Архив фантастики
Summers, Joseph-Mary Augustus Montague
Саммерс Джозеф-Мари Август Монтегю
(10 апреля 1880 – 13 августа 1948)


История колдовства (2002)
История вампиров (2002)




Монтегю Саммерс
Этот человек, пожалуй, одно из самых эксцентричных явлений Англии 20-30-х годов XX столетия: якобы католический священник, зачастую одетый в форму, давно уже вышедшую из церковной моды. Гомосексуалист, глубокий исследователь колдовства и демонологии, солидный знаток английского театра эпохи Реставрации, корифей по части осведомлённости о страшных романах и – в меньшей степени – поэт и рассказчик. Его работы относятся в наши дни к большим редкостям на антикварном рынке книг, по крайней мере, в Англии и Америке.
Август Монтегю Саммерс родился 10 апреля 1880 года в Клифтоне (под Бристолем) в семье состоятельного банкира Августа Уильяма Саммерса (Augustus William Summers). Семья была большой: маленький Монти, как его называли позднее, имел ещё 5 сестёр и одного брата. Дети выросли в атмосфере уютного богатства. Вначале ему давали уроки дома, и только в 15 лет он, наконец, начал посещать клифтонский «Тринити колледж» (Trinity College), который покинул в апреле 1899 года, не пройдя 6-го и последнего, 7-го класса.
В автобиографии Саммерс подробно, с теплотой описывает своё детство в родительском доме Теллисфорд-Хауз (Tellisford House). Он мечтательно вспоминает о тихих часах в большой библиотеке подобного старинному замку имения родителей, где он познакомился с драматургической литературой, о своём игрушечном театре (он называл его всегда «театр миниатюр»), где он разыгрывал великие драмы и вырабатывал чувство к практике постановок. Тогда была заложена любовь к театральному искусству и старинным драматургам.
Ещё в школе молодой Саммерс, состоявший, как и вся семья, в англиканской церкви, увлёкся католицизмом, его роскошными ритуалами, задевающими все виды чувств. Несколько протяженных путешествий по Италии укрепили его в этой склонности. Пока что ему приходится жить вдалеке от столь любимой им духовной родины. С 1899 по 1903 годы Саммерс учится в Оксфорде. И вот там стало открываться его несколько необычное поведение. Так, со слов очевидцев, он жёг в своей комнате ладан. После Оксфорда он стал кандидатом в проповедники в Личфилдском теологическом колледже (Lichfield Theological College), где проучился 2 года. В 1906 году он получает степень магистра. Очевидно, в то время он опять отправился в долгие путешествия по Италии и до 1908 года практически не существует надёжной информации о жизни Саммерса.
Наконец, в 1908 году его посвящают в англиканские диаконы. Сначала он получил место в приходе в Базе, а затем в Биттоне (близ Бристоля). Кажется, что в это время с молодым духовным лицом что-то произошло. Один из друзей, навестивший его в Биттоне, позже писал, как застал Саммерса совсем другим. Новоиспечённый диакон в то время глубоко погрузился в изучение демонологии, был увлечён идеей зла, стал нервным, почти истеричным и утверждал, будто дом, в котором он живёт, навещают духи.
Уже в автобиографии Саммерс рассказывает о встрече с привидением в Теллисфорд-Хаузе, когда ему было около двадцати одного года. Однажды ночью он отправился из библиотеки, где засиделся за Платоном и другими книгами, через освещённый газовой лампой дом наверх в свою комнату. Он погасил свет на лестнице, зажёг его в собственной комнате, ещё бросил взгляд на затянутую тенью галерею и увидел там прошмыгнувшую женщину, одетую в чёрное. На ней был старомодный колпак как у квакера. Вот она уже открыла дверь в ванную комнату в конце галереи и исчезла в ней.
Саммерс сначала думал, что увидел одну из горничных, направляющуюся на тайное свидание, и предположил, что она спряталась в ванной комнате. Он вышел, направился к той двери и открыл её. Комната была пуста, и не было возможности спрятаться там или покинуть её через окно или другую дверь. На следующее утро молодой Саммерс спросил свою мать про эту странную ночную персону. Оказалось, что миссис Саммерс тоже не раз видела её. Более 50 лет тому назад в Теллисфорд-Хаузе жила эксцентричная, но безобидная старая дама, к которой точно подходило описание Саммерса.
Теллисфорд-Хауз оброс некоторым количеством историй о привидениях, отчасти пережитых Саммерсом лично, отчасти рассказанных свидетелями. Он твёрдо верил в возможность таких явлений; мир духов был для него реальностью. Так, можно исходить из того, что он и смутно обозначенные явления призраков в Биттоне воспринимал серьёзно.
В Биттоне он задержался не надолго, потому как вскоре вместе с ещё одним священником был обвинён в педерастии и вынужден был покинуть эту местность. Саммерса оправдали, правда, неизвестно, то ли по причине скудости улик, то ли в результате доказанной невиновности. Впрочем, акты по этому делу уничтожила Вторая мировая война.
Между тем он впервые выступил как автор на литературную сцену: в 1907 году вышел – со временем ставший крайней редкостью – том стихов «Антиной» и другие стихотворения» (Antinous and other Poems), напечатанный отчасти за свой счёт. Книга уже намекает, какие странные наклонности и пристрастия начинают формироваться в Саммерсе. Маленькая книжечка в элегантной голубой льняной отделкой с золотым тиснением и обрезом, вышедшая в Лондоне у Сисли (Sisley), содержит как пылкие религиозные стихи, так и те, которые можно назвать декадентскими. «Обад» (Aubade), например, описывает в искристых словесных одеждах чёрную мессу, а в стихотворении «Мертвому служке» (To a Dead Acolyte) проявляются отчётливо и на удивительно красивом языке гомоэротические наклонности Саммерса. Сегодня этот сборник в своем первом издании является большой антикварной редкостью. К счастью его переиздали в 1995 году. Он остался единственной вылазкой Саммерса в сад лирики, если не считать стихотворения «Садовый бог» (The Garden God), вписанное им в 1925 году в поэтический альбом одной молодой дамы. Эти стихи представляют собой смесь из произведений тогда высокопочитаемого Саммерсом Элджернона Суинбурна (Algeron Swinburne) и Бодлера, не дотягивая по глубине до обоих. Некоторые стихи латентно гомоэротичны, другие – всего лишь дань декаденсу. Один рецензент, к большой радости Саммерса, назвал эту книжечку «the nadir of corrupt and corrupting literature», т.е. «упадком продажной и развращающей литературы».
Саммерс нравился себе в позе декадента. Это позёрство и большое желание играть какую-нибудь роль, носить какую-нибудь маску были способом защиты от мира. Монтегю Саммерс
В 1909 году он перешёл в католическую веру, с которой уже давно заигрывал и которая стояла к его вере в сверхъестественные и невидимые миры добра и зла ближе, чем англиканское учение. Казалось, что именно эта тёмная сторона католицизма, дала решающий толчок к «перевоплощению» Саммерса. Отныне он назывался преподобный Альфонс Джозеф-Мэри Август Монтегю Саммерс. Он получил временную должность учителя в «Augustine’s House» в Уолворте (на юго-востоке Лондона), потом в качестве студента несколько месяцев посещал семинарию Св. Джона в Уонерше (Wonersh) и завершил изучение теологии в частном порядке в «St.George Kieran-Hyland» в Годалмине (Godalming). И 28 декабря 1910 года он получил тонзуру от епископа Саузворка (Southwark). По счастью ему не пришлось стричь затылок, как это было принято в старые времена, а пожертвовать лишь одним локоном своей шевелюры.
Тем самым он стал католическим клириком, но в священники посвящён пока не был. Состоялось ли это посвящение в самом деле, о чём с упорством твердит Саммерс с 1913 года, не ясно до сих пор. Его биограф Джозеф Джером (Joseph Jerome), публиковавшийся также под псевдонимами Брокард Сиуэл (Brockard Sewell) и О. Карм (O. Carm), придерживается взгляда, что Саммерса, вероятно, незаконно, но с точки зрения церковного права действенно посвятили в священники в Италии или же в Англии трудами какого-нибудь британского епископа-раскольника. Записей о посвящении не существует, как и его имени ни в одном из списков католических священников. Факт, что он никогда не занимал место главы прихода.
Впечатление, которое он оставил после себя в Личфилде и особенно в Уонерше, часто описывалось как «нездоровое», под чем, пожалуй, подразумевались не столько физические свойства.
После долгих путешествий – прежде всего по Италии – он, наконец, получил место учителя в «Herford Grammar School»; он преподавал латынь, историю, а позже ещё и английский, французский языки; далее, он хорошо говорил по-немецки. Поначалу он не мог жить на деньги от изданий, зачастую выходивших очень ограниченными тиражами для библиофилов, и поэтому многие годы работал учителем. Следуя высказываниям его прежних учеников, он был странным, но хорошим учителем. Педагогическую деятельность он поддерживал в различных школах, прежде всего лондонских, до 1926 года. Один из его учеников оставил нам описание внешности этого необычного школьного учителя»: он был всегда очаровательным и вдохновляющим собеседником и обладал находчивостью, которая порой могла причинить боль, но всегда была хорошо обоснована. Его одежда с максимальным приближением соответствовала его любимой эпохи реставрации и времён королевы Анны; он носил длинный сюртук, пурпуровые чулки, туфли с пряжками, имел при себе высокую трость с ручкой, а волосы с боков были коротко подстрижены, зато сзади отпущены в длину, так что всё это напоминало короткий парик.
В 1910 году, то есть ещё до начала своей педагогической деятельности в «Herford Grammar School», Саммерс познакомился с учёным и издателем Генри Булленом (Henry Bullen), основавшим издательство «Shakespeare Head Press» в Стратфорде-на-Эйвоне. Из этого знакомства, просуществовавшего до преждевременной смерти Буллена в 1920 году, выросли первые издательские работы Саммерса в области драмы, оказывающей на него еще с детских дней и времён игрушечного театра прямо-таки волшебную притягательную силу: в 1914 году он опубликовал в этом издательстве «Репетицию» Вильера (The Rehearsel by Villiers), а в 1915 году «Произведения госпожи Афры Бен» в 6 томах. Позднее в издательстве «Nonesuch Press» последуют произведения Конгрейва (4 тома, 1923), Уайчерли (4 тома, 1924), Шадуэла (5 томов, 1927), Драйдена (6 томов, 1931-1932) и Отуэя (3 тома, 1936).
Благодаря этим изданиям он приобрёл репутацию превосходнейшего знатока драмы эпохи реставрации, хотя его обвиняли во множестве ошибок и некачественных текстах, взятых за основу. Еще в области драматургии он написал 2 научные статьи – «Реставрация театра» (1934) и «Театр Пеписа (1935), а также библиографию «Библиография реставрированной драмы» (1935). По сей день большинство из этих изданий считаются настольным минимумом для специалистов-литературоведов.
В соответствии со своими склонностями Саммерс вступил в Британское Общество по изучению половой психологии. Там в 1919 году он сделал доклад по маркизу де Саду, вышедший в следующем году в печати в виде памфлета. Эта была первая самобытная публикация о де Саде в Англии. Саммерс был секретарём группы двух обществ и членом библиотечного комитета. В 1921 году он снова покинул общество.
Наряду с педагогической деятельностью Саммерс был к тому же театральным продюсером. В 1919 году он основал в Лондоне общество по презентации старинных драм «Феникс». До 1925 года оно вывело на лондонскую сцену двадцать шесть полузабытых пьес и тем самым сделало имя Саммерса ещё более знаменитым. Он стал настолько известен в Лондоне, что даже «Мэт» (Matthew Sandford), карикатурист «Evening Standard», изготовил крайне занятную карикатуру Саммерса. Примерно в 1926 году Саммерс заработал, наконец, достаточно денег, чтобы оставить место учителя и жить дальше в роли независимого учёного. В том же 1926-ом году на поверхность вылезла другая, более тёмная сторона странного священника.
Составитель «Истории цивилизации» Чарльз Кей Огден (C. K. Ogden) попросил Саммерса внести свою лепту в написание серии монографий по истории культуры, выходящей у Кегана Пола в Лондоне и Кнопфа в Нью-Йорке. Саммерс предложил работу по преследованию ведьм и Огден принял это предложение. Так 13 октября 1926 года вышла «История ведьмовства и демонологии», ставшая самой знаменитой его книгой, очень научным исследованием данного предмета, напичканным латинскими и греческими цитатами. Саммерс пишет в автобиографии, что первый тираж через 2 или 3 дня был раскуплен. В самом деле, этот том вызвал невероятную бурю. Спрашивается, что же такого необычного было в книге о преследовании ведьм, о котором уже прежде были написаны тысячи томов. Это был не столько отработанный крайне цветистый стиль Саммерса, и не его достойные восхищения знания деталей, а его точка зрения на вещи. В ней он впервые публично представлял своё понимание ведовства как реального преступления и законного сжигания ведьм. Как католическое духовное лицо он был убеждён в реальности дьявола и его адских полчищ. И в сообщениях старинных демонологов и процессуальных актах о ведьмах Саммерс видел ужасные деяния врагов божьих. В XVI или XVII столетиях его мнение представляло бы собой ещё один голос в каноне защитников процессов, но в XX столетии его точка зрения была немного своеобразной, если формулировать осторожно.
Он не сомневался, что в самом деле ведьмы были, и он не только извинял преследователей, он даже освящал их за поступки, благодаря которым ужасная секта ведьм была относительно обезврежена. Для читателей Саммерса эти тезисы были шокирующими, а для самого автора естественными и логичными. Давайте вспомним, что он верил в привидения и власть зла. Его мировоззрение можно назвать допросветительским. Наверняка, его необычные тезисы не были просто позой.
Существует слух, живший упорно долго и нашедший со временем относительное подтверждение: Монтегю Саммерс лично служил Чёрную мессу. Когда это происходило, неизвестно. По Джерому (биографу Саммерса) в 1913 году, по другому знатоку и автору эталонной биографии Саммерса, Тимоти Смиту, примерно в 1918 году. Смиту удалось раздобыть одного свидетеля, сообщившего об этой мессе, в которой кроме него и Саммерса участвовал ещё один юноша. Саммерс сам никогда не высказывался вслух об этом святотатстве. Его биограф предполагает, что его проклинание ведьмовства, магии, а также спиритизма, которое он рассматривал как скрытый пакт с дьяволом, объясняется его собственными, может даже увенчавшимися успехом чёрно-магическими усилиями. Ходит слух, будто во время этой мессы произошли вещи, сделавшие Саммерса пылким противником всякого общения с миром потустороннего. География ведьмовства (1927)
Чудовищный успех «Истории ведьмовства и демонологии» и волнение, вызванное его тезисами, вдохновили Саммерса на следующую работу, также вышедшую в серии «Истории цивилизации» и носившую название «География ведьмовства» (1927). В этом томе он повторял свою точку зрения на реальность сущности ведьмы и рассматривал историю ведьм под пространственным аспектом. Названия глав звучат так: «Греция и Рим», «Англия», «Шотландия» (эта дифференциация оправдана, так как шотландские процессы по многим пунктам отличались от английских и проводились куда суровее, в Шотландии было много созвучий с преследованиями в Центральной и Западной Европе), «Новая Англия», «Франция», «Германия», «Италия», «Испания».
Последовали три других весомых произведения на тёмные темы, однако, не достигшие ни по плотности ни по учёности первые два тома о ведьмах: «Вампир: Его знакомые и родня» (1928), «Вампир в Европе» (1929), «Оборотень» (1933). Последние три тома уже не были так популярны и в 1935 году были пущены в продажу по бросовой цене как с огорчением пишет Саммерс своем издателю Ч. К. Огдену. Позже он составил ещё два тома на эту тему: «Популярная история ведьмовства» (1937) и «Ведьмовство и черная магия» (1946), причём в них он крепко почерпнул из предыдущих трудов, не забыв подлить нового материала и, придав книгам более читабельную форму без избыточного балласта сносок, что делает эти тома очень даже рекомендуемыми для прочтения и отнюдь не лишают их научной глубины. До 1957 года вышло еще три издания «Ведьмовства и чёрной магии». Книга представляет собой хороший доступ к миру мыслей Саммерса и, кроме того, чудовищно детальный и информативный материал по магии, волшебным книгам и деяниям ведьм.
Параллельно к собственным произведениям о ведьмах, вампирах и магии он начал постепенно брать на себя издательскую деятельность в вышеуказанном жанре. В 1927 году он издал «De Daemonialitate» Лудовико Мария Синистрати. Синистрати родился в 1622 году в итальянском городе Амено и в 1647 году вступил во францисканский орден. Он написал несколько книг, среди которых самая важная по уголовному праву «De Delictis et Poenis». Одну главу из неё, о преступном телесном обхождении с демонами, он позже развил до самостоятельного произведения с названием «De Daemonialitate». Эта книга относится к одной самых странных во всей демонологической литературе. Поэтому не удивительно, что она привлекла Саммерса. Книга была написана в последние годы XVII столетия, но не напечатана. Лишь в 1872 году французский библиофил Исидор Лизо обнаружил манускрипт у одного лондонского антиквара и купил его. Три года спустя он издал её в самиздате тиражом в 598 экземпляров, поместив французский перевод рядом с первоначальным латинским текстом. Даже если Саммерс в предисловии к раздобытому им изданию утверждает, будто эта книга не содержит ничего, что шло бы наперекор учению святой матери церкви, всё же «De Daemonialitate» несёт в себе некоторые тезисы, однозначно стоящие на пути католической цензуры.
В этой книге представляется тезис, что инкубы и сукубы – то есть те мужские и женские демоны, с которыми якобы водятся ведьмы – не демоны, а звероподобные существа с душой, способной на спасение. Саммерс поясняет в обширном предисловии, что это не распространённое понимание инкубов и сукуб, в существовании которых он не сомневается. Вместе с тем мнение Синистрати ему тоже не кажется таким уж несправедливым.
Слегка (совсем слегка!) щекотливая тема этой научной работы привела к тому, что в 1934 году эту книгу вместе с книгой об одержимости обитательниц одного монастыря в 1652 году «Признания Мадлен Бэвент» (The Confessions of Madeleine Bavent), тоже изданной Саммерсом в 1933 году, запретили согласно «Акта о непристойных публикациях 1857 года» (Obscene Publications Act). Обе книги, якобы, содержали немало моментов неприличного содержания. Ещё сохранившиеся экземпляры были уничтожены, что является причиной большой редкости и дороговизны обоих томов в наши дни.
В 1928 году в издательстве «Cayme Press» Саммерс издал работу о коварном охотнике за ведьмами Мэтью Хопкинсе. Прилагался полный текст тоненькой книжицы самого Хопкинса «Обнаружение ведьм» (The Discovery of Witches).
В том же году вышел изготовленный Саммерсом перевод пресловутейшей из всех настольных книг о ведьмах «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum) в библиофильном оформлении у Родкера в Лондоне. Тираж составил 1275 экземпляров. Саммерс пишет в автобиографии, что все экземпляры были проданы в течении нескольких недель. Если верить его библиографу Джерому, то в 1932 году оставалось всё ещё несколько сотен экземпляров нераспроданными. Это доказывает, что нельзя безусловно и слепо верить всем указаниям Саммерса в автобиографии.
Быстрой чередой выходили другие классики демонологической литературы наряду с уже упомянутыми. К каждому из них Саммерс поставил весомое предисловие и детальные примечания: «An Examen of Witches» (Discours des Sorciers, 1929) Генри Богета (Henri Boguet), «Demonolatry» (Daemonolatreia, 1930) Николаса Реми (Nicolas Remy), «Discoverie ot Witchcraft Reginald Scot» (1930) и после смерти Саммерса «Pandaemonium» Ричарда Бовета (Richard Bovet). Впечатляющий список, охватывающий опять-таки только небольшую часть литературной и издательской деятельности энергичного Саммерса!
Вскоре после публикации «Молота ведьм» в 1929 году Саммерс переселился из Лондона в Оксфорд. В своём доме на Брод Стрит 43 он оборудовал молитвенный зал. Вместе с тем его часто видели читающим мессу в одной из католических церквей Оксфорда. Здесь его жизнь протекала спокойней, чем в Лондоне. Часто он окапывался в своём доме. Порой его можно было видеть в чёрном плаще и пухлым требником подмышкой, идущим по уличному водосточному жёлобу (не по тротуару! – интересный аспект для психологов) на мессу в Блэкфрайс (Blackfriars), приоратную церковь доминиканцев.
Между делом он сделал Гектора Стюарта-Форбса своим секретарём. С ним его связывала глубокая дружба. Стюарт-Форбс должен стать тем, кто по мысли Саммерса унаследует его состояние. О секретаре и его хозяине в Оксфорде стали распространяться дикие слухи: так люди шушукались, будто бы на публике появляются или Саммерс с секретарём или Саммерс с собакой (Саммерс был большим любителем собак и своего пса он назвал в честь знаменитого учёного времён Ренессанса Корнелиуса Агриппы) или секретарь с собакой, но никогда все трое вместе. Естественный вопрос: кто тут превращается в кого?
Другая легенда гласит: однажды постановили подчинить Саммерса божьему суду посредством святой воды. Ведь говорится, если поклоняющегося дьяволу окропить святой водой, тот поднимется в воздух и закрутится вихрем. Саммерса под каким-то предлогом заманили в комнату одного студента, и когда он, ни о чём не подозревая, вошёл в помещение, один иезуит окропил его святой водой. Саммерс хладнокровно улыбнулся и произнёс: «Отец такой-то, если бы Вы меня окропили на освящённой земле, я бы, естественно, взвился вихрем в небо». Существует много подобных историй из оксфордских времён.
В 1931 году Саммерс издал самую первую и самую удачную антологию с историями о привидениях: «Сверхъестественный однотомник» с подзаголовком «Being a Collection of Stories of Apparitions, Witchcraft, Werewolves, Diabolism, Necromancy, Satanism, Divination, Sorcery, Goetry, Voodoo, Possession, Occult Doom and Destiny» в издательстве Виктора Голланца (Gollancz) в Лондоне. Из всех его трудов этот, пожалуй, достиг самого высокого тиража. Первый тираж содержал 10 000 экземпляров и уже в 1935 году, пусть даже с тиражом в 1 000 экземпляров, отпечатан повторно. Со времён первого издания выходили бесчисленные перепечатки. Эта книга по сей день имеется в продаже. Страстный демонолог Саммерс делит книгу на два параграфа: §1: Призраки и ужас; §2: Культ дьявола, колдовство и учение зла. Каждый из этих параграфов в свою очередь делится на отделы с названиями: «Зловещие посещения»; «По ту стороны могилы»; «Возвращение мертвецов»; «Душа в очищающем огне»; «Чёрная магия»; «Оборотень», «Ведьмовство», «Вампир». Среди авторов – такие классики как Уильям Уилки Коллинз, Шеридан Ле Фаню, Амелия Эдвардс или Брэм Стокер, но и также тогда ещё почти неизвестные имена: Роджер Патер (Саммерс включил в антологию сразу три его истории). Книга Патера «Мистические голоса» (Mystic Voices), откуда взяты рассказы, которые в своей апологетской основной направленности можно сравнить с рассказами Роберта Хью Бенсона, была уже тогда довольно редкой. Эти вдрызг католические истории о привидениях были очень по душе священнику Саммерсу. Сегодня их можно рекомендовать лишь тем любителям жанра, которые ищут в нём мягкое и одновременно странное. Антология «Сверхъестественный однотомник» содержит 38 историй, уместившихся на 622 страницах – не самая объёмная антология фантастической литературы, когда-либо напечатанная, но, определённо, одна из самых значительных. Временные рамки простираются от авторов второй половины XIX века вплоть до современников Саммерса. Однозначный центр тяжести лежит на газетных публикациях с 1850 по 1900 годы, что придаёт антологии дополнительное очарование. В письме к Льюису Уилкинсону от 9 августа 1930 года Саммерс писал: «У нас есть детективные антологии и антологии на самые разные темы, но нет ни одной большой антологии историй о приведениях. Не стоит ли издать сборник с хорошими историями о привидениях последних ста лет? Не старые, вечно повторяющиеся рассказы, а хорошие старомодные истории из давно канувших в лету журналов! Я за всё время собрал около 60 или 70 таких публикаций. Следовало лишь только их переиздать в одном томе и снабдить небольшим примечанием об их происхождении... а также предварить книгу коротким введением. Чем не отличный рождественский подарок? Существует бесчисленное множество хороших историй, похороненных в журналах за 1850 по 1900 годы. Я спрашиваю себя, не подумает ли Голланц как следует над этим проектом». Голланц как следует подумал и очевидно пришёл к положительному результату – к очень большой радости всех любителей истории о привидениях. «Короткое введение» между прочим состоит из 29 плотно заполненных текстом страниц и относится к лучшему, когда либо написанному об истории о привидениях. В этом введении Саммерс выражает своё мнение: чтобы написать хорошую историю о привидениях необходимо верить в духов. Он подчёркивает, что сам он верит в привидения. Тем самым для него литературные и «реальные» привидения неотделимы друг от друга, почему он в своём введении также подробно останавливается на ранней, старинной литературе о привидениях. Особый вес в работе Саммерс возлагает на классическую античную литературу, средневековую и особенно на литературу Эпохи Возрождения, разбирая, например, произведения Лаватера (Lavater) «De spectris» или Ле Лойера (le Loyer) «IIII Livres des Spectres», стоящие его демонологически вышколенному духу ближе беллетристические работы. Всё-таки он даёт хороший очерк развития истории о привидениях, начиная с уолполовского «Замка Отранто». И само собой разумеется он оказывается также истинным знатоком классической и современной истории о привидениях. К его фаворитам в этой области относятся – наряду с Джеймсом и Вернон Ли – Ле Фаню, Роберт Хью Бенсон и Элджернон Блэквуд.
Далее он пространно цитирует, соглашаясь, М. Р. Джеймса и его указания к написанию историй о привидениях, которые последний изложил в своём собственном приложении к сборнику «Привидения и чудеса» (Ghost and Marvels, изд. «V.H.Collins», Лондон, 1924). Здесь он ещё раз выражает тот факт, что он сам верит в привидения, иначе бы он никогда не рискнул составить «Сверхъестественный однотомник» и написать вводную статью.
В 1932 году вышло американское издание «Сверхъестественного однотомника» в нью-йоркском издательстве «Doubleday, Doran & Company». Это, куда более редкое издание, не идентично английскому. Восемь историй было изъято, шесть других добавлено. Впрочем, Саммерс получил от «Gollancz» за этот труд 150 фунтов стерлиногов. Из этой суммы, не сказать чтобы маленькой, Саммерс должен был заплатить еще и гонорары всем владельцам авторских прав.
Для Саммерса очарование историй о привидениях состояло, очевидно, не в разрыве с реальностью, а в комфортности с собственной картиной мира.
Вторая антология, изданная Саммерсом, носила название «Викторианские истории о привидениях» и была опубликована в 1933 году в издательстве «Fortune Press» в Лондоне. Второй тираж в 4 000 экземпляров вышел в 1936 году в лондонском издательстве «Simpkin Marshall» с неизменённым содержанием и являлся куда более распространённым из обоих изданий. Антология объединяет на 335 страницах 14 историй таких авторов как Ле Фаню, Кэтрин Кроу, Фредерик Джордж Лорин или Том Худ и даёт очень пёструю картину викторианской эры. Сначала Саммерс напоминает нам, что этот период, стало быть, время правления королевы Виктории, как никак охватывает 63 года – с 1837 по 1901 годы; время больших социальных переворотов и технических новшеств. Поэтому Саммерс не хочет говорить об одной единственной эпохе, а подразделяет её на три интервала: с 1837 до смерти супруга королевы в 1861 году, годы траура до примерно начала 1880-х и, наконец, время до кончины королевы в 1901 году. Саммерс поначалу исследует общие литературные течения и течения в искусстве в целом, прежде чем обратится к истории о привидениях и разобрать особенно те рассказы и тех авторов, помещённых в антологии, в отличии к своему введению в «Сверхъестественном однотомнике», где он замахивается куда как дальше. И снова Саммерс сумел сообщить самую странную информацию об авторах, например, о кончине Кэтрин Кроу в состоянии душевного помешательства, равно как и её современницы Эммы Робинсон. Вновь Саммерс выражает свою мысль: автор историй о привидениях должен верить в сверхъестественное, потому что «мне кажется, если ни автор ни читатель не верят в духов и невидимый мир, история о привидениях невольно останется искусственной, пустой и поверхностной».
И, наконец, свою последнюю антологию Саммерс опубликовал в ноябре 1936 года под названием «Гримуар и другие истории о привидениях» в лондонском издательстве «Fortune Press». И эту подборку фантастических рассказов, происходящих главным образом из XIX века – опять здесь три истории Ле Фаню, столь высоко ценимого Саммерсом – предваряет изобилующее фактами предисловие охватом в 30 страниц. В нём Саммерс разбирает отдельные истории и преподносит ещё раз многие интересные детали информационного характера. Более того, складывается впечатление, что он первую историю антологии «Вампир» Полидори включил лишь для того, чтобы использовать удобный случай подробно сообщить о достопамятной встрече Байрона, Шелли, Мэри Гудвин и Полидори, так сильно повлиявшей на историю литературы. Вместе с тем эта антология примечательна ещё и по другой причине: она содержит оба единственных фантастических рассказа, когда-либо написанных Саммерсом. Это «Гримуар» (The Grimoire) и «Человек на лестнице» (The Man on the Stairs). «Гримуар» – примечательная история о дурной книге – один из лучших рассказов этого поджанра фантастики. Саммерс играючи влил в него свою большую демонологическую учёность. «Человек на лестнице» помечено в антологии как анонимное произведение, но сомнений нет, что и эта история – в лучшем смысле классическая история о привидениях – принадлежит перу Саммерса. Кстати, она даже некоторым образом опирается на факт из жизни автора, описанный в вышедшей после смерти автора в 1980 году в издательстве «Cecil Woolf» (Лондон) автобиографии «Китайские тени» (The Galanty Show). В предисловии к «Гримуару» он пишет: «По просьбе нескольких друзей, которым я в последние годы читал или пересказывал обе истории, я включаю сюда одну из моих собственных историй «Гримуар», а также «Человек на лестнице», автор которой предпочитает остаться анонимным. Публикуя эти две истории в первый раз, я выполняю обещание, данное мной Стюарту Мэршу Эллису, старому другу, которого больше нет среди нас. Едва ли кто другой обладал большими знаниями об историях о привидениях и больше ценил их чем он».
В 1934 году Саммерс покинул Оксфорд и переехал сначала в «Wykeham House» в Элрисфорд (Alresford, Гэмпшир), а 4 года спустя в Хоув (Hove). Там он посвятил себя своей третьей большой страсти, готическому роману. Карикатура М. Сэндфорда на Монтегю Саммерса (1925)
Уже в 1924 году он написал предисловие в 45 страниц к переизданию «Замка Отранто» вместе с пьесой «Мистическая мать» (The Mysterious Mother) Горация Уолпола, организованному Констеблом в Лондоне. Саммерс высокопарно расхваливал «страшный роман» Уолпола, что не совсем можно себе представить, если вспомнить этот скорее неуклюжий опус, и тем самым навлёк на себя негодование нескольких критиков. Так сэр Эдмунд Госсе, кстати, хороший приятель Саммерса и одна из важнейших фигур в поддержке театрального проекта «Феникс», писал касательно той сцены в «Замке Отранто», где портрет сходит со стены и расхаживает по полу: «Мне кажется, это глуповатое и абсурдное происшествие. Мистер Саммерс, возможно, ведомый издательским энтузиазмом, объясняет, что каждый, кто протестует против этой сцены «несёт в себе уникальный дефицит силы воображения и фантазии». Мне придётся склонить голову; до этого я всегда опасался, что имею дефицит силы воображения и фантазии, и теперь я это знаю».
Саммерс не давал лишить себя энтузиазма, порой сомнительного, и в 1927 году издал «Страшные тайны» (перевод романа «Гений» Гроссе в 2-х томах) в переложении и обработке П. Уилла, и в том же году «Духоборец Черного леса» Петера Тойтхольда, переведённого Лоуренсом Фламменбергом. Оба труда вышли в Лондоне у Роберта Холдена. Они должны были стать первыми в серии из семи готических романов, названных Джейн Остин (Jane Austen) в собственном романе «Аббатство Нортенгер» (Northanger Abbey). Но, к сожалению, дело дальше двух вышеназванных работ не пошло.
Всё-таки в 1928 году вышло одно переиздание готического романа «Zofloya, or The Moor» Шарлотты Дакре, лучше известной под именем Розы Матильды, тогда очень даже популярной писательницы. Первое издание романа в трёх томах увидело свет в Лондоне в 1806 году. В предисловии на 23 страницы Саммерс описывает не только жизнь и творчество Шарлотты Дакре, но и подробно останавливается на её кумирах, Левисе и Радклиф, о которых пишет куда больше чем об издаваемой писательнице. Эти сообщения «родственной информации» делают предисловия Саммерса к непосредственно разбираемым писателям настоящем кладезем необычной информации.
В 1938 году вышел труд «Готическое приключение», увесистое произведение в 443 страницы, пронумерованным тиражом в 950 экземпляров в издательстве «Fortune Press» (Лондон). Уже за 8 лет до того Саммерс создал план к этой фундаментальной книге и просил одного знакомого, заинтересовать идеей издательство «Gollancz», что, очевидно, тогда не удалось. Центр тяжести книги лежит наряду с М. Дж. Льюисом (M.G.Lewis), Фрэнсисом Лэтомом (Francis Lathom), Т. Дж. Хорсли Гартисом (T. J. Horsley Gurteis) и У. Х. Айрландом (W. H. Ireland), прежде всего, на ещё мало знакомых авторах страшного романа. В следующей книге, носящей название «Готический успех» (The Gothic Achievement), Саммерс запланировал разбор произведений Энн Рэдклиф, Шарлотты Дакре, Мэри У. Шелли, Мэтьюрина и других. К сожалению, эта книга к моменту смерти Саммерса была ещё не совсем закончена. Неизвестно, что стало с манускриптом.
В 1936 году Саммерс издал стихи поэта елизаветинских времён и современника Шекспира, Ричарда Барнфилда. Стихи, вышедшие тиражом в 500 пронумерованных экземпляров и ещё 20 лет спустя нераскупленные полностью, интересны только для литературоведов, но вводная часть примечательна, потому как представляет собой не только научную работу о Маркизе де Саде, но и его единственный разбор любви и в особенности её гомоэротической разновидности. Поэзия Барнфилда заклинает товарищество и склонность к мужской дружбе, имеет часто сильную гомоэротическую окраску, превозносимую Саммерсом в нежных словах и он ставит её в один ряд с греческими и римскими авторами, сравнивает даже со стихами Микеланджело, восхваляет её нежность и сладость, предполагая, что Ганимед, воспеваемый Варнфилдом в своих произведениях, был реальным человеком. О Саммерсе самом, впрочем, неизвестно, чтобы он когда-либо шёл на какие-нибудь более тесные отношения.
В году 1939-м Саммерс будто бы лично написал драму с названием «Уильям Генри». Речь шла о пьесе про плагиатчика Шекспира, Сэмуэля Уильяма Генри Айрланда. Известно, что манускрипт доведен до конца, но и его местонахождение не известно.
После начала Второй мировой войны Саммерс покинул Оксфорд со своим секретарём и другом Гектором Стюартом-Форбсом. После кое-каких блужданий они осели в Ричмонде (гр. Суррей). Здоровье Саммерса стало сдавать. Это и ещё смута войны стали причиной сильного ограничения литературной деятельности. И всё же он ещё раз взялся за одно мощное дело.
В 1940 году последовала «Готическая библиография», до сих пор лучшая – несмотря на некоторые ошибки – библиография готического романа, составленная Саммерсом главным образом на основе собственной огромной библиотеки. Из-за войны ему запретили проводить исследования на континенте, прежде всего в Парижской национальной библиотеке. Он слишком болезненно переживал, что его библиография по этой причине очень неполная. Таким образом он сильно полагался на известные тематические антикварные каталоги относительно тех произведений, которых он не имел лично или не смог найти в Бодлерианской библиотеке (Bodleian Library). Позже, однако, выяснилось, что один известный австралийский антиквар – и не только он один – имел привычку странно шутить, указывая в своих каталогах книги, которые никогда не существовали, например, «Скелетная церковь, или Кубок крови» (The Skeleton Church, or the Goblet of Gore, 1842) Томаса Пекета Преста, знаменитого автора романов-сенсаций. Подобные «книги» тоже входят в «Готическую библиографию» Саммерса. И всё-таки эта библиография по-прежнему лучшая в области страшного романа.
С 1943 года Саммерс пишет множество коротких статей для еженедельного журнала «Everybody’s», никогда не выходившие в форме книги. Издавать он стал мало. Примерно с 1946 года вокруг его имени наступило затишье. Здоровье продолжало угасать.
В последние годы он называл себя доктором литературы. Неизвестно, получил ли он в самом деле степень почётного доктора – как предполагает Джозеф Джером от какого-нибудь португальского или американского университета – или присвоил себе титул самовольно. Хотя заслужил он его в любом случае! Его даже позвали в один американский университет на должность профессора, но по соображениям здоровья и возраста он не смог принять предложение.
В начале 1948 года Саммерс начал писать автобиографию с названием «Китайские тени» (The Galanty Show) по заказу «Rider & Co». За несколько недель до смерти он завершил первую, законченную по замыслу часть, рассказывающую главным образом о страсти Саммерса к театру и содержащую лишь несколько небольших глав по ведовству и призракам. Должен был последовать второй том, но он, видимо, еще даже не был начат.
13 августа того же года Монтегю Саммерс умер в рабочем кабинете. На похоронах присутствовали кроме Гектора Стюарта-Форбса всего лишь четыре человека.
Стюарт-Форбс был определён по завещанию единоличным наследником Саммерса. Но и он был болен. Часть книг Саммерса он продал на аукционе «Сотбис». Аукцион состоялся 24 октября 1949 года. Саммерса любимый «Toy-Theatre» тоже пошёл с молотка под номером 121. Аукционный каталог позволяет заглянуть на интересную богатейшую библиотеку Саммерса, хотя многие номера предлагались партиями и поэтому не приведены по отдельности. Второй аукцион состоялся после ранней смерти Стюарта-Форбса, пережившего друга на неполные 2 года. Но ни на одном из аукционов не было продано литературное наследие Саммерса. Так что же произошло с его рукописными произведениями, с его фрагментами?
Его автобиография добралась до «Rider & Co», но там её не решились опубликовать. Она вышла лишь в 1980 году в «Woolf» в Лондоне, после того как Брокард Севелл, большой знаток и биограф Саммерса, обнаружил её у адвокатов покойного Стюарта-Форбса. И вокруг этой биографии плетётся маленькая история о призраках.
Севелл дал манускрипт тогда ещё неизвестной писательнице Муриэль Спарк, очень интересовавшейся Саммерсом и пожелавшей прочитать его непременно до публикации. Она читала его ночью в постели и положила манускрипт рядом с собой на прикроватный столик. Ночью она проснулась и вдруг почуяла присутствие странного мужчины с явно благими намерениями. Мужчина стоял рядом со столиком, склонившись над манускриптом. Сомнений не было – это был дух Монтегю Саммерса!
Остальная часть литературного наследия – среди него, очевидно, вторая пьеса под названием «Эдуард II», по крайней мере, частично завершённая биография о М. Дж. Льюисе (M. G. Lewis’e), несколько произведений, к которым Саммерс уже проделал обширную издательскую работу, и уже упомянутый «Готический успех» – остаётся пропавшей без вести. Стюарт-Форбс больше не выдержал большого дома в Ричмонде, утверждая, что там водятся привидения, и переехал в квартиру поменьше, прихватив все бумаги Саммерса.
Он не смог добраться до наследства и денег Саммерса, так как при составлении завещания закралась юридическая ошибка, и поскольку Стюарт-Форбс не имел собственного дохода, очень быстро накопилась задолженность по квартплате. Ему остались лишь посмертные литературные бумаги. Ходит слух, будто хозяйка жилья заставила его сделать залог и, воспользовавшись этой трагедией, прибрала все манускрипты Саммерса и продала неизвестному антиквару.
Могила Монтегю Саммерса долго была без надгробия. Его торжественно открыли только 26 ноября 1988 года на «Richmond Cemetary» на имя Саммерса и его друга Гектора Стюарта-Форбса. В качестве надписи на нём высечено предложение, с которым Саммерс, приведя в действие свой своеобразно высокий голос, обращался ко многим знакомым, когда случайно встречал их: «Tell me strange things» («Поведай мне о странных вещах»).
Монтегю Саммерс был одной из самых эксцентричных фигур и так богатого эксцентриками Лондона первой половины ХХ столетия. Иные люди считали его мрачным и жутким, но каждый, кто ближе узнавал его, описывал Саммерса как человека с юмором, остроумного и любезного собеседника с чувством товарищества. Казалось, всю свою жизнь он носил маску для внешнего мира, скоро ставшей его второй натурой: маску знатока оккультных наук, загадочного клирика, мистического, пропитанного тёмными знаниями учёного. Эйлин Гаррет (Eileen Garrett), президент парапсихологического общества в Нью-Йорке и издательница «Международного журнала по парапсихологии», встречалась с Саммерсом по разным поводам на вечеринках. У неё сложилось впечатление «он артист, который старается играть странную и мрачную роль». Она сравнила его с «человеком, пытающемся облачиться в чёрную мантию зла, но мантия не достаточна велика и открыта спереди». Неужели есть более острое словцо для меткого описания Монтегю Саммерса?
Произведения автора
    Составитель сборников
  • 1907 – «Антиной» и другие стихотворения» (Antinous and other Poems)
  • 1931 – Сверхъестественный однотомник (The Supernatural Omnibus). – изд. «Victor Gollancz» (Лондон), 1931. – 622 с. 10 000 экз. (п)
  • 1932 – Сверхъестественный однотомник (The Supernatural Omnibus). – изд. «Doubleday, Doran & Company» (Нью-Йорк). – 690 с. – [Это издание лишено восьми рассказов оригинального издания, но имеет шесть дополнительных рассказов:
      Ф. М. Кроуфорд. Верхняя койка (The Upper Berth by F. M. Crawford)
      М. Э. У. Фриман. Большая спальня (The Hall Bedroom by M.E.W. Freeman)
      М. Бирбом. Хилари Мэйтби и Стивен Бракстон (Hilary Maitby and Stephen Braxton by M. Beerbohm)
      Оскар Уайлд. Кентрвильское привидение (The Canterville Ghost by Oscar Wilde)
      Артур Мэчин. Сокровенный свет (The Inmost Light by Arthur Machen)
      А. Бирс. Проклятая вещь (The Damned Thing by A. Bierce)]
  • 1933 – Викторианские истории о привидениях (Victorian Ghost Stories). – изд. «Fortune Press» (Лондон), 1933. – 335 с.
  • 1936 – «Гримуар» и другие истории о привидениях (The Grimoire and Other Ghostly Tales). – изд. «Fortune Press» (Лондон)
  • 1937 – Шесть рассказов о привидениях (Six Ghost Stories)
  • 1947 – Грехи отцов (The Sins of the Fathers)
  • 1947 – Сверхъестественные истории (Supernatural Tales)

    Рассказы

  • 1933 – Призрачный оборотень (The Phantom Werewolf) // антология «The Werewolf». – изд. «Kegan Paul & Trence», 1933 – с.
  • 1936 – Гримуар (The Grimoire) // антология «The Grimoire and Other Supernatural Stories» / Ред. Монтегю Саммерс (Montague Summers). – изд. «Fortune Press», 1936 – с.
  • 1936 – Человек на лестнице (The Man on the Stairs) // антология «The Grimoire and Other Supernatural Stories» / Ред. Монтегю Саммерс (Montague Summers). – изд. «Fortune Press», 1936 – с.
  • 1948 – Меж прислугой (The Between-Maid) // газета «Everybody’s Weekly», 3 января – с.

    Стихотворения

  • 1907 – Обад (Aubade)
  • 1907 – Мертвому служке (To a Dead Acolyte)
  • 1925 – Садовый бог (The Garden God)

    Статьи

  • 1928 – Фриц Хаарман – «Ганноверский вампир» (Fritz Haarmann - “The Hanover Vampire”) // антология «The Midnight People» / Ред. Питер Хайнинг (Peter Haining). – изд. «Leslie Frewin» (Лондон), 1968 – с.15-21
  • 1929 – Постскриптум (Postscript) // антология «The Midnight People» / Ред. Питер Хайнинг (Peter Haining). – изд. «Leslie Frewin» (Лондон), 1968 – с.253-255

    Оккультные книги

  • 1926 – История ведьмовства (The History of Witchcraft and Demonology). – изд. «Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.» (Лондон)
  • 1927 – География ведьмовства (The Geography of Witchcraft). – изд. «Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.» (Лондон)
  • 1928 – Вампир: Его знакомые и родня (The Vampire: His Kith and Kin). – изд. «Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.» (Лондон)
      То же: Под названием «Вампиры и вампиризм» (Vampires and Vampirism) ISBN 0-486-43996-8
  • 1929 – Вампир в Европе (The Vampire in Europe). – изд. «Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.» (Лондон)
      То же: Под названием «Вампир в реальности и легендах» (The Vampire in Lore and Legend) ISBN 0-486-41942-8
  • 1933 – Оборотень (The Werewolf). – изд. «Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.» (Лондон)
      То же: Под названием «Оборотень в реальности и легендах» (The Werewolf in Lore and Legend) ISBN 0-486-43090-1
  • 1937 – Популярная история ведьмовства (A Popular History of Witchcraft). – изд. «Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.» (Лондон)
  • 1946 – Ведьмовство и черная магия (Witchcraft and Black Magic). – изд. «Rider & Co.» (Лондон)
  • 1947 – Физические явления мистицизма (The Physical Phenomena of Mysticism)

    Другие работы

  • 1903 – Св. Катерина из Сиены (St. Catherine of Siena)
  • 1904 – Лурд (Lourdes)
  • 1917 – Большая хозяйка рыцарского романа: Анна Рэдклифф (A Great Mistress of Romance: Ann Radcliffe)
  • 1919 – Джейн Остин (Jane Austen)
  • 1919 – Св. Антони-Мария Заккария (St. Antonio-Maria Zaccaria)
  • 1931 – Архитектура и готический роман (Architecture and the Gothic Novel)
  • 1934 – Реставрация театра (The Restoration Theatre). – изд. «Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.» (Лондон)
  • 1933 – Эссе в Петто (Essays in Petto). – изд. «Fortune Press» (Лондон)
  • 1935 – Театр Пеписа (The Playhouse of Pepys). – изд. «Kegan Paul, Trench, Trubner & Co.» (Лондон)
  • 1935 – Библиография реставрированной драмы (A Bibliography of the Restoration Drama)
  • 1938 – Готическое приключение: История готического романа (The Gothic Quest: a History of the Gothic Novel). – изд. «Fortune Press» (Лондон), 1938. – 443 с. 950 экз. (п)
  • 1939 – Уильям Генри (William Henry) – неизданная пьеса
  • 1940 – Эдвард II (Edward II) – пьеса
  • 1940 – Готическая библиография (A Gothic Bibliography). – изд. «Fortune Press» (Лондон)
  • 1948 – Китайские тени (The Galanty Show) – автобиография (издана в 1980 г.) – изд. «Woolf» (Лондон)
  • 19?? – Трактат о призраках (A Treatise of Ghosts Being the Psichologie or Teatise Upon Apparitions & Spirits of Disembodied Souls, Phantom Figures, Strange Prodigies & Of Other Miracles). – изд. «Fortune Press» (Лондон)

    Редактор книг

  • 1915 – Произведения госпожи Афры Бен (Works of Mrs. Aphra Behn). – изд. «William Heineman» (Лондон)
  • 1923 – Все произведения Конгрейва (Complete Works of Congreve). – изд. «Nonesuch Press» (Лондон)
  • 1924 – Все произведения Уайчерли (Complete Works of Wycherley). – изд. «Nonesuch Press» (Лондон)
  • 1927 – Все произведения Томаса Шэдуэла (The Complete Works of Thomas Shadwell)
  • 1927 – Шутки Ковент-Гарден (Covent Garden Drollery)
  • 1927 – Страшные тайны (Horrid Mysteries)
  • 1927 – Духоборец Черного леса (The Necromancer of the Black Forest)
  • 1927 – Синистрати. Демонология. (Sinistrati's De Daemonialitate)
  • 1928 – «Молот ведьм» Гейнриха Крамера и Якоба Спренгера (The Malleus Maleficarum of Heinrich Kramer and Jacob Sprenger) / Пер. Монтегю Саммерса (Montague Summers)
  • 1928 – Реджинальд Скот. Обнаружение ведьм (Reginald Scot. The Discovery of Witches). – изд. «John Rodker» (Лондон)
  • 1929 – Генри Богет. Осмотр ведьм (Henry Boquet, an Examen of Witches) / Пер. А. Э. Эшвина (A.E.Ashwin). – изд. «John Rodker» (Лондон)
  • 1929 – Компендиум (Compendium Maleficarum of Francesco Maria Guazzo) / Пер. А. Э. Эшвина (A.E.Ashwin). – изд. «John Rodker» (Лондон)
  • 1930 – Николас Реми. Демонология (Nicolas Remy, Demonolatry) / Пер. А. Э. Эшвина (A.E.Ashwin). – изд. «John Rodker» (Лондон)
  • 1936 – Все произведения Отуэя (The Complete Works of Otway)
Отдельные издания
  • История колдовства / Пер. А. М. Лотменцева. – М.: ОЛМА-Пресс, 2002. – 416 с. – (Зловещие страницы истории). 7 000 экз. (п) ISBN 5-224-03166-4
  • История вампиров / Пер. Р. Ш. Ахунова. – М.: ОЛМА-Пресс, 2002. – 448 с. – (Зловещие страницы истории). 5 000 экз. (п) ISBN 5-224-03411-6
Публикации в периодике и сборниках
  • Фритц Хаарманн – «Вампир из Ганновера»: [Статья] // Рука Дракулы. – М.: Фирма «Ф. Грег», 1992 – с.282-287 – [Глава из книги «Вампир: Его знакомые и родня» (The Vampire: His Kith and Kin, 1928)]
      То же: Под названием «Ганноверский вампир»: [Статья] / Пер. А. В. Чикина // Они появляются в полночь. – М.: Ренессанс СП «ИВО-СиД», 1993 – с.11-16
  • Постскриптум: [Статья] / Пер. А. В. Чикина // Они появляются в полночь. – М.: Ренессанс СП «ИВО-СиД», 1993 – с.252-254 – [Послесловие из книги «Вампир в Европе» (The Vampire in Europe, 1929)]
Творчество автора
  • 1964 – Тимоти д'Арк Смит. Библиография работ Монтегю Саммерса (d'Arch Smith, Timothy, A Bibliography of the Works of Montague Summers). – изд. «University Books» (Нью-Йорк)
  • 1965 – Джером Джозеф. Монтегю Саммерс: Памяти (Joseph Jerome. Montague Summers: A Memoir). – изд. «Cecil and Amelia Woolf» (Лондон)
  • 1991 – Брокард Сиуэлл. Поведай мне о странных вещах: Памяти Монтегю Саммерса (Tell Me Strange Things: A Memorial to Montague Summers). – изд. «The Aylesford Press»

  • Рец. на книгу Монтегю Саммерса «История колдовства» (М., 2002) // Библио-глобус, 2002, №4 – с.

© Вячеслав Короп, 2006