Изгнание владыки




Работу над третьим своим романом «Изгнание владыки» (1946) Григорий Адамов начал еще до начала Великой отечественной войны, практически сразу же после публикации книги «Тайна двух океанов». В 1939 году в статье «Моя следующая проблема» писатель подробно рассказал о мотивах, подвигнувших его на написание новой книги: «Описывая поход советской подводной лодки сквозь два океана, я сознательно оставил в стороне глубины нашего ближайшего, самого важного для нас, Ледовитого океана, где должна быть решена одна из самых жизненных проблем Советского Союза – проблема Великого северного морского пути. Этой, следующей в плане моих работ, проблеме я решил посвятить специальный роман, над которым работаю в настоящее время». Свой новый роман писатель поначалу назвал «Покоренный холод» и главным его лейтмотивом стала борьба с главными врагами природы севера страны – морозом и льдом, которые в итоге должны быть отброшены далеко к северу, к полюсу, в глубь Арктики.
В романе ученый Сергей Лавров выдвинул проект поворота одного из рукавов Гольфстрима и через пробуренные шахты, используя внутреннее тепло Земли для подогрева воды, пустить этот рукав к побережью Арктики, изгнав тем самым вечную мерзлоту и холод – этого Владыку севера страны. Идея не оставила никого равнодушным в стране и в некоторых западных ведомствах, одно из которых поставило своей целью сорвать эту грандиозную стройку. Борьбу с лазутчиками и явными врагами ведут на страницах романа майор Комаров и лейтенант Хинский, а также их невольный помощник Димка, в сестру которого был скромно влюблен Сергей Лавров.
События романа, сочетающего в себе фантастический и детективный сюжеты, разворачиваются на заводах, кораблях-ледоколах, на дне океана, в подводной шахте-стройплощадке и в суровых снегах Арктики. В конце концов, несмотря на все происки иноземных врагов, понесших заслуженное наказание, гений и работоспособность советского народа «обогрел» север своей родины, в очередной раз доказав капиталистическим государствам преимущество коллективного труда.

© Виталий Карацупа, 2003-2005