Город победителя




Город победителя (Рис. Н. Кочергина)

Немецкий экскурсант Фит в рассказе Александра Беляева «Город победителя» (1930) прибывает в СССР, где собственными глазами видит все великие достижения советского народа. Он живет в одном большом коллективе, в большом доме, где по утрам все моются в просторных ванных комнатах, занимаются спортом и гимнастикой в огромных спортивных залах. Столовая – большой светлый зал, полностью автоматизированный и выдающий меню после нажатия соответствующей заказу кнопке. Механическая бреющая машинка, механический чистильщик обуви, автоматические уборщики комнат, мусоропроводы, уводящие мусор далеко за город, где все отходы перерабатываются. Все комнаты этого многоэтажного здания одинаковы, как, впрочем, и комнаты в других зданиях других городов страны, что сделано специально – для того, чтобы везде вы чувствовали себя одинаково комфортно(!).
«Внешний облик комнаты, вся ее простота и даже малый размер настраивали на особый лад. Лишенная на первый взгляд многих необходимых вещей, она говорила о том, что человек должен быть прежде всего свободен от плена этих самых вещей, от власти громоздкой мебели, ненужных безделушек, пыльных штор. В самом деле, разве не приятно сознавать, что куда бы ты ни захотел ехать, везде ты найдешь вот такую простую комнату для сна и отдыха, где нет ничего лишнего и есть все необходимое. В комнату приятно было войти и не жалко ее оставить. Она воспитывала сознание того, что человек не «комнатный жилец», а жилец и хозяин всего этого огромного, кипящего жизнью дома».
Это дом-коммуна, один из многих, расположенных в городе Южхиме с населением шестьдесят тысяч человек. Фит, прибывший в СССР, с удивлением знакомится с жизнью города, со всеми его областями жизни, труда и отдыха.
«…Город поражал не грандиозностью, а своеобразием: он меньше всего походил на город, хотя население его приближалось к шестидесяти тысячам.
Море зелени расстилалось внизу – бесконечные парки и сады. Они затопляли весь город, как вешние воды, и среди этого зеленого моря поднимались, подобно скалистым островам, красивые дома, не выше четырех этажей, окрашенные в светлые тона, хорошо гармонировавшие с зеленым фоном парков и садов. Только далеко направо дома стояли гуще – там была площадь Революции, где помещались правительственные учреждения. А налево блестела излучина реки, покрытая уже в этот ранний час гребными лодками и парусными яхтами: «выходники» спешили использовать день отдыха на вольном воздухе.
Откуда-то донесся звук колес мягко катящихся по рельсам, и через зеленое море проследовал на высоте вершин деревьев воздушный электрический поезд – «Рапид-транзит», который вез на завод рабочих. Такие поезда шли с пятиминутными перерывами в продолжение получаса, увозя на работу треть взрослого населения города. Количество и состав поездов были рассчитаны так, чтобы каждый рабочий мог усесться в свой поезд на свое место, без давки и очередей. В этом городе ни одна минута не терялась напрасно. Через пять часов «Рапид» вернет рабочих и заберет новую смену. Завод работает в три смены по пять часов – от семи утра до десяти ночи».
Буквально везде жизнь этого города поражает немца своим великолепием и целесообразностью, и всегда сравнивается с городами капиталистических стран, что, естественно, ставит в их очень невыгодное положение. Единственное, чего нет вовсе в городе-коммуне и о чем сожалеет Фит – табачных магазинов. Здесь вообще никто не курит! Интересен, также, подход автора к проблеме рекламы в городе-коммуне, что очень актуально для нас – современников.
«Наркомздрав очень ограничил применение реклам, особенно светящихся. Эти рекламы – одна из причин нервозности людей больших европейских городов. В наших городах реклама не лезет назойливо вам в глаза, не терзает ваши уши, не кричит красками, звуками, светом, пестротой, яркостью, неожиданными вспышками. В Европе, и в особенности в Америке, вы знаете, от рекламы нет спасения. Она всюду преследует вас: вверху, внизу, с боков, спереди, сзади. Реклама на тротуарах, на стенах, на облаках, на небоскребах, на крышах, на скалах, на окнах, на страницах газет, на вещах... Помимо того, что это действует на нервы, реклама безобразит, опошляет все, к чему она прикасается. Поэтому наши отделы благоустройства горсоветов также против кричащей ненужной рекламы, как и здравотдел. У нас реклама и даже объявления спрятаны, но их легко найти, когда понадобится узнать о спектакле или заседании. Так и у вас в номере – реклама здесь спрятана, посажена под замок, она не может беспокоить вас. Но когда вам понадобятся сведения, вы откроете шкап и нажмете одну из этих кнопок с надписями под ними: «Заседания», «Музеи», «Театры», «Кино», «Лекции»...
Рассказ проникнут ура-патриотическими настроениями нового социалистического строя, торжеством нового строя, в котором теперь живут новые люди нового мира.

© Виталий Карацупа, 2008