• То же: Под названием «Лучи жизни»

Есть люди, которых постоянно одолевает изобретательский зуд, которые просто не могут существовать, если они не сделают этот несовершенный мир хоть чуточку лучше. Именно к таким людям и принадлежит главный герой романа Юрия Долгушина «Генератор чудес» (1939) – инженер Электротехнического института Николай Тунгусов. По натуре он идеалист, мечтающий воспитать в себе Инженера, то есть цельную, всесторонне развитую личность, охваченную постоянным техническим поиском и воплощением в жизнь новейших технических решений. В свои неполные тридцать лет он уже успел многим позаниматься, приобрести сыгравшее в дальнейшей истории большую роль хобби (коротковолновая любительская связь) и многое изобрести. Правда, никаких великих открытий он не совершил и ничего сверхординарного не придумал. Зато стал автором некоторых весьма остроумных и довольно передовых для своего времени устройств. Так, например, он изобрел автоответчик и радиотелефон, который вполне можно считать предтечей современных сотовых телефонов. На момент же знакомства с ним читателей, Николай просто одержим гениальной идеей постройки микроволнового генератора, который будет способен посредством точно подобранных высокочастотных волн, способных вызывать резонанс особого рода в различных материалах, изменять атомную структуру вещества, вызывая его трансмутацию. Таким образом он сможет чисто научным способом решить старинную алхимическую задачу по превращению свинца в золото. Всё идет не так, как он планировал – эксперимент с превращением одного металла в другой с треском проваливается, но, как выясняется позднее, именно запуск генератора становится причиной странного помрачения рассудка у знаменитого профессора медицины Ридана, который в то же самое время читает неподалеку свою новую лекцию, освещающую его революционные исследования физиологии человека. А в то же самое время, за тысячи километров от Москвы, в Берлине, разыгрывается подлинная трагедия – доктор Гросс, его ассистент господин Мюленберг и их помощник Ганс собирают экспериментальную установку для беспроводной передачи электричества на большие расстояния. В самом факте создания подобного устройства нет никакой трагедии, но об этом изобретении узнают нацисты, пришедшие к власти в этой стране. Они, естественно, хотят использовать аппарат для иных целей. Он видится им провозвестником нового типа оружия – легендарными «лучами смерти». Гросс попадает в застенки гестапо. Чтобы высвободить коллегу оттуда господин Мюленберг соглашается на сотрудничество с фашистским режимом – он должен радикально увеличить дальность применения луча. Стремясь освободить Гросса и, в то же время, не отдать секретов создания машины в злые руки он решает пожертвовать собой и, во время очередных испытаний, после того как Гросса освободят, подорвать себя вместе с установкой. Чертежи и описание теории передачи электричества без проводов он отдает Гансу, который обещает передать их в надежные руки.

По мере прочтения романа я всё более убеждался в том, что автор создал его в первую очередь как некую трибуну для популяризации актуальных на тот момент естественно-научных теорий. Сам способ подачи научного материала в форме художественного произведения является лишь попыткой охватить максимально широкую аудиторию. Вся приключенческая составляющая связана, по большей части, с германскими «лучами смерти» и занимает от силы пару глав. В основной же своей массе текст книги представляет собой стопроцентный производственный роман, разбавленный периодическими лекциями по тому или иному вопросу, который может возникнуть по мере развития сюжета. Сами лекции довольно объемны, но информация, предлагаемая в них, большей частью безнадежно устарела. Да, нельзя не отметить тот факт, что некоторые прогнозы автора весьма точно сбылись – например, уже упомянутые мной выше «мобильные» телефоны и автоответчики. Так же на страницах появляется микроволновка. Но что касается биологии, а точнее физиологии высшей нервной деятельности и непосредственно работы мозга, то тут приводимые автором теории могут рассматриваться лишь в качестве примеров развития науки и научной мысли, так как имеют к реальности весьма отдаленное отношение. Автор, устами профессора Ридана, настойчиво пытается донести до читателя весьма известное мнение о том, что все болезни от нервов. Причем он настаивает, что АБСОЛЮТНО все болезни от нервов, доходя в своих теориях даже до таких вещей, как самозарождение вредоносной микрофлоры в очаге воспаления, что является уж полным бредом. Он бы ещё вспомнил «прогрессивные» воззрения прошлого, которые постулируют самозарождение мух из мяса и лягушек из грязи. В тексте рассматриваются теории о нервной регуляции абсолютно всех процессов организма, действие гормонов не учитывается. Причем проводимость сигнала по нервам имеет исключительно электрическую природу – как телефонный сигнал по проводам, а о таких веществах, как нейромедиаторы, ученые того времени даже и не подозревали. И таких совершенно фантастических теорий масса – взять хотя бы, к примеру, некробиотическое излучение или же полное устранение факторов распада мертвой ткани после облучения её микроволнами особой частоты. В целом же, микроволновому диапазону автор уделяет повышенное внимание, наделяя его разнообразнейшими чудесными свойствами – от сушки древесины, до чтения мыслей и оживления человека. Кстати, с оживлением человека связан ещё один факт, который сейчас может восприниматься лишь как некий курьез – профессор Ридан вполне авторитетно заявляет, что «мозг – самый крепкий, самый устойчивый орган из всех, что он хоть и прекращает свою работу в момент «смерти», но потенциально сохраняет способность функционировать дольше всех других органов. Он умирает последним». Если же абстрагироваться от полной нелепости приводимых доводов и воспринимать всё происходящее как цепь событий, развивающуюся в некой параллельной вселенной с совершенно иными физическими законами, то текст становится вполне приемлемым. Наряду с популяризацией некоторых специфических теорий автор пытается показать читателю, что нет в мире ничего невозможного, нет ничего такого, что не мог бы совершить человек, и даже смерть отступит – стоит всего лишь сильно этого захотеть и приложить определенные усилия для достижения результата. А уж если кроме желания спасти чужую жизнь, в деле присутствует любовь, то человек и впрямь становится подобным Богу. Кроме большого количества лекций и крупицы любви в романе нашлось так же место и для так характерной для прозы того времени шпиономании. Ну куда же денешься в оплоте мирового прогресса от многочисленных клевретов дьявола в лице агентов фашистской Германии. Но и на них, конечно же, управа найдется.

Итог: весьма интересная, как собрание всевозможных научных заблуждений, и абсолютно беспомощная в художественном плане вещь. Если вполне динамичное и даже в некоторой степени драматичное начало ещё позволяет по инерции какое-то время следить за перепитиями сюжета, то, примерно с середины книги, начинаешь плотно вязнуть в бесконечных рассуждениях. Книга сейчас, скорее всего, не вызовет того интереса, который она вызывала в момент её выхода в свет в конце тридцатых. Исключительно на любителя.

P. S. Кстати, в одной из сцен романа, когда профессор Ридан знакомит Николая со своей коллекцией живых человеческих органов, которые продолжают функционировать после извлечения их из организма, они подходят к столу, где под покрывалом находится голова, которая живет без тела. Выглядит как отсылка к знаменитой беляевской «Голове профессора Доуэля».


© http://acentavra.ru/readnotes14633

НАВЕРХ