Rocketship Galileo, 1947)

С 1941 года начал сотрудничать с издателем Джоном Кэмпбеллом (John Campbell), который в начале 1940-х яростно нуждался в новых рукописях, т.к. его постоянные авторы после начала второй мировой войны состояли на службе армии США, а Клив Картмилл был освобожден от армии по состоянию здоровья (он был частично парализован). Клив Картмилл в это же время состоял в южно-калифорнийском литературном обществе «Manana Literary Society», куда также входили Роберт Э. Хайнлайн (Robert A. Heinlein), Эдмонд Гамильтон (Edmond Hamilton). К. Л. Мур (C. L. Moore), Генри Каттнер (Henry Kuttner), Энтони Бучер (Anthony Boucher) и др.

Автор нескольких романов фэнтези и более сорока рассказов, многие из которых собраны в сборники «Космические мусорщики» (1975) и «Сборник фантастики Клива Картмилла» (2003). Однако наибольшую известность ему принес далеко не самый лучший его рассказ «Линия смерти», из-за которой разгорелся нешуточный скандал.

Дело было так. 8 марта 1944 года к американскому издателю Джону Кэмпбеллу нагрянул агент ФБР Артур Рили (Arthur Riley) с требованием предоставить источник информации о рассказе К. Картмилла, чей фантастический рассказ «Линия смерти» Кэмпбелл опубликовал в одном из номеров своего журнала.

В нем рассказывалось об изобретении атомной бомбы, причем сама бомба описывалась очень детально и точно. Этот рассказ всполошил американские службы «Манхэттенского проекта». Они сделали вывод, что информация из научного центра как-то просочилась к Картмиллу. Наконец агенты нашли его и подробно допросили. Оказалось, что автор, ничего не зная про «урановый проект», пользовался открытыми научными публикациями довоенной поры, которые позволили ему «рассекретить» силу и радиус действия ударной волны, площадь радиоактивного заражения и другие смертоносные факторы взрыва атомной бомбы. Да и сама конструкция бомбы была написана довольно близка к реальности, а уж диалог одного из героев рассказа, где тот называет бомбу «бэби» (с англ. – малыш), и вовсе делает произведение провидческим: именно так называли создатели в США свою первую атомную бомбу.

Под подозрение в распространении государственных секретов под подозрением оказались Джон Кэмпбелл, Клив Картмилл, и некоторые из знакомые, включая Айзека Азимова (Isaac Asimov) и Роберта Хайнлайна (Robert A. Heinlein). И все-таки, опасаясь за безопасность страны, агенты ФБР взяли с Картмилла подписку о том, чтобы тот до конца войны не публиковал никаких материалов об атомном вооружении.

Эта история многие годы считалась легендой, но летом 2001 года были рассекречены некоторые документы ФБР и оказалась, что это всё чистая правда. Достоянием гласности теперь стало и письмо Джона Кэмпбелла Кливу Картмиллу, написанное 16 августа 1943 года, в котором редактор во всех подробностях технически описал атомную бомбу на ранее высказанную Картмиллом идею о создании рассказа о супербомбе, и который нуждался в материалах по этой теме. Собственно, техническое вступление к рассказу – и есть отрывок из письма Джона Кэмпбелла.

Кроме рассказа «Линия смерти», литературная карьера Картмилла не отличалась особой известностью, хотя его стиль был легким, увлекательным и удобочитаемым. Гораздо большую известность в узких кругах он приобрел как изобретатель, работая на фирму «Blackmill», построив оборудования для высокоскоростного книгопечатания.

Скончался Клив Картмилл в г. Коста-Меса (штат Калифорния).
Произведения автора
    Романы
  • 1942 – Прелюдия к Армагеддону (Prelude to Armageddon) // журнал «Unknown Worlds», апрель – с.
  • 1944 – Преступление в моих руках (Crime on My Hands) / В соавт. с Крейгом Райсом (Craig Rice) под общим псевдонимом Джордж Сандерз (George Sanders) – [детективный роман]

    Сборники

  • 1975 – Космические мусорщики (The Space Scavengers). – изд. «Major Books». – 190 с. $1.25 (о) ISBN 0-89041-013-5
      Спасение (Salvage) – c.5-25
      Большой Джек и госпожа (High Jack and Dame) – с.26-51
      Гуще, чем вода (Thicker Than Water) – с.52-72
      Смертельный забег (Dead Run) – с.73-93
      Маленький Джо (Little Joe) – с.94-116
      Нет тайного места (No Hiding Place) – с.117-189
  • 2003 – Сборник фантастики Клива Картмилла (The Collected Fantastic Fiction of Cleve Cartmill) / Худ. Аллен Козловски (Allen Koszowski). – изд. «Darkside Press». – 276 с. $40.00 (п)
      Джон Пилан. Возраст не помеха (Age Cannot Wither...): [Предисловие] – с.9-16
      Нет кумира (No Graven Image) – с.17-56
      Линия смерти (Deadline) – с.57-78
      Моя леди улыбается (My Lady Smiles) – с.79-80
      Сделка (The Bargain) – с.81-92
      С горящими мечами (With Flaming Swords) – с.93-126
      Интрига (Cabal) – с.127-140
      Оскар (Oscar) – с.141-144
      Юноша, любой? (Youth, Anybody?) – с.145-148
      Возраст не помеха (Age Cannot Wither) – с.149-170
      Любовь после Судного дня (Love After Doomsday) – с.171-174
      Прелюдия к Армагеддону (Prelude to Armageddon): [Роман] – с.175-275

    Повести и рассказы

  • 1941 – Оскар (Oscar) // журнал «Unknown Fantasy Fiction», февраль – с.
  • 1941 – Форма желания (Shape of Desire) // журнал «Unknown Fantasy Fiction», июнь – с.
  • 1941 – Нет новостей на сегодня (No News Today) // журнал «Unknown Worlds», октябрь – с.
  • 1941 – Кусочек гобелена (Bit of Tapestry) // журнал «Unknown Worlds», декабрь – с.
  • 1942 – Связь (The Link) // журнал «Astounding Science-Fiction», август – с.84-91
  • 1942 – Сделка (The Bargain) // журнал «Unknown Worlds», август – с.
  • 1942 – С горящими мечами (With Flaming Swords) // журнал «Astounding Science-Fiction», сентябрь – с.109-113
  • 1942 – Ниспровержение (Overthrow) // журнал «Astounding Science-Fiction», ноябрь – с.9-13
  • 1942 – Однажды мы вас обнаружим (Some Day We'll Find You) // журнал «Astounding Science-Fiction», декабрь – с.38-42
  • 1943 – Нет кумира (No Graven Image) // журнал «Unknown Worlds», февраль – с.
  • 1943 – Попечители (Guardian) / Под псевдонимом Майкл Корбин (Michael Corbin) // журнал «Unknown Worlds», февраль – с.
  • 1943 – Преследователи (The Persecutors) // журнал «Super Science Stories», февраль – с.28-62
      То же: 1943 – журнал «Super Science Stories» (Канада), август – с.
      То же: 1943 – журнал «Super Science Stories» (Канада), сентябрь – с.
  • 1943 – Завтра навсегда (Forever Tomorrow) // журнал «Astonishing Stories», апрель – с.74-89
      То же: 1943 – журнал «Super Science Stories» (Канада), декабрь – с.
  • 1943 – Подмастерье убийцы (Murderer's Apprentice) // журнал «Super Science Stories», апрель – с.34-44
  • 1943 – Давайте исчезать (Let's Disappear) // журнал «Astounding Science-Fiction», май – с.124-162
  • 1943 – Темный свет (The Darker Light) // журнал «Super Science Stories», май – с.28-62
      То же: 1944 – журнал «Super Science Stories» (Канада), июнь – с.
  • 1943 – Тихо! (Wheesht!) // журнал «Unknown Worlds», июнь – с.
  • 1943 – Ад был в ярости (Hell Hath Fury) // журнал «Unknown Worlds», август – с.
  • 1943 – Визит деревенщины (Visiting Yokel) // журнал «Thrilling Wonder Stories», август – с.
      То же: 1953 – журнал «Fantastic Story Magazine», июль – с.58-67
  • 1943 – Уборка (Clean-Up) // журнал «Unknown Worlds», октябрь – с.
  • 1944 – Линия смерти (Deadline) // журнал «Astounding Science-Fiction», март – с.154-178
  • 1944 – Интрига (Cabal) // журнал «Super Science Stories» (Канада), апрель – с.28-62
      То же: 1949 – журнал «Super Science Stories», январь – с.110-130
  • 1944 – Лошадь по-соседству (The Horse Next Door) // журнал «Colliers», 29 июля – с.
  • 1946 – Это убьет тебя (This’ll Kill You) // журнал «Suspense, the Mystery Magazine», ноябрь – с.
  • 1946 – Метод Палмера (The Palmer Method) / Под псевдонимом Майкл Корбин (Michael Corbin) // журнал «Suspense, the Mystery Magazine», ноябрь – с.
  • 1946 – Кража отпадает (Thieves Fall Out) // журнал «Suspense, the Mystery Magazine», декабрь – с.
  • 1947 – Большая десятка (The Ten Grand) // журнал «Suspense, the Mystery Magazine», январь – с.
  • 1947 – Последнее письмо доктора Бронсона (The Last Letter of Dr. Bronson) // журнал «Suspense, the Mystery Magazine», март – с.
  • 1949 – Спасение (Salvage) // журнал «Thrilling Wonder Stories», август – с.
  • 1949 – Колокольчики на его ногах (Bells on His Toes) // журнал «The Magazine of Fantasy», октябрь – с.6-17
      То же: 1954 – журнал «Argosy» (Великобритания), июль – с.97-107
  • 1949 – Большой Джек и госпожа (High Jack and Dame) // журнал «Thrilling Wonder Stories», октябрь – с.
  • 1949 – Гуще, чем вода (Thicker Than Water) // журнал «Thrilling Wonder Stories», декабрь – с.123-131
  • 1950 – Полет под смертью (Fly Down Death) // журнал «Weird Tales», июль – с.
  • 1950 – Номер девять (Number Nine) // журнал «Astounding Science-Fiction», февраль – с.98-106
  • 1950 – Смертельный забег (Dead Run) // журнал «Thrilling Wonder Stories», февраль – с.51-60
  • 1950 – Маленький Джо (Little Joe) // журнал «Thrilling Wonder Stories», апрель – с.
  • 1950 – Выбивание подушек (Punching Pillows) // журнал «Astounding Science-Fiction», июнь – с.33-40
  • 1950 – Нет тайного места (No Hiding Place) // журнал «Thrilling Wonder Stories», июнь – с.
  • 1950 – Огромное животное (Huge Beast) // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», июль – с.18-24
  • 1950 – Недостаток капитана (Captain Famine) // журнал «Thrilling Wonder Stories», декабрь – с.
  • 1951 – Зеленый кот (The Green Cat) // журнал «Worlds Beyond», 1951, январь – с.
      То же: антология «The Outer Reaches» / Ред. Огаст Дерлет (August Derleth). – изд. «Pellegrini & Cudahy», 1951 – с.76-82
  • 1951 – Вы это не можете произнести (You Can't Say That) // антология «New Tales of Space and Time» / Ред. Рэймонд Хейли (Raymond J. Healy). – изд. «Henry Holt», 1951 – с.
  • 1951 – О вашем сервисе (At Your Service) // журнал «Thrilling Wonder Stories», август – с.103-113
  • 1952 – Ни железные решетки (Nor Iron Bars) / В соавт. с Дэном Келли (Dan Kelly) // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», август – с.85-89
  • 1953 – Моя леди улыбается (My Lady Smiles) // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», ноябрь – с.102-103
  • 1954 – Возраст не помеха (Age Cannot Wither) // журнал «Beyond Fantasy Fiction», №10 (номер вышел в январе 1955 года) – с.96-121
  • 1955 – Юноша, любой? (Youth, Anybody?) // журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», ноябрь – с.99-103
  • 1956 – Любовь после Судного дня (Love After Doomsday) // журнал «Escapade», февраль – с.

    Статьи

  • 1949 – Почему я выбрал «Визит деревенщины» (Why I Selected Visiting Yokel) // антология «My Best Science Fiction Story» / Ред. Лео Маргулис (Leo Margulies), Оскар Френд (Oscar J. Friend). – изд. «Merlin Press», 1949 – с.
Публикации в периодике и сборниках
Творчество автора

© Виталий Карацупа, 2009-2018