Авария




Действие рассказа Григория Адамова «Авария» (1935) представляет в своем рассказе французский инженер Жан Кларетон, работавший в СССР: «Наша электростанция стоит на острове Диксон, на берегу Карского моря. Станция не маленькая – 150 тысяч лошадиных сил. Здесь все необычно: топливом служит вода, а турбины вертит не водяной пар, а пар «бутана» – жидкого углеводорода». Это была необычная электростанция. Она могла работать только зимой, когда морозы не меньше 18 градусов по Цельсию. Обслуживалась всего лишь двадцатью двумя работниками, так как почти все процессы автоматизированы.
Большое место в рассказе занимает описание самой гидроэлектростанции и принципов ее работы. Читатель также может узнать, что на станции для работников установлены телевизоры для просмотров передач со всех концов мира, для передвижения используются аэросани, развивающие скорость до 150 километров в час и другие технические достижения. Французский инженер также рассказал о случившимся происшествии, когда к одной из работниц станции, молодой тунгуске Жене Ляпуновой, отправился с Пясинской гидростанции земляк и сородич инженер Кечмаев. Но разыгравшаяся снежная буря прервала связь с инженером, а тут еще прозвучал и аварийный сигнал об остановке транспортера. Отказал и резервный транспортер. Запас бутана в технологическом процессе резко понижался. И если авария не будет ликвидирована в течение часа, все Таймыр-Енисейское побережье океана лишится электроэнергии.
Вызвавшаяся устранить аварию Женя, достигла необходимого места и обнаружила поломанные аэросани своего земляка, который в снежном буране проблуждав долгое время в тундре смог все же найти электростанцию, но в последний момент напоролся на транспортер и сам потерпел аварию. Женя в течение получаса, по колено в ледяной воде, устраняла аварию траспортера и пыталась вызволить Кечмаева из саней. Ее героические действия позволили устранить неисправность и спасти жизнь советскому инженеру.

© Виталий Карацупа, 2014