Главный герой романа Александра Абашели «Женщина в зеркале» (ქალი სარკეში, 1933) – тридцатилетний инженер Гурген Камарели – по образованию физик, изучает и разрабатывает электронную теорию, пишет статьи, в частности, об исследовании материальности эфира или теории беспроводного освещения. А по основной профессии Гурген Камарели – заведующий электростанцией Грузинской ССР.

Действие романа начинается во вторник, 14 апреля 1931 года, когда к грузинскому ученому приезжает из Америки инженер Густав Вайсман, член Чикагской Ассоциации электроинженеров, намереваясь работать над вышеуказанными проблемами вместе с Гургеном, которого считает своим заочным учителем. Вайсман открыл новый закон, согласно которому «электрическая волна проявляет в магнитном поле удивительное свойство: она переходит в невидимую энергию». Он же открыл формулу, которая дает возможность концентрировать электромагнитную энергию в пространстве светопроводного эфира определенного радиуса. В общем, получается, что эти волны пребывают в эфире в нейтральном («спящем») состоянии и их энергия совершенно незаметна. Но до тех пор, пока специальный аппарат не приведет ее в направленное движение и она подобно молнии с невиданной мощностью устремиться в нужном направлении.

Вайсман, который почему-то всегда носил черные очки, поселился у Камарели. Он организовал там маленькую лабораторию, результатом чего через месяц стало извещение всего мира Грузинским телеграфным агентством о новом научном открытии – «спящей» энергии, названной «летаргином». В том же году в СССР были впервые испытаны самолеты и автомобили, питаемые летаргином. А однажды, когда Вайсман был в командировке, Камарели случайно обнаружил в его лаборатории телевизионный аппарат в виде зеркала, который связывал его с неизвестной женщиной. У нее было необычное одеяние, комната имела странное убранство, но главное – были глаза совершенно фантастической красоты. А вот кто такая эта чудесная женщина, в которую невозможно было не влюбиться, грузинский инженер узнал только год спустя.

А в это время над планетой нависла страшная угроза. Комета Биэлы, которая по расчетам, пересечет орбиту Земли 25 ноября 1933 года, несла гибель всему живому. Столкновение неизбежно. Конец света. Капиталистический мир пребывал в панике, а на одной шестой части суши в это время шла напряженная работа – с помощью неутомимого Вайсмана была предпринята попытка затормозить Землю! Снизить ее скорость в мировом пространстве, чтобы точка пересечения с кометой сместилась на 10 000 километров. И в качестве тормоза применить ракеты с атомными двигателями. Но т.к. для этого потребуется семнадцать килограммов урана, по словам Вайсмана «Земле была необходима помощь внешних сил».

Вот тогда и открылась вся правда. Настоящее имя Вайсмана – Ленгор Каро, марсианский инженер, организатор первой экспедиции на Землю. А женщина в зеркале-телеэкране – Геда Нуавэ, директор Центральной обсерватории Марса. В итоге марсианские технологии помогли избежать Земле уничтожения. Сделано это было следующим образом. На 60-х северной и южной параллелях в обе стороны от линии экватора, расположили кольцо из 168 мощных стальных установок для торможения, действующих по принципу ракетного торможения – своеобразные орудия единовременно давшие «залп энергией атома». И хотя, торможение вызвало землетрясения, молнии и наводнения, причинившие многим странам огромный ущерб, Земля была спасена.

В благодарность за помощь на Марс отправлялись корабли-шары с водой из мирового океана. А вскоре на Марс была организована экспедиция для решения вопросов, касающихся взаимоотношений между двумя планетами. Были посланы четыре делегата с Земли от разных стран, в том числе Гурген Камарели. И 19 марта 1934 года в направлении соседней планеты вылетел удивительный корабль, названный раунитом и движимый летаргином. Автор, подобно Жюлю Верну, подробно описал «прелести» полета для экипажа в безвоздушном пространстве, где пропал вес и начали необычно вести себя самые привычные материалы и сами люди.

И уже на Марсе, где существовала более высокоразвитая цивилизация, грузинский инженер, наконец, смог воочию увидеть свою возлюбленную. «Без слов, еле сдерживая порыв, он приближался к Геде. Она бросилась к нему на грудь, и они слились в одном сиянии. Геда робко касалась его волос, смотрела в глаза, взяла за руку…»


© Виталий Карацупа, 2020

НАВЕРХ