• То же: Под названием «Трагический астероид»

События в фантастическом романе Лазаря Лагина «Атавия Проксима» (1956) происходят в 1950-е годы в вымышленной стране Атавия. Руководство этой небольшой страны, расположенной на самом крупном на Земле острове с тем же названием, не захотело мириться с наступлением мира после Второй мировой войны и с желанием народов больше никогда не воевать. Чтобы не допустить распространения коммунистических идей в мире, атавские власти решились на небывалую провокацию.

«В целях торжества христианских идей и установления вечного мира и всеобщего благоденствия решено было 21 февраля в девять часов вечера по эксептскому времени произвести одновременный и массированный залп из двух тысяч четырехсот сорока двух сверхмощных термоядерных установок сверхдальнего действия. Для этой цели должны были быть приготовлены две тысячи четыреста сорок два глубоких железобетонных колодца, расположенных по линии внешних обводов атавийского материка. (Мы забыли упомянуть, что Атавия вместе со сравнительно небольшим государством Полигония была расположена на острове Атавия, острове настолько большом, что некоторые географы, особенно атавские, не раз предлагали считать его самостоятельной частью света.) Управляемые атомные снаряды должны были упасть и разорваться на территориях Англии, Франции, Италии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Индии, Соединенных Штатов Америки и Канады, возбудив в народах этих стран справедливый и священный гнев против Советского Союза и союзных с ним стран».

Но попытка развязать Третью мировую войну не удалась из-за роковой случайности (были опущены не правый, а затем левый рубильники на главном пульте запуска ракет, а левый, а затем правый рубильник), что стало причиной взрыва термоядерных зарядом прямо в ракетных шахтах. В итоге атавский материк взлетел на воздух и на расстоянии пятидесяти девяти тысяч девятисот одного километра от Земли превратился в ее второго спутника. А пустынный и ненаселенный полуостров Камарод, отломившийся от континентального атавийского щита, образовал в ста одиннадцати тысячах семи километрах от Земли ее третий по величине спутник. Так около Земли образовались два новых небесных тела: Атавия Проксима и Атавия Бета.

Земные астрономы установили, что на Бете вследствие незначительности их массы, а следовательно, и весьма слабой силы притяжения не смогла удержаться ни атмосфера, ни вода. А вот на Атавии Проксиме жители в момент взрыва почувствовали лишь удар средней силы землетрясения: подпрыгнули машины, разрушились некоторые здания, запаниковали животные. Правда, эпицентр был не один, а две тысячи четыреста сорок два эпицентра, которые в целом составили своеобразный тектонический пояс, опоясавший весь остров.

Сразу же после этого, на Атавии чуть было не вспыхнула эпидемия чумы, т.к. из разрушенного землетрясением здания 72ЕОХ Особой бактериологической станции в городе Киним выбрались на волю тысячи крыс и майских жуков, зараженных чумой. Но гораздо страшней был тот факт, что правительства Республики Атавии и Республики Полигонии (эти две страны как раз и располагались на оторвавшемся от планеты острове), опасаясь обрушения экономики и наступления кризиса, развязывают между собой войну. Факт того, что Атавия теперь вращается по орбите между Землей и Луной, тщательно скрывалась политиками обеих стран. Но атавцы, пережившие за несколько дней землетрясение, чуму и войну, были просто оглушены просочившейся фантастической новостью о том, что они уже больше не обитатели Земли…

Землетрясение можно пережить, с чумой совладать, войну закончить, но как вернуть обратно на Землю целый остров! Тем более, что по расчетам ученых, менее чем через четырнадцать с половиной лет Атавии Проксиме предстояло начисто лишиться воздуха, воды, а следовательно и жизни. Так постепенно началось «отрезвление» атавского народа, который стал по-настоящему интересоваться судьбой свой родины, а не только маленького своего грошового закутка. Двадцать девятого марта в Полигонии произошел государственный переворот и новое правительство начало работу над мирными переговорами...

В этом романе автор намеренно финал оставил открытым, чтобы читатель сам мог задуматься над возможным развитием событий: «Уже так заведено, что перед тем, как дописать последнюю страницу романа и завершить ее словом «Конец», автор сообщает хотя бы в самых кратких словах о дальнейших судьбах героев его повествования. В данном случае автор сознательно от этого отказывается. Судьбы его героев целиком зависят от того, чем намерен дышать в дальнейшем атавский народ: воздухом собственной атмосферы или воздухом Земли, которую их хотят заставить завоевывать без всяких шансов на успех. По мнению автора, все говорит за то, что атавцы слишком многому научились, чтобы пойти по второму пути, выгодному только кучке монополистов и их холуев. Следовательно, автор смотрит на будущее Атавии Проксимы и положительных героев своего романа вполне оптимистически».


© Виталий Карацупа, 2019

НАВЕРХ