Действие научно-фантастической повести Юрия Долгушина «Тайна невидимки» (1946-1949) разворачивается в последние месяцы войны в Западной Украине в старом польском замке, где был развернут полевой госпиталь.

Впервые она была напечатана в 1946 году в журнале «Знание – сила»; затем – в сборнике «Дорога богатырей» (1949). Но эти две публикации только в первой трети сюжета одинаковы, далее события развиваются в совершенно разных направлениях. Точкой «сюжетного невозврата» стала фраза: «При последних словах вестового я открыл дверь. За ней никого не оказалось. Глухая тишина господствовала в коридоре, и только ветер по-прежнему стонал где-то наверху». В журнале это был №4-5 стр.28, а в книге – стр.25. С этого места сюжет повести раздваивается.

Главный герой повести – так и не названный автором начальник госпиталя, майор медицинской службы, сталкивается с одним необъяснимым явлением, граничащим с какой-то чертовщиной и мистикой. Дело в том, что его подчиненная Марина, к которой он питал теплые чувства, поделилась с ним своими опасениями по поводу собственного рассудка: она уже несколько дней по вечерам и ночам явственно слышала в своей комнате присутствие другого человека, но сам он оставался ей невидим и никак не реагировал на девушку. Она даже чувствовал присутствие этого человека – мужчины – рядом с собой в постели, но в реальности его там не ощущалось. В общем, перед нами предстает не иначе, как призрак замка.

В журнальной первой публикации после этих мистических событий в польском замке, главный герой с Мариной после окончания войны и прибытия в Москву отправляются в гости к Маэстро («старинный друг, оригинал, известный изобретатель, великий фокусник от науки и страстный любитель поражать своих немногочисленных друзей чудесами новых открытий» – открыл молодоженам мучившую их загадку «невидимки»), который обещает им найти ответ на это необъяснимое явление. К Новому году наш герой и Марина женятся. И на вечеринке по поводу их бракосочетания вдруг появляется Маэстро. Но появляется очень эффектно, так сказать в невидимом состоянии, заняв за праздничным столом председательствующее место. Это было чудо – стул пустой, а с гостями прямо с этого места с ними разговаривает Маэстро.

В книжной публикации повести Маэстро теперь становится полковником войск связи. Он приехал по просьбе нашего героя в польский замок, где и разгадал эту мистическую загадку. Оказалось, что всему виной прежний управляющий имения по фамилии Бжезовский, который до войны работал в лаборатории Московского электротехнического института и еще тогда заинтересовавшийся работами Маэстро – в то время советского инженера в области стереозвука. Польский инженер Бжезовский вскоре уехал на родину и с помощью новейших достижений техники попросту свёл с ума бывшего владельца замка пана Кароля, и вскоре по завещанию стал новым его владельцем. И устроил он это следующим образом. В комнате старого пана сделал 80 углублений в стенах, полу и потолке и столько же углублений в тех же местах сделал и в свой комнате. В этих отверстиях он установил одинаковое количество приемных и передающих устройств (микрофон и телефон) и когда включал у себя в комнате напряжение, его собственное движение или речь, повторялись в комнате пана Кароля, который также как и Марина поверил в привидение, обезумел и послушно по нашептыванию переписал завещание.

Автор в этой повести развил идею пространственной локализации звука, т.е. звук доносился точно в такой же точке пространства, где находился и источник. К примеру (а две комнаты по размерам и устройству были точные копии друг друга), если вы около камина сказали «А» в одной комнате, именно около камина в другой комнате этот же звук и раздастся.

В итоге мы имеем, по сути два разных произведения с одинаковым прологом и одинаковой идеей, но с различным развитием сюжета и эпилогом.


© Виталий Карацупа, 2020

НАВЕРХ