Властелин молний





Властелин молний (Рис. Ивана Иванова)

Действие романа Сергея Беляева «Властелин молний» (1947) происходит в индустриально развитом уральском городе Светлый в 1950-е годы и начинается как детектив. Случайный прохожий просит героиню книги Татьяну позвонить в одну из квартир многоэтажного дома и просто сказать? «Доброе утро!». И всё. Но, когда та делает это, начинается загадка. В ответ она получает из-за двери из женской руки в черной перчатке золотое кольцо, а ждавший ее у дома на лавочке незнакомец оказывается мертвым. Далее произошли еще более странные события: и кольцо куда-то исчезло, и в квартире не оказалось женщины, а вечером она стала свидетельницей удивительного феномена.
«Вот лучистое пятнышко взметнулось вверх и застыло в воздухе. У меня хорошее зрение, и я отчетливо увидела, что огнистый шарик как будто повис над рощей. Потом он прыгнул несколько в сторону, и вершины деревьев четким контуром обрисовались на фоне звезд. А сам шарик казался звездой, спустившейся с неба на рощу. Приподнявшись с завалинки, я внимательно следила за странным красивым излучением. Оно пропало. Но через секунду у опушки рощи показалось несколько новых голубых светящихся шаров. Они плавно двигались по степи прямо ко мне. Через минуту исчезли все, кроме одного. Я видела, как шар на уровне человеческого роста плыл над землей, источая сияние, которое все время меняло окраску. Он казался то нежно-голубым и прозрачным, то светло-синим... Вероятно, движение воздуха при этом коснулось таинственного шара. Он соскользнул с яблони, сердито шипя, и перелетел через мою голову. Обернувшись, я увидела, что шар сидит на печной трубе моей маленькой хаты. А через мгновение он подпрыгнул и провалился в трубу. И тогда окна скромной приземистой хатки внезапно осветились изнутри слабым желтым светом».
Вскоре Татьяна знакомится с профессором Степаном Кузьмичом Грохотовым, занимающимся около городского поселка научными работами с высоковольтными разрядами и становится его помощницей. Они переезжают на другое место – на научную станцию около горного поселения Саялы. Станция представляла собой необычное сооружение, примостившееся на горной вершине. Две высокие мачты, будто иглы, вонзались в небо. Такие же мачты возвышались на каждой из четырех гор, расположенных вокруг центральной вершины. От каждой мачты на горах тянутся тросы к двум основным мачтам, между которыми стояли три дома. Один из них представлял довольно странное сооружение: окна узкие, прикрытые деревянными козырьками, а на крыше стеклянный купол. Он напоминал те стеклянные колпаки, которыми в лабораториях прикрывают микроскопы. Основанием ему служила площадка. Из нее во все сторона смотрели круглые окошки, как по бортам морского корабля.
Так она стала помощницей лаборантки ЭИВРа – Экспериментального института высоковольтных разрядов. Работая среди шаровых молний, она способствовала продвижению смелого проекта по извлечению из земной атмосферы электричества и передачи его на большие расстояния – на север СССР. Кроме нее и Грохотова, здесь работали также лаборантка Оля, помощник профессора Смион и прибывший с Севера коллега, профессор Леонид Михайлович. В итоге у них получилось задуманное – они смогли приручить атмосферное электричество. Леонид с чувством гордости показывала Татьяне результат их совместного труда: «Этот зал я назвал большим гольдером. А вот как бы индивидуальные гольдеры – для каждой молнии. – Леонид показал на цилиндры. – Мы находимся под новой постоянной станцией. Мы получаем здесь шаровые молнии и будем использовать их. Это «склад» шаровых. Все стеколевые гольдеры, как видите, заряжены. Сегодня вам придется дежурить здесь».
Отец Татьяны – Илья Акимыч – был изобретатель-самоучка и изучал грозы и шаровые молнии, пытаясь приспособить их энергию на пользу человеку. Он так и погиб в лесу после грозы во время своих наблюдений. Но его записи помогли Леониду решить проблему транспортировки шаровых молний на дальние расстояния. Тайна золотого кольца и мертвого человека на скамейке в итоге оказалась чуть лине шуткой, которая составила такую цепь событий, в результате которой Татьяна стала сотрудницей ЭИВРа, свидетелем создания шаровых молний и их отправки в Радийград – завод и поселок в тундре, построенный около огромного месторождения радия.
И спустя десятилетие Татьяна Ильинична вспоминала: «Все это было достаточно давно, мой друг. С тех пор тайна шаровых молний полностью разгадана. Леонид стал директором крупнейшего института. Он и его товарищи осуществили передачу электромагнитной энергии большими количествами уже не по одной, а по нескольким ионизированным трассам без проводов на тысячи километров. Для наших дней это так же просто и естественно, как восход и заход солнца».

© Виталий Карацупа, 2014