Russell, Eric Frank
Рассел Эрик Фрэнк (6 января 1905 – 28 февраля 1978)


Эрик Фрэнк Рассел (1937)
Эрик Фрэнк Рассел
Эрик Фрэнк Рассел
Эрик Фрэнк Рассел
Эрик Фрэнк Рассел




Неофициальный сайт автора
Архив ливерпульского университета
Эрик Фрэнк Рассел

  • Эллен Вэн (Ellen When) – жена
  • Эрика Меткалф (Erica Metcalfe) – дочь (6 января 1934)
Английский писатель, классик юмористической фантастики, автор 18 научно-фантастических книг (девяти романов и девяти сборников рассказов). В своем творчестве использовал псевдонимы: Уэбстер Крейг (Webster Craig), Дункан Х. Мунро (Duncan H. Munro), Найел Уайлд (Nialle Wilde), Обадия Пайп (Obadiah Pip), а также Морис Г. Хьюджи (Maurice G. Hugi), которое является именем его товарища по «Фортерианскому обществу».
Родился в г. Сэндхерст (графство Суррей) в семье преподавателя местного военного колледжа – одного из самых престижных в Англии. Он получил образование в привилегированных частных школах, где учились отпрыски офицеров Его Величества. Семья часто переезжала и не только в пределах одной страны. Так Рассел побывал в Египте и Судане и почти изучил арабский язык. После пятилетней службы в армии (1922-1926 гг.) он переезжает жить в Ливерпуль, где работает оператором-телефонистом, клерком в правительственном учреждении и аварийным монтером в крупной ливерпульской сталелитейной компании. Затем, в 1931 году Рассел приобщился к молодым энтузиастам Британского межпланетного общества, и тогда же в журнале общества стали появляться статьи новобранца на тему межпланетных сообщений, почерпнутые им из немецких журналов, печатавших идеи некоего русского ученого К. Циолковского. В то же самое время, он благополучно женился на симпатичной медсестре Эллен, которая родила (аккурат в день его рождения) дочку. Ее недвусмысленно нарекли Эрикой (Erica Russell); в 1950-х годах она вышла замуж и переехала жить в Новую Зеландию.
В годы второй мировой войны Э. Рассел служил в Королевских воздушных силах (Royal Air Force), где прослушал в лондонской военной школе и колледже Маркони (Marconi College) в Челмсфорде курсы радистов, после чего командовал небольшой передвижной радиостанцией в армии генерала Паттона (Patton). В послевоенное время, проработав с 1947 по 1954 годы в технической фирме «Frederick Braby & Co Ltd.», полностью переключается на литературу и становится профессиональным писателем.
Являясь членом Британского Межпланетного Общества (British Interplanetary Society) и активным деятелем фэндома, Рассел оказывается вовлеченным в раннюю историю НФ Англии, посетив первое Британский конвент научной фантастики (British Science Fiction Convention) в Лидсе в 1937-м, а позднее Лондонский конвент (London Convention) в 1957 году. Собственно, приобщение Рассела к фантастике произошло благодаря Лесли Джонсону (Leslie Johnson) – одному из руководителей Общества и писателя-фантаста. Именно он предложил юноше попробовать себя в научной фантастике. Рассел состряпал рассказ под названием «Вечная редиффузия» и отослал его в Америку, в популярный журнал «Astounding Stories Fiction». Рукопись вернули из-за перегруженности ее техническими терминами. Ее тогда сохранил Джонсон, а в 1970-е годы она была продана на аукционе за весьма приличную сумму. А сам Рассел хотел забросить эту затею, но вторая попытка оказалась более удачной и в февральском выпуске «Astounding Stories Fiction» за 1937 год появилась его первое напечатанное произведение – повесть «Сага о Пеликане Уэсте». Так этот английский фантаст, становится не только первым, кто регулярно печатался в НФ периодике, но также и первым британским автором, долгое время печатавшимся в американских журналах. Позже он становится еще и членом Американской ассоциации писателей-фантастов (Science Fiction Writers of America), а также первым из британцев, кто получил престижную премию «Хьюго». Премия «Хьюго» для Э. Ф. Рассела
Первый роман «Зловещий барьер» (1939; в русском переводе также – «Миг возмездия») одновременно стал и самым знаменитым его произведением, которое в свое время получило титул одного из самых фантастичных и потрясающих воображение романов последних двух декад. Эта книга у читателей вызвала новую волну интереса к уже почти забытым работам Чарлза Форта, общество сторонников которого («Fortean Society») Рассел возглавлял многие годы. Чарлз Форт (Charles Fort, 1874-1932) – американский «нетрадиционный мыслитель», изучавший и проповедовавший идеи палеоастронавтики и НЛО и подобные им теории. Форт перерыл все газетные подшивки, до которых смог добраться, и первым скрупулезно записал, рассортировал и каталогизировал всю, когда-либо появлявшуюся информацию и разных природных диковинах, как то: дожди из лягушек, странные светящиеся объекты в небе, загадочные исчезновения людей… Он утверждал, что человечество это не венец творения божьего, а что-то наподобие скота на «космической ферме». Последняя идея и легла в основу «Зловещего барьера». Первая фраза романа может стать и его эпиграфом: «Первую же корову, восставшую против доения, ждет смерть – быстрая и неотвратимая». В книге рассказывается о том как «пасут» человечество инопланетные разумные светящиеся шары «витоны». Присланная в «Astounding Stories» рукопись романа так вдохновила нового редактора Джона Кэмпбелла, что он в 1939 году создал новый журнал «Unknown» (Неведомое), в котором решил печатать произведения подобного рода.
Московский критик Вл. Гаков добавляет о романе: «Еще один занятный эпизод, связанный с публикацией того же романа, чуть было не бросил на начинающего автора тень обвинений в плагиате. Кто-то из читателей разглядел в сюжете «Зловещего барьера» прямой повтор другого произведения – опубликованного в 1931 году рассказа Эдмонда Гамильтона «Землевладельцы». Гамильтон в ту пору был уже известным автором научной фантастики, и Расселлу стоило большого труда убедить читающую публику в том, что с тем рассказом он не знаком, а очевидное сходство сюжетов (совпадал даже внешний облик таинственных «владельцев Земли»: сияющие энергетические сферы...) обусловлено лишь тем, что оба писателя внимательно штудировали общий источник – книги самого Чарлза Форта. Что было трудно опровергнуть: как и Расселл, Гамильтон был активным членом Фортеанского общества!»
В подобном ключе были написаны и два последующих романа: «Алтарь страха» (1948; в рус. пер. «Безумный мир») и «Часовые Вселенной» (1953). Речь в них идет о том, как человечеству не дают прорваться в космос зловещие космические агенты, внедренные в земные правительственные и военные учреждения. Хотя, по правде сказать, уже в 1941 года, начиная с рассказа о человекообразном роботе «Эл Стоу», Рассел переключается на традиционную фантастику, хотя и с юмористическим уклоном. В последующие годы он опубликовал множество рассказов, среди которых (повторимся) львиную долю занимают юмористические, но среди этого множества есть и лирические и философские и трагические произведения. Интересно, что все они преимущественно печатались в США. А все крупные вещи Э. Ф. Рассела представляют собой «космическую оперу», несколько разбавленную юмором и фривольным взглядом на события, которые обязательно заключают в себе противостояние землян с иными представителями космического сообщества. Автограф Э. Ф. Рассела
Эрик Фрэнк Рассел имел высокий рост – 186 см., серо-каштановые волосы, зеленые глаза, пронзительный суровый взгляд и легкую доброжелательную улыбку. В последние годы он по неизвестной причине практически прекращает писать, и это период «литературного застоя» длится до самой его смерти в Ливерпуле в 1976 году. В 1993 году дочь писателя передала личный архив своего отца и полученную им статуэтку «Хьюго» в библиотеку Сиднея Джонса в Ливерпульском университете (The Sydney Jones Library at the University of Liverpool). Этот архив включает в себя 20 коробок бумаг писателя, где имеется немало неопубликованных произведений фантастики и научно-популярной литературы, 23 коробки журналов и фэнзинов и 324 книги из личной библиотеки Э. Ф. Рассела.
Произведения автора
    Романы
  • 1939 – Зловещий барьер (Sinister Barrier) // журнал «Unknown», март
      То же: 1943 – изд. «World’s Work»
      То же: 1948 – Обложка Э. Дж. Доннела (A. J. Donnell). – изд. «Fantasy Press». – 253 с. $3.00 (п)
      То же: 1964 – изд. «Paperback Library» (о) ISBN 0-446-52287-2
      То же: 1967 – изд. «Dobson Books». – 224 с.
      То же: 1979 – изд. «Dobson Books». – 224 с. (п)
      То же: 1986 – изд. «Ballantine Del Rey». – 230 с. $2.95 (о) ISBN 0-345-32760-8
      То же: 1986 – изд. «Methuen» (Лондон). – 201 с. £2.50 (о) ISBN 0-413-58870-Х
  • 1948 – Алтарь страха (Dreadful Sanctuary) // журнал «Astounding Science Fiction», июнь-август
      То же: 1951 – Обложка Эдда Картера (Edd Cartier). – изд. «Fantasy Press». – 276 с. $2.75 (п)
      То же: 1967 – изд. «Fantasy Reading»
      То же: 1967 – изд. «Four Square»
      То же: 1979 – изд. «First Edition Library»
      То же: 1989 – Обложка Питера Эльсона (Peter Elson). – изд. «Mandarin». – 255 с. £3.50 (о) ISBN 0-7493-0073-6
  • 1951 – Звездные наблюдатели (The Star Watchers) // журнал «Startling Stories», ноябрь
      То же: 1953 – Под названием «Часовые Вселенной» (Sentinels from Space). – изд. «Bourgey & Co.»
      То же: 1954 – изд. «Ace Double». – 139/179 с. $0.35 (о)
      То же: 1960 – изд. «Ace». – 179 с. $0.35 (о)
      То же: 1986 – Под названием «Часовые Вселенной» (Sentinels from Space). – изд. «Ballantine Del Rey». – 227 с. $2.95 (о) ISBN 0-345-32758-6
      То же: 1987 – Под названием «Часовые Вселенной» (Sentinels from Space). – изд. «Methuen». – 227 с. £2.95 (о) ISBN 0-413-15640-0
  • 1955 – Зовите его мертвецом (Call Him Dead) // журнал «Astounding Science Fiction», август-октябрь
      То же: 1956 – Под названием «Трое на завоевание» (Three to Conquer). – изд. «Ace Books». – 320 с. (п) ISBN 0-441-04215-5 – [Вместе с романом Роберта Мура Уильямса «Канун Судного дня» (Doomsday Eve by Robert Moore Williams)]
      То же: 1957 – изд. «Dobson». – 224 с.
      То же: 1957 – изд. «Ace Double». – 181 с. $0.35 (о)
      То же: 1986 – Под названием «Трое на завоевание» (Three to Conquer). – изд. «Ballantine Del Rey». – 211 с. $2.95 (о) ISBN 0-345-32757-8
      То же: 1987 – Под названием «Трое на завоевание» (Three to Conquer). – изд. «Methuen». – 211 с. £2.95 (о) ISBN 0-413-15650-8
  • 1957 – Оса (Wasp). – изд. «Avalon». – 175 с. (о)
      То же: 1958 – изд. «Denis Dobson»
      То же: 1963 – изд. «Panther». – 143 с. (о)
      То же: 1971 – изд. «Bantam». – 154 с. $0.75 (о)
      То же: 1986 – изд. «Ballantine Del Rey». – 196 с. $2.95 (о) ISBN 0-345-32759-4
      То же: 1986 – изд. «Methuen». – 175 с. £2.50 (о) ISBN 0-413-58860-2
      То же: 2000 – изд. «Gollancz». – 175 с. $9.99 (о) ISBN 0-575-07095-1
  • 1958 – Космический Уиллис (The Space Willies). – изд. «Ace Doubles» – [Вместе с антологией «Шесть миров вон там» (Six Worlds Yonder)]
      То же: 1959 – Под названием «Ближайший родственник» (Next of Kin). – изд. «Dobson»
      То же: 1958 – изд. «Ace Double». – 131/128 с. $0.35 (о)
      То же: 1971 – изд. «Ace Double». – 139/179 с. $0.75 (о)
      То же: 1986 – Под названием «Ближайший родственник» (Next of Kin). – изд. «Ballantine Del Rey». – 181 с. $2.95 (о) ISBN 0-345-32761-6
      То же: 1989 – изд. «Mandarin». – 181 с. £2.99 (о) ISBN 0-7493-0072-8
      То же: 2002 – Под названием «Ближайший родственник» (Next of Kin). – изд. «Gollancz». – 192 с. $14.95 (о)
  • 1962 – Большой взрыв (The Great Explosion). – изд. «Dobson»
      То же: 1964 – изд. «Panther». – 144 с. (о)
      То же: 1993 – изд. «Carroll & Graf». – 160 с. $3.95 (о) ISBN 0-88184-991-Х
  • 1964 – С помощью странного прибора (With a Strange Device). – изд. «Dobson Books»
      То же: 1965 – Обмен мыслями (The Mindswappers). – изд. «Lancer Books Inc». – 158 с. (о)
      То же: 1972 – Обмен мыслями (The Mindswappers). – изд. «Lancer Books Inc» (о) ISBN 0-447-75414-9
      То же: 1989 – Обложка Патрика Мортемора (Patrick Mortemore). – изд. «Mandarin». – 154 с. £2.99 (о) ISBN 0-7493-0102-3
  • 1995 – Замысел для Великого Дня (Design for Great-Day) / В соавт. с Алан Дин Фостером (Alan Dean Foster); Обложка Гэри Руддел (Gary Ruddell). – изд. «Tor Books». – 255 с. $21.00 (п) ISBN 0-312-85501-Х
      То же: 1996 – Обложка Гэри Руддел (Gary Ruddell). – изд. «Tor». – 255 с. $5.99 (п) ISBN 0-812-52460-8
      То же: 1996 – Обложка Гэри Руддел (Gary Ruddell). – изд. «Tor». – 255 с. $4.99 (о) ISBN 0-614-05533-4

    Сборники

  • 1954 – Глубокий космос (Deep Space). – изд. «Fantasy Press». – 249 с. $3.00 (п)
      То же: 1955 – Обложка Мела Хантера (Mel Hunter). – изд. «Bantam». – 165 с. $0.35 (о)
      То же: 1989 – Обл. Питер Эльсон (Peter Elson). – изд. «Mandarin». – 249 с. £3.50 (о) ISBN 0-7493-0103-1
        Первый сингулярный человек (First Person Singular) – [В последующие издания этот рассказ не включался]
        Свидетельствую (The Witness)
        Последний взрыв (Last Blast)
        Жизненные силы человека (Homo Saps)
        Робкий тигр (The Timid Tiger)
        Немного смазки (A Little Oil)
        Конец радуги (Rainbow’s End)
        Нерешительный (The Undecided)
        Второе поколение (Second Genesis)
  • 1955 – Люди, марсиане и машины (Men, Martians and Machines). – изд. «Dennis Dobson». – 191 с. (п)
      То же: 1958 – изд. «Berkley Books» (о) ISBN 0-425-70148-4
      То же: 1965 – изд. «Berkley Medallion». – 175 с. $0.50 (о) ISBN 0-425-61088-8
      То же: 1984 – изд. «Crown». – 216 с. $7.95 (п) ISBN 0-517-55184-5
        Эл Стоу (Jay Score)
        Механистика (Mechanistria)
        Симбиотика (Symbiotica)
        Гипнотика (Mesmerica)
  • 1957 – Великие тайны мира (Great World Mysteries) – изд. «Denis Dobson» – антология рассказов Fortean-типа
      Беспокойные гробы Барбадоса (Creeping Coffins of Barbados)
      Загадка левитации (The Riddle of Levitation)
      Следы Сатаны (Satan’s Footprints)
      Исчезнувшее судно (The Ship that Vanished)
  • 1958 – Шесть миров вон там (Six Worlds Yonder). – изд. «Ace Doubles». – 131/128 с. $0.35 (о) – [Вместе с романом «Космический Уиллис» (The Space Willies)]
  • 1961 – Далекие звезды (Far Stars). – изд. «Dobson». – 191 с. (п)
  • 1962 – Темные приливы (Dark Tides). – изд. «Dobson Books». – 183 с. (п)
      Грех Гиацинта Пеха (The Sin of Hyacinth Peuch)
      С тупым инструментом (With a Blunt Instrument)
      Вопрос инстинкта (A Matter of Instinct)
      Я чужой в себе самом (I’m Strange Here Myself)
      Это на мне (This One’s on Me)
      Я слышу ваш зов (I Hear You Calling)
      Визель (Wisel)
      Мыслитель (The Ponderer)
      Единственное решение (Sole Solution)
      Ритм крыс (Rhythm of the Rats)
      Мы с моей тенью (Me and My Shadow)
      Мучительный конец (Bitter End)
  • 1965 – И послышался голос (Somewhere a Voice). – изд. «Dobson». – 184 с. (п)
  • 1975 – Как ни что другое на Земле (Like Nothing on Earth). – изд. «Dobson Books» (п)
      То же: 1986 – изд. «Methuen». – 159 с. £1.95 (о) ISBN 0-413-60010-6
        Абракадабра (Allamagoosa)
        Коллекционер (Hobbyist)
        Механические мыши (The Mechanical Mice)
        Я вползу в твою палатку (Into Your Tent I’ll Creep)
        Ничего нового (Nothing New)
        Разоблачение (Exposure)
        Ультима Туле (Ultima Thule)
  • 1978 – Лучшее Эрика Фрэнка Рассела (The Best of Eric Frank Russell) / Под ред Алана Дина Фостера (Alan Dean Foster). – изд. «Del Rey Books» (о)
      То же: 1986 – Обложка Х. Р. Ван Донгена (H. R. Van Dongen). – изд. «Ballantine Del Rey». – 366 с. $3.95 (о) ISBN 0-345-33223-7
      То же: 1987 – изд. «Del Rey». – 366 с. £2.95 (о) ISBN 0-345-33223-7
        Мана (Mana)
        Эл Стоу (Jay Score)
        Жизненные силы человека (Homo Saps)
        Метаморфозит (Metamorphosite)
        Коллекционер (Hobbyist)
        Конец долгой ночи (Late Night Final)
        Дорогой дьявол (Dear Devil)
        Быстро наступает вечер (Fast Falls the Eventide)
        Я – ничто (I Am Nothing)
        Слабое место (Weak Spot)
        Абракадабра (Allamagoosa)
        Я вползу в твою палатку (Into Your Tent I’ll Creep)
        Этюд в натюрморте (Study in Still Life)
  • 1984 – Избранные романы (Selected Novels)
  • 2000 – Основные компоненты: Избранные рассказы Эрика Фрэнка Рассела (Major Ingredients: The Selected Stories of Eric Frank Russell) / Ред. Рик Кац (Rick Katze); Оформление Боба Эгглтона (Bob Eggleton). – изд. «NESFA Press». – 702 с. $29.00 (п) ISBN 1-886-77810-8
      Джек Чалкер. Предисловие (Introduction by Jack L. Chalker)
      Абракадабра (Allamagoosa)
      И не осталось никого (…And Then There Were None)
      Армия высаживается на Венеру (The Army Comes to Venus)
      Основное право (Basic Right)
      Дорогой дьявол (Dear Devil)
      Дьявологика (Diabologic)
      Быстро наступает вечер (Fast Falls the Eventide)
      Коллекционер (Hobbyist)
      Жизненные силы человека (Homo Saps)
      Я – ничто (I Am Nothing)
      Я вползу в твою палатку (Into Your Tent I’ll Creep)
      Эл Стоу (Jay Score)
      Последний взрыв (Last Blast)
      Конец долгой ночи (Late Night Final)
      Немного смазки (A Little Oil)
      Встреча на Кангшаме (Meeting on Kangsham)
      Метаморфозит (Metamorphosite)
      Незначительный компонент (Minor Ingredient)
      Сейчас вдохните (Now Inhale)
      Неприятная цена (Nuisance Value)
      Тревожная кнопка (Panic Button)
      Плюс Х (Plus-X)
      Этюд в натюрморте (Study in Still Life)
      Ниточка к сердцу (Tieline)
      Робкий тигр (The Timid Tiger)
      Главная тайна (Top Secret)
      Последний захватчик (The Ultimate Invader)
      Нерешительный (The Undecided)
      Ваш ход (U-Turn)
      Неспешиты (The Waitabits)
  • 2001 – Сущности: Избранные романы Эрика Фрэнка Рассела (Entities: The Selected Novels of Eric Frank Russell) / Ред. Рик Кац (Rick Katze); Оформление Боба Эгглтона (Bob Eggleton). – изд. «NESFA Press». – 691 с. $29.00 (п) ISBN 1-886-77833-7

    Повести и рассказы

  • 1937 – Сага Западного Пеликана (The Saga of Pelican West) / Рис. Г. Вессо (H. Wesso) // журнал «Astounding Stories», 1937, февраль – с.12-28
  • 1937 – Большая радио-опасность (The Great Radio Peril) / Рис. Эллиот Долд-мл. (Elliott Dold, Jr.) // журнал «Astounding Stories», 1937, апрель – с.47-55
  • 1937 – Искатель завтрашнего дня (Seeker of To-morrow) / В соавт. с Лесли Т. Джонсоном (Leslie T. Johnson); Рис. Г. Вессо (H. Wesso) // журнал «Astounding Stories», 1937, июль – с.124-154
  • 1937 – Прр-р-еет (The Prr-r-eet) // журнал «Tales of Wonder», лето
  • 1937 – Случай в Египте (Egyptian Episode: The Rocket Plane and the Drug Traffickers) // антология «Tales of Crime and Punishment», ноябрь – с.24-36
  • 1937 – Мана (Mana) / Рис. // журнал «Astounding Stories», 1937, декабрь – с.37-40
  • 1938 – Несчастный мертвый глупец (Poor Deed Fool) // журнал «Thrilling Detective», январь
  • 1938 – Восьмое чудо света (The World’s Eighth Wonder) // журнал «Tales of Wonder», лето
  • 1938 – Человек-тень (Shadow Men) // журнал «Fantasy», август
  • 1938 – Импульс (Impulse) / Рис. Долд (Dold) // журнал «Astounding Science-Fiction», 1938, сентябрь – с.110-117
      То же: Под названием «Вопрос инстинкта» (A Matter of Instinct)
      То же: Под названием «Человек из морга» (The Man from the Morgue)
  • 1939 – Вампир из пустоты (Vampire from the Void) // журнал «Fantasy», март
      То же: 1972 – журнал «Fantastic», октябрь
  • 1939 – Более могущественный (Mightier Yet) // журнал «Fantasy», июнь
  • 1940 – Невидимка (Invisible) // журнал «Captain Future», зима
  • 1940 – Мы с моей тенью (Me and My Shadow) // журнал «Strange Stories», февраль
  • 1940 – Я, шпион! (I, Spy!) // журнал «Tales of Wonder», осень
      То же: Под названием «Авантюрист с марсианской мимикрией» (Venturer of the Martian Mimic)
  • 1941 – Механические мыши (The Mechanical Mice) – Под псевд. Морис Г. Хьюджи (Maurice G. Hugi) // журнал «Astounding Science Fiction», январь
  • 1941 – Эл Стоу (Jay Score) // журнал «Astounding Science Fiction», май
  • 1941 – Кресло забвения (Seat of Oblivion) // журнал «Astounding Science Fiction», ноябрь
  • 1941 – С тупым инструментом (With a Blunt Instrument) // журнал «Unknown Worlds», декабрь
  • 1941 – Жизненные силы человека (Homo Saps) // журнал «Astounding Science Fiction», декабрь
  • 1942 – Механистика (Mechanistria) // журнал «Astounding Science Fiction», январь
  • 1942 – Тайна мистера Визеля (Mr. Wisel’s Secret) // журнал «Amazing Stories», февраль
      То же: Под названием «Визель» (Wisel)
  • 1942 – Нарисуйте круг (Describe a Circle) // журнал «Astounding Science Fiction», март – с.116-130
  • 1942 – Дитя из Каламазу (The Kid from Kalamazoo) // журнал «Fantastic Adventures», август
  • 1943 – Симбиотика (Symbiotica) // журнал «Astounding Science Fiction», октябрь
  • 1944 – Контроллер (Controller) // журнал «Astounding Science Fiction», март
  • 1945 – Резонанс (Resonance) // журнал «Astounding Science Fiction», июль
  • 1946 – Метаморфозит (Metamorphosite) // журнал «Astounding Science Fiction», декабрь
  • 1947 – Робкий тигр (The Timid Tiger) // журнал «Astounding Science Fiction», февраль
  • 1947 – Реликт (Relic) // журнал «Fantasy», апрель
      То же: 1961 – Под названием «Космический реликт» (The Cosmic Relic)
  • 1947 – Коллекционер (Hobbyist) // журнал «Astounding Science Fiction», сентябрь
  • 1948 – Перемещенный человек (Displaced Person) // журнал «Weird Tales», сентябрь
  • 1948 – Вы вели себя очень грубо (Muten) // журнал «Astounding Science Fiction», октябрь – Под псевдонимом Дункан Х. Мунро (Duncan H. Munro)
  • 1948 – Мыслитель (The Ponderer) // журнал «Weird Tales», ноябрь
  • 1948 – Конец долгой ночи (Late Night Final) // журнал «Astounding Science Fiction», декабрь – [В рус. пер. «Ночной мятеж»]
  • 1949 – Важная шишка (The Big Shot) // журнал «Weird Tales», январь
  • 1949 – Подарок от Джо (A Present from Joe) // журнал «Astounding Science Fiction», февраль
  • 1949 – Стеклянный глаз (The Glass Eye) // журнал «Astounding Science Fiction», март – с.40-47
  • 1949 – Нерешительный (The Undecided) // журнал «Astounding Science Fiction», апрель
  • 1949 – Ракета на Луну (Rocket to the Moon) // журнал «The Listening Post», август – с.9, 18
  • 1950 – Ваш ход (U-Turn) // журнал «Astounding Science Fiction», апрель
  • 1950 – Дорогой дьявол (Dear Devil) // журнал «Other Worlds», май
  • 1950 – Ритм крыс (The Rhythm of the Rats) // журнал «Weird Tales», июль
  • 1950 – Разоблачение (Exposure) // журнал «Astounding Science Fiction», июль
  • 1950 – Первый сингулярный человек (First Person Singular) // журнал «Thrilling Wonder Stories», октябрь
  • 1950 – Сторонник (Follower) // журнал «Astounding Science Fiction», ноябрь – с.68-75
  • 1950 – Механизм (Machinery) // журнал «Thrilling Wonder Stories», декабрь
  • 1951 – Полдень фавна (Afternoon of a Fahn) // журнал «Imagination», апрель
      То же: Под названием «Конец радуги» (Rainbow’s End)
  • 1951 – И не осталось никого (…And Then There Were None) // журнал «Astounding Science Fiction», июнь – в рус. пер. «Загадка планеты гандов»
  • 1951 – Свидетельствую (The Witness) // журнал «Other Worlds», сентябрь
  • 1951 – Ультима Туле (Ultima Thule) // журнал «Astounding Science Fiction», октябрь
  • 1951 – Иллюзия (The Illusionaries) // журнал «Planet», ноябрь
  • 1952 – Большая тьма: Космическая фантазия (The Big Dark: A Space Fantasy) // журнал «World Youth Magazine», январь – с.22-34
  • 1952 – Второе поколение (Second Genesis) // журнал «Blue Book», январь
  • 1952 – Я чужой в себе самом (I’m Strange Here Myself) // журнал «Other Worlds», март
  • 1952 – Быстро наступает вечер (Fast Falls the Eventide) // журнал «Astounding Science Fiction», май
  • 1952 – Получите должность (Take a Seat) // журнал «Startling Stories», май
  • 1952 – Марсианские мечтатели: Космическая фантазия (The Dreamers of Mars: A Space Fantasy) // журнал «World Youth Magazine», июнь – с.20-30
  • 1952 – Я – ничто (I Am Nothing) // журнал «Astounding Science Fiction», июль
  • 1952 – Адские колокола (Hell’s Bells) // журнал «Weird Tales», июль – Под псевдонимом Дункан Х. Мунро (Duncan H. Munro)
  • 1952 – Немного смазки (A Little Oil) // журнал «Galaxy Science Fiction», октябрь
  • 1952 – Последний взрыв (Last Blast) // журнал «Astounding Science Fiction», ноябрь
  • 1952 – Бесконечные (The Timeless Ones) // журнал «Science Fiction Quarterly», ноябрь
  • 1952 – Грех Гиацинта Пеха (The Sin of Hyacinth Peuch) // журнал «Fantastic», осень
  • 1953 – И послышался голос (Somewhere a Voice) // журнал «Other Worlds», январь – [В рус. пер. «Сквозь дремучий ад»]
  • 1953 – Замысел для Великого Дня (Design for Great-Day) // журнал «Planet Stories Magazine», январь – с.5-43
      То же: Под названием «Последний захватчик» (The Ultimate Invader)
  • 1953 – Пробный камень (Test Piece) // журнал «Other Worlds», март
  • 1953 – Когда солнце закатилось: Фантазия «Темных» (When the Sun Goes Down: A Fantasy of “The Dark Ones”) // журнал «World Youth Magazine», апрель – с.2-12; май – с.22-35; июнь – с.28-46
  • 1953 – Это в крови (It’s in the Blood) // журнал «Fantastic Universe», июнь-июль
  • 1953 – Бумеранг (Boomerang) // журнал «Fantastic Universe», август-сентябрь
      То же: Под названием «Огромная сила» (A Great Deal of Power)
  • 1953 – Постскриптум (Postscript) // журнал «Science Fiction Plus», октябрь
      То же: Под названием «Постскриптум» (P.S.)
  • 1953 – Мучительный конец (Bitter End) // журнал «Science Fiction Plus», декабрь
  • 1953 – Это на мне (This One’s on Me) // журнал «Nebula», осень
      То же: под названием «Мутанты на продажу» (Mutants for Sale)
  • 1954 – Свидание в полночь (Appointment at Noon) // журнал «Amazing Stories», март
  • 1954 – Дверь (The Door) // журнал «Universe», март
  • 1954 – Улетайте с Питера (Fly Away Peter) // журнал «Nebula», апрель
  • 1954 – Что-нибудь, чтобы заявить (Anything to Declare) // журнал «Fantastic Adventures», апрель – Под псевдонимом Найел Уайлд (Nialle Wilde)
  • 1954 – Слабое место (Weak Spot) // журнал «Astounding Science Fiction», май
  • 1954 – Ухаживание (The Courtship of 53 Shotl 9G) // журнал «Fantastic Adventures», декабрь – Под псевдонимом Найел Уайлд (Nialle Wilde)
  • 1954 – Я слышу ваш зов (I Hear You Calling) // журнал «Science-Fantasy», №11
  • 1955 – Ничего нового (Nothing New) // журнал «Astounding Science Fiction», январь
  • 1955 – Веление сердца (Heart’s Desire) // журнал «Future Science Fiction», январь – Под псевдонимом Найел Уайлд (Nialle Wilde)
      То же: Под названием «Диввил с женщинами» (A Divvill with the Women)
  • 1955 – Дьявологика (Diabologic) // журнал «Astounding Science Fiction», март
  • 1955 – Абракадабра (Allamagoosa) // журнал «Astounding Science Fiction», май
  • 1955 – Доказательство (Proof) // журнал «Fantastic Universe», июль
  • 1955 – Сарабанда в си-диез миноре (Saraband in C Sharp Minor) // журнал «Science Fiction Stories», июль
  • 1955 – Неспешиты (The Waitabits) // журнал «Astounding Science Fiction», июль
  • 1955 – Ниже, скиталец, ниже (Down Rover, Down) // журнал «Nebula», ноябрь
      То же: 1958 – под названием «Случай на Земле» (The Case for Earth) // журнал «Future Magazine», февраль – с.24-36
  • 1956 – Незначительный компонент (Minor Ingredient) // журнал «Astounding Science Fiction», март
  • 1956 – Продевая нитку (By A Thread) // журнал «The Saint Magazine», апрель
  • 1956 – Единственное решение (Sole Solution) // журнал «Fantastic Universe», апрель
  • 1956 – Будничная работа (Legwork) // журнал «Astounding Science Fiction», апрель
  • 1956 – Плюс Х (Plus-X) // журнал «Astounding Science Fiction», июнь – с.6-51
  • 1956 – Бегущие человечки! (Run Little Men!) // журнал «Famous Detective Stories», июнь
      То же: Под названием «С помощью странного прибора» (With A Strange Device)
  • 1956 – Штормовое предупреждение (Storm Warning) // журнал «Nebula», июль
  • 1956 – Викторина (Quiz Game) // журнал «Fantastic Universe», сентябрь
  • 1956 – Упавшее чучело (Fall Game) // журнал «Fantastic Universe», ноябрь
  • 1956 – Небо, небо (Heav’n, Heav’n) // журнал «Future Science Fiction», №30
  • 1956 – Гипнотика (Mesmerica) // авторский сборник «Люди, марсиане и машины» (Men, Martians and Machines). – изд. «Dennis Dobson»
  • 1956 – Главная тайна (Top Secret) // антология «Six Worlds Yonder»
  • 1957 – Неприятная цена (Nuisance Value) // журнал «Astounding Science Fiction», январь – с.54-116
  • 1957 – Ниточка к сердцу (Tieline) // журнал «Astounding Science Fiction», июль – Под псевдонимом Дункан Х. Мунро (Duncan H. Munro)
  • 1957 – Любовная история (Love Story) // журнал «Astounding Science Fiction», август
  • 1957 – Я вползу в твою палатку (Into Your Tent I’ll Creep) // журнал «Astounding Science Fiction», сентябрь
  • 1957 – Ранняя пташка (Early Bird) // журнал «Science Fiction Stories», ноябрь
  • 1958 – Грубый фарс (Brute Farce) // журнал «Astounding Science Fiction», февраль – с.46-66
  • 1958 – Основное право (Basic Right) // журнал «Astounding Science Fiction», апрель
  • 1958 – Завтра есть всегда (There’s Always Tomorrow) // журнал «Fantastic Universe», май
  • 1959 – Этюд в натюрморте (Study in Still Life) // журнал «Astounding Science Fiction», январь
  • 1959 – Сейчас вдохните (Now Inhale) // журнал «Astounding Science Fiction», апрель
  • 1959 – Армия высаживается на Венеру (The Army Comes to Venus) // журнал «Fantastic Universe», май
      То же: Под названием «Длительное воздействие» (Sustained Pressure)
  • 1959 – Тревожная кнопка (Panic Button) // журнал «Astounding Science Fiction», ноябрь
  • 1965 – Встреча на Кангшаме (Meeting on Kangsham) // журнал «If», март – с.41-53
  • 1973 – Вечная редиффузия (Eternal Rediffusion) / В соавт. с Лесли Дж. Джонсон (Leslie J. Johnson) // антология «Weird Tales», осень

    Статьи

  • 1937 – Рационализм и молодежь (Rationalism and Youth) // журнал «Novae Terrae», июль
  • 1937 – Ударьте его фэны – он это заслужил (Sock Him, Fans – He Can Take It) // журнал «Scientification», август
  • 1938 – Искренние комментарии (Candid Comments) // журнал «Tomorrow», весна
  • 1938 – «дешевая» научная фантастика ("Pulp" Science Fiction) // журнал «Tomorrow», весна
  • 1939 – Вдоль границы (Over the Border) // Unknown September
  • 1939 – Форт – колосс (Fort the Colossus) // журнал «Spaceways», октябрь
  • 1940 – Спонтанная фрогнация (Spontaneous Frognation) // журнал «Unknown», июль
  • 1940 – Дух фэндома: Поэма (Spirit of Fandom: A Poem)) // журнал «Spaceways», декабрь
  • 1940 – Дорога к славе (The Road to Glory) // журнал «Tales of Wonder», осень
  • 1941 – Обзор книг Чарльза Форта (Review of the books of Charles Fort) // журнал «Tomorrow», декабрь
  • 1947 – Чтение в ванне (Reading in Bath) // журнал «Futurian». июль
  • 1948 – Насмешка Бронкса (The Bronx Jeer) // журнал «Fantasy Review», август-сентябрь
  • 1948 – Этой крадущейся ночью (That Stalketh by Night) // журнал «Different», ноябрь-декабрь – с.23-25
  • 1951 – Хранимые моменты (Treasured Moments) // журнал «Slant», зима
  • 1953 – Оттиски (Re Reprints) // журнал «Hyphen», ноябрь
  • 1954 – Надувательские законы (Finagles Laws) // журнал «Astounding Science Fiction», апрель
  • 1954 – Уильям Пугмайр – грязный христианин (William Pugmire – Dirt Christian) // журнал «Hyphen», ноябрь
  • 1954 – После письма (Post Scripts) // журнал «Hyphen», декабрь
  • 1955 – Асстрономия (Asstronomy) // журнал «New Worlds», июль
  • 1956 – Логика (Logic) // журнал «Astounding Science Fiction», июль
  • 1956 – И тем не менее это движется (And Still it Moves) // журнал «Astounding Science Fiction», ноябрь
  • 1956 – Я – нечто (I Am Something) // журнал «Hyphen», декабрь
  • 1958 – Беспокойные гробы Барбадоса (Creeping Coffins of Barbados) // журнал «Fantastic», апрель
  • 1958 – Загадка левитации (The Riddle of Levitation) // журнал «Fantastic», май
  • 1958 – Исчезнувшее судно (The Ship that Vanished) // журнал «Fantastic», июнь
  • 1958 – Следы Сатаны (Satan’s Footprints) // журнал «Fantastic», август
  • 1958 – Столкновение с Уильямом Пугмайром эсквайром (A Brush with William Pugmire Esq) // журнал «Hyphen», октябрь
  • 1959 – Астрономы (Stargazers) // журнал «Amazing Stories», январь
  • 1959 – … И чей приз? (…And who the Pot?) // журнал «Amazing Stories», июнь
  • 1959 – Многие шагающие существа (A Many Legged Thing) // журнал «Fantastic Universe». ноябрь
  • 1960 – В поисках правосудия (In Search of Justice) // журнал «Hyphen», март
  • 1960 – Траншея… и две дыры (A Trench…and Two Holes) // журнал «New Worlds», ноябрь

    Другие книги

  • 1963 – Подстрекатели толпы: Времена слепой ярости (The Rabble Rousers: Times of Unthinking Fury) / Обложка Джорджа Суеока (George Suyeoka). – изд. «Regency». – 157 с. $0.50 (о)

    Фильмография и экранизации

  • 1980 – Свидетельствую (СССР, эпизод передачи «Этот фантастический мир»)
Награды и звания
  • 1955 – премия «Хьюго-1955» в категории «рассказ» (рассказ «Абракадабра»)
  • 1979 – номинация на премию журнала «Локус» в категории «лучшая авторская антология» за сборник «Лучшее Эрика Фрэнка Рассела»
  • 1983 – номинация на премию «Прометей» в категории «Зал славы» за роман «Большой взрыв»
  • 1984 – номинация на премию «Прометей» в категории «Зал славы» за роман «Большой взрыв»
  • 1985 – премия «Прометей» в категории «Зал славы» за роман «Большой взрыв»
  • 1996 – номинация на премию «Прометей» в категории «лучший роман» (Замысел для Великого Дня) / В соавт. с Алан Дин Фостером (Alan Dean Foster)
  • 1998 – номинация на премию «Прометей» в категории «Зал славы» за роман «Оса»
  • 2000 – занесение в списки «Зала славы научной фантастики» (Science Fiction Hall of Fame)
  • 2001 – номинация на премию журнала «Локус» в категории «лучший сборник» за антологию «Основные компоненты: Избранные рассказы Эрика Фрэнка Рассела»
Отдельные издания
Публикации в периодике и сборниках на русском языке
Публикации в периодике и сборниках на украинском языке
Публикации в периодике и сборниках на белорусском языке
  • Неба, неба...: [Апавядання] / Пер. С. Міхальчука // Замежная фантастыка. – Мінск: Мастацкая літаратура, 1990 – с.305-313
Публицистика
  • Морские чудовища: Очерк / Пер. В. Юрченко // Фата-Моргана 1. – Н. Новгород: Флокс, 1991 – с.483-494
  • Беспокойные гробы Барбадоса / Пер. В. Юрченко // Фата-Моргана 2. – Н. Новгород: Флокс, 1991 – с.476-486
  • Огненный обряд / Пер. В. Юрченко // Фата-Моргана 2. – Н. Новгород: Флокс, 1991 – с.487-493
  • Дитя Нюрнберга: Очерк / Пер. В. Юрченко // Фата-Моргана 3. – Н. Новгород Флокс, 1992 – с.535-541
Творчество автора
  • 1940 – Рон Холмс. Рассел: Портрет (Russell – A Portrait by Ron Holmes) // журнал «Gargoyle», декабрь
  • 1956 – Уолт Уиллис. Жизненный путь (Way of Life by Walt Willis) // журнал «Hyphen», декабрь
  • 1963 – Сэм Московиц. Э. Ф. Рассел в профиль (A Profile of E F Russell by Sam Moskowitz) // журнал «Astounding Science Fiction», июнь
  • 1966 – Ричард Гордон. Рассел: Оценка (Russell – An Evaluation by Richard Gordon) // журнал «Zenith», январь
  • 1982 – Мальколм Эдвардс. Эрик Фрэнк Рассел (Eric Frank Russell by Malcolm Edwards) // справочник «Science Fiction Writers» / Ред. Э. Ф. Блейлер (E. F. Bleiler). – изд. «Charles Scribner's Sons», 1982 – с.197-202
  • 1999 – Фил Стивенсон-Пайн и Шон Уоллес. Эрик Фрэнк Расселл: Наш космический страж (Eric Frank Russell: Our Sentinel in Space: A Working Bibliography by Phil Stephensen-Payne and Sean Wallace). – изд. «Galactic Central Publications» (о)

  • Александр Казанцев. Не грабьте в одиночку!: Послесловие к рассказу Эрика Ф. Расселла «Кружным путем» // На суше и на море: [Вып.8]. – М.: Мысль, 1968 – с.500-502
  • Е. Брандис. Э. Ф. Рассел и «галактическая традиция» // Э. Ф. Рассел. Ниточка к сердцу. – М.: Мир, 1973 – с.5-18
  • Д. Биленкин. Моральное оружие: [Послесловие к рассказу «И не осталось никого»] // Искатель, 1975, №6 – с.157-159
  • А. Балабуха. В глазах канатоходца: [Послесловие] // Э. Ф. Рассел. Зловещий барьер. – СПб.: Северо-Запад, 1992 – с.597-606
  • Вл. Гаков. Расселл Эрик Фрэнк: 200 биографий // Фантастика века. – Минск-Москва: Полифакт, 1995 – с.598
  • Russell. Eric Frank // Библиография фантастики. – М.: Келвори, 1996 – с.375-376
  • Вл. Гаков. Писатель, которого мы не знали: [Об Эрике Ф. Расселе] // Если, 2000, №5 – с.70-76
  • Андрей Балабуха. Систематизатор безумий, или Балансирование на грани: [Предисловие] // Э. Ф. Рассел. Космический марафон. – М.: АСТ, 2001 – с.5-18
  • Краткая библиография Э. Ф. Рассела // Э. Ф. Рассел. Космический марафон. – М.: АСТ, 2001 – с.718
  • Владислав Гончаров. Маленький человек в большом космосе: [Предисловие] // Э. Ф. Рассел. Звездный страж. – М.: АСТ, 2002 – с.5-12

© Виталий Карацупа, 2006-2015