Бромлей Надежда Николаевна
(5 (17) апреля 1884 – 25 мая 1966)


Исповедь неразумных (1927)



Надежда Бромлей
Русская писательница, поэтесса, актриса, режиссер, драматург (в первом браке Вильборг, во втором Сушкевич). Заслуженная артистка РСФСР.
Родилась в Москве в богатой семье промышленника из обрусевших англичан. Окончила 4-ю Московскую гимназию, затем Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе. С 1908 актриса Московского художественного театра (МХТ), где играла графиню-внучку в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Воду в «Синей птице» М. Метерлинка и др. Активно участвовала в литературных движениях, сотрудничала с группой «Центрифуга». В 1911 в Москве выпустила книгу в духе идей и тем раннего футуризма «Пафос». С 1918 актриса 1-й Студии МХАТа. Среди ролей в Студии: русалка Гоплана в «Балладине» Ю. Словацкого, мать Эрика в «Эрике XIV» А. Стриндберга (1921), Шут в «Короле Лире» Шекспира (1923), Мякишева в «Расточителе» Н. Лескова (1924) и др. Совместно с Л. И. Дейкун поставила здесь «Дочь Йорио» Г. Д'Аннунцио (1919). В 1922 ее трагифрас «Архангел Михаил» начал репетировать ее муж Борис Михайлович Сушкевич (1887-1946) и знаменитый Е. Б. Вахтангов, мечтавший сыграть главную роль средневекового художника, обожествленного за свое прекрасное искусство, но потерявшего связь со своим народом. Из-за болезни Вахтангова роль была передана М. Чехову. Прошло пять генеральных репетиций, но на публике спектакль показан не был. В 1925 Сушкевичем была поставлена на сцене МХАТа 2-го пьеса Бромлей «Король Квадратной республики» (1925). Спектакль, где речь шла о революции в некоей фантастической стране, не получил ни официального, ни зрительского признания и вскоре был снят с репертуара. Бромлей входила в режиссерское управление МХАТа 2-го. После ухода из МХАТа 2-го Сушкевича (сезон 1932-1933) уехала в Ленинград.
В 1934–1941 работала в Академическом театре драмы им. Пушкина, где поставила по одноименному рассказу А. П. Чехова свою пьесу «Дуэль» (1934), спектакль «Петр I» по А. Н. Толстому (1935), с комедийной легкостью и тонким юмором сыграла в нем Екатерину I (впервые исполнила эту роль в 1-й Студии МХАТа). Была постановщиком спектакля «Зыковы» по пьесе М. Горького (1940) и др. В 1944-1956 гг. Н. Бромлей – режиссер Ленинградского Нового театра (с 1956 – Театр имени Ленсовета). Надежда Бромлей Тяготела к произведениям авторов-романтиков, создавая яркие и красочные спектакли: «Мера за меру» Шекспира (1937), «Мария Стюарт» (1938), «Заговор Фиеско» (1939) и «Дон Карлос» Фр. Шиллера (1950; две последние в своем переводе), «Измена» А. И. Сумбатова (1946), «Нора» Г. Ибсена (1949), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1952).
Кроме работы в театре написала несколько книг, но запомнилась, прежде всего, двумя фантастическими произведениями: «Из записок последнего бога» (1927) и «Потомок Гаргантюа» (1930). Действие повести «Потомок Гаргантюа» происходит в некой запретной стране после народного восстания, куда приходит... кентавр по имени Либлинг Тейфельспферд. Он знакомится с жизнью и бытом мира после революции и в итоге ужасается той обстановке, которая сложилась к моменту его прибытия.
Печаталась в журналах, однако значительная часть произведений осталась в рукописях (в том числе и «Автобиография (1889-1920)»). Умерла Надежда Бромлей в Ленинграде 25 мая 1966 года.

Внимание!: Не путать с Натальей Николаевной Бромлей (1887 – 1982), автором исторической повести времен восстания Спартака «Приключения мальчика с собакой» (1959, в соавт. с Н. Ф. Остроменцкой).
Отдельные издания
  • Пафос: Композиции; Пейзажи; Лица / Худ. В. Фаворский. – М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1911. – 144 с.
  • Исповедь неразумных: Рассказы / Оформление папки худ. I. R. – М.: Артель писателей «Круг», 1927. – 276 с. – (Новости русской литературы). 5 000 экз. 2 руб. (папка-переплет)
      Повесть о короле Квадратной республики – с.161-209
      Из записок последнего бога – с.210-274
  • Потомок Гаргантюа: Рассказы / Оформление папки худ. В. Фаворского. – М.: Федерация, 1930. – 288 с. 2 р. 20 к. 4 000 экз. (папка-переплет)
      Потомок Гаргантюа – с.3-80
Публицистика
  • Автобиография // Актеры и режиссеры. – М.: Театральная Москва, 1928 – с.
  • Актер и режиссер // Искусство и жизнь, 1939, №11-12 – с.
  • Романтика и современность // Искусство и жизнь, 1940, №8 – с.
  • Путь искателя // Евг. Вахтангов. Материалы и статьи. – М., 1959 – с.
Творчество автора
  • М. Павлов. Н. Бромлей. Исповедь неразумных: Рассказы. Без места. 1927: [Рецензия] // Красная новь, 1927, №11 – с.242-243
  • А. Р. Палей. Н. Бромлей. Исповедь неразумных: Рассказы. Москва. 1927: [Рецензия] // Новый мир, 1928, №1 – с.310

© Виталий Карацупа, 2010