Силой Солнца!




Силой Солнца! (Рис. П. Холодного)

Время действия повести Николая Чайковского «Силой Солнца!» (За силу Сонця!, 1925) автором не обозначено, но читателю нетрудно догадаться, что это первая половина ХХ века, т.е. ближайшее будущее со времени написания произведения. Главный герой – инженер-физик и профессор киевской «Инженерной академии» Михаил Рождественский, который к тому же еще был воздухоплавателем и директором «Первой Государственной Фабрики Самолетов». Он нашел некие «лучи омега» и на их основе разработал очень эффективный способ аккумулирования солнечной энергии и её последующего использования. Для этого он придумал некие компоненты под названием «радионаты».
Повесть условно разбивается на три большие части.
В первой части речь идет о конфликте молодого профессора Рождественского с заслуженным седобородым профессором химии Варлампием Акакиевичем Хрущом-Хрущенко, который присвоил изобретение «радиоцеллюлозы» своего ассистента Ивана Кругляка, что привело к самоубийству последнего. Но научная верхушка академии не поддержала молодого профессора и при поддержке маститого Хрущенко его исключили из академии и уволили с фабрики. Рождественский уезжает (летит на личном самолете) домой, к жене Галине на хутор под Каневым, а чуть позже по приглашению друга уезжает в Одессу на преподавательскую работу в местный университет.
В условной второй части повести Рождественский в составе крупной экспедиции университета отправляется в пустыню Сахару для сбора ботанических и других образцов. Но, на самом деле, он едет туда для продолжения работы над своими «радионатамы» и заодно скрывается от японских агентов, пытающихся похитить открытие ученого. Примечательно, что эта экспедиция отправляется на, построенном специально для неё под руководством Михаила Рождественского, большом самолете, сделанном из «антоля» – сплава нескольких металлов, легкого как сосна и твердого как сталь. Этот летательный аппарат состоял из 4 комнат: библиотека, спальня на 24 трехъярусных кровати, столовая и кухня. А еще был моторный отсек с двумя огромными радиомоторами, кабина пилотов, коридор и склад продуктов. Была еще и терраса наверху самолета на 2-3 человека, чтобы любоваться проносящимися окрестностями. Назвали этот чудо-самолет «Украинским Орлом», летел он со скоростью 70 км в час, а его полетная высота составляла 4 000 метров. Экспедиция много месяцев пробыла в Сахаре недалеко от одного из оазисов в районе Тибести, где не только выполнили свою работу, но и пробурили скважину в скале и обеспечили местных туземцев водой.
В третьей части по возвращении экспедиции домой (интересно, что назад самолет пролетел 3200 км за 45 часов без пересадки из Сахары в Одессу), читатель узнает, что спустя год в Крыму была построена фабрика «Централь Солнечной Энергии», которая начала собирать солнечную энергию и преобразовывать ее в электрическую. Станция представляла собой здание с расположенным около него полем с неизвестными доселе сооружениями. Редкие гости и корреспонденты дивились этой фабрике и задавали массу вопросов. «Кто был очень любопытным, тому показывали целые ряды больших и малых радиомоторов, которые вращали гигантские динамо машины и рассеивали электрическую энергию в воздух, без посредничества проводов». Постепенно электрической энергии становилось все больше и больше и сначала Крым, затем весь юг Украины (а в будущем и вся страна) были запитаны от этой «Централи». На этой электроэнергии работали машины, самолеты, поезда и морские суда. Изобретение Михаила Рождественского обрело практическое применение, его работа была признана всеми учеными мира, а подлый профессор Хрущенко не выдержал позора и обвинений, и умер от разрыва сердца.

© Виталий Карацупа, 2016