В рассказе Лазаря Лагина «Съеденный архипелаг» (1956) автор на примере отдельно взятой географической области показал методику порабощения капиталистическими монополиями небольших стран и дальнейшее разграбление их природных богатств и других ресурсов.

Начало этой истории приходится на 23 июня 1919 года, когда группа из семнадцати больших и малых островов попала в поле зрения торгового дома «Урия Свитмёрдер и сыновья» из государства Пуритания. В тот день на берег самого большого острова архипелага Дурку впервые ступила нога господина Свитмёрдера. Он был заинтересован в местной породе ценной древесины, но до этого это предприятие никто не мог организовать по причине одного местного обычая – каннибализма. Местные племена не считали зазорным слопать какого-либо чужака, но зато ну никак не желали работать. А предприимчивый Свитмёрдер, узнав об этом, да еще на встрече с вождем увидев воочию, как это происходит, сообразил, как можно использовать такое положение вещей в своих корыстных целях.

В результате уже через несколько лет практически на всех островах производилась добыча древесины исключительно силами местного населения. А самым страшным секретом того, почему это стало возможным, было отдаленное место под милым названием «Лесосека №8». Что это такое? Это поселок, в котором жило некоторое количество представителей местных племен, которые попадали сюда по велению их вождей. И главным их занятием в этой самой «лесосеке» было обильное потребление пищи. Их кормили много и вкусно. Это была ферма, живой продукт которой поставлялся на столы вождей племен. А те уже в свою очередь обеспечивали торговый дом «Урия Свитмёрдер и сыновья» постоянной рабочей силой. И никого не волновал тот факт, что к 1956 году численность аборигенов на архипелаге сократилась в 4 раза. Не волновал он и самих вождей племен, для которых было важно только, чтобы к их столу всегда подавался упитанный жилец «лесосеки №8».


© Виталий Карацупа, 2019

НАВЕРХ