Зеленая симфония




Рассказ Александра Беляева «Зеленая симфония» (1930) предваряет предисловие редакции, в котором сказано: «Перспективные очерки» А. Ром «Зеленая симфония» не являются фантастикой в обычном смысле этого слова. Большинство наших читателей, вероятно, уже знают о Зеленом городе по газетным статьям. Акционерное общество с капиталом в несколько десятков миллионов рублей начало уже работы первой очереди. К работам привлечены преимущественно молодые советские архитекторы, творчество которых наиболее созвучно нашей эпохе и не связано традициями со старым, буржуазным архитектурным искусством. По материалам этих архитекторов, пояснительным запискам к проекту Зеленого города тт. Гинзбурга, Ладовского, Мельникова, Фридмана и других и был составлен очерк А. Ром. Разумеется, и этот очерк – только «примерная прикидка». Зеленый город, в окончательном своем оформлении, возможно, будет иметь несколько иной вид, особенно в деталях. Но основы, принципы уже твердо намечены, и в этом смысле очерк едва ли во многом погрешит против «действительности завтрашнего дня».
Автор в рассказе глазами и устами героя (вместе с семьей он приехал отдохнуть сюда из Москвы) показывает читателю радужные перспективы построенного советскими архитекторами Зеленого города, а заодно и будущее развитие СССР: это и первоклассные автомобильные дороги и грандиозные здания, выставки и общественные столовые, пищевой комбинат и зоопарк. А еще здесь имеется так называемая «Фабрика сна», где «изготовляют крепкий, здоровый человеческий сон и починяют испорченный».
Вокруг все люди добродушны и приветливы. Молодые люди крепкие и красивые. На небе неизменно сияет солнце и вокруг буйствует растительность. Автор одно з другим перечисляет и описывает признаки благополучия советского человека будущего. Здесь есть даже... пишущая машинка! «Небольшая комната. Мы видим – письменный стол, два стула, складная кровать, шкап в стене. Ничего лишнего. Над столом, на длинной дуге, колпак электрической лампы, похожий на склоненный цветок подснежника. На столе – пишущая машина. – Зачем? – спрашивает жена. – Если ты захочешь написать письмо, – отвечаю я. – Ведь здесь мы учимся новому быту, а в новом быту мы все будем писать на пишущих машинках. Это гораздо скорее и удобнее».
Зеленый город был построен на территории нескольких деревень, которые организовали в колхозы. Крестьяне переселились в новые дома и перешли на обобществленный быт. Так на практике произошло слияние города и деревни.

© Виталий Карацупа, 2014