Главный герой романа Бернгарда Келлермана «Туннель» (Der Tunnel, 1913) – американский инженер и промышленник Мак Аллан, изобретатель алланита и творец одного из величайших технологических проектов всех времен и народов. Действие книги отнесено в ближайшее будущее. События происходят в Америке. Мак Аллан, владелец сталелитейных заводов в Буффало, достиг своего состояния благодаря уму, дерзости, упорства и непоколебимой твердости характера. Выходец с самых низов, он долго и кропотливо двигался вверх по «ценностной пирамиде» капиталистического мира. А когда изобрел необычайно твердый сплав, названный им алланитом (алмазная сталь), его дела пошли еще быстрей. Сорокалетний мужчина, полный сил, здоровья и спокойной выдержки, тем не менее, был довольно жестким и даже жестоким промышленником. Но рабочие его все же уважали, принимали за своего. Ведь когда-то Мак Аллан был веснушчатым коногоном в шахте.

К моменту начала действия в романе Мак вот уже три года как вынашивал свой грандиозный план. Он сделал все расчеты, спроектировал соответствующее оборудование, выполнил массу чертежей и подготовил подробный план строительства, но у него не было главного – начального капитала. А это должна была быть сумма во много раз превышавшая его возможности. Миллиарды и миллиарды. Зато и проект был грандиозным. Он вознамерился пробить под дном Атлантического океана туннель в две ветки, соединяющий Америку и Европу. А затем с континента на континент через промежуточные станции на Бермудских и Азорских островах по огромным металлическим трубам из алланита с бешеной скоростью будут нестись железнодорожные составы, будет проложена скоростная пневмопочта. «Туннель должен начинаться на сто километров южнее Нью-Йорка, у берегов Нью-Джерси, пройти под Бермудскими и Азорскими островами, коснуться северной части Испании и подняться на французском побережье Бискайского залива. Обе океанские станции, бермудская и азорская, необходимы по техническим причинам. Совместно с американской и двумя европейскими они образуют пять исходных точек для штолен туннеля».

Мак обратился к Чарльзу Хорасу Ллойду – железнодорожному магнату и банкиру, самому могущественному человеку в Соединенных Штатах и одному из богатейших людей мира. Он изложил старому финансисту свой план и в итоге, когда тот почуял небывалую выгоду, заручился его поддержкой. И с этого момента план Мака начал претворяться в жизнь. Сначала была организована компания по сбору средств, одновременно с этим начался набор работников для столь масштабной стройки. А это сотни тысяч человек с обеих сторон Атлантики. На постройку туннеля начали работать десятки и сотни заводов и фабрик, доставлявших на побережье сталь, древесину, стройматериалы, технику и еще множество других материалов и механизмов. Около входа в штольню образовался целый город, названный Мак-Сити.

Проектная продолжительность строительства – пятнадцать лет, в течение которых должно быть преодолено несколько тысяч километров ниже уровня морского дня. И грандиозное строительство началось с таким размахом, что мир был потрясен и удивлен. Мак Аллан пытался строго придерживаться плана строительства, не жалел сил и ресурсов, ни технических, ни человеческих. Прокладка туннелей шла сразу с двух континентов, но когда уже были пройдены несколько сотен километров, произошла катастрофа. Десятого октября, в первые недели седьмого года строительства во время бурения с американской стороны буровая машина пробила стену в большую подземную пещеру, где скопился под большим давлением газ. Произошел мощный взрыв, тысячи тонн породы понеслись по штольне, гибли люди, рушились крепежи и уничтожались машины. Весь туннель охватила паника, а последующий ужас от случившегося, где погибло несколько тысяч горняков, вылился в грандиозную забастовку и народные волнения. Взбунтовавшийся народ – рабочие и жены погибших – оказались силой мощной и беспощадной. Погибла Мод, горячо любимая жена Мака Аллана, умерла от нанесенных разъяренной толпой ран его нежная маленькая дочурка. Строительство остановилось.

В течение последующего года прокладка туннелей не возобновлялась, Мак, оплакивавший свою семью, уже почти потерял уверенность в своих силах, когда Ллойд помог инженеру вновь подняться на ноги и строительство постепенно начало набирать обороты. Мак все также возглавлял этот проект, спустя несколько лет он вторично женился на Этель, дочке Ллойда, у них родился ребенок. Берильные машины гудели, порода, из которой создавалась искусственная суша на нескольких участках пути, шла и шла к выходу из штольни. Благодаря финансовому гению Ллойда деньги на строительство не иссякали. И вот настала минута, когда этот фантастический проект был завершен. Туннели были проложены, хотя вместо рассчитанных пятнадцати стройка заняла более двадцати пяти лет. И седой, постаревший, чуть сгорбленный «несгибаемый Мак» с семьей, ближайшими помощниками и кучей репортеров с гордостью отправился в первый рей по трансатлантическому туннелю из Америки в Европу, проехав около пяти тысяч километров за сутки.

* * *

P.S. Роман «Туннель» вышел в 1913 году в берлинском издательстве «С. Фишер» и практический сразу же приобрел огромную популярность, что подтверждают итоги его продажи в Германии и последовавшие за этим многочисленные переводы на другие языки. Так за первые четыре недели был продано все 10 000 экземпляров первого тиража, а к концу года, еще шесть раз допечатывая книгу, издательство продало уже 100 000. Это произведение стало одним из самых успешных книг первой половины ХХ века. Для сравнения: роман «Смерти в Венеции» Томаса Манна, выпущенный в феврале 1913-го, был продан за весь оставшийся 1913 год в количестве 18 000 экземпляров, а отметки в 100 000 достиг лишь в 1930-е годы. Тогда как «Туннель» к 1940 году издательство «С. Фишер» выпустило в количестве трехсот с половиной тысячи экземпляров, а по всему миру общий тираж уже перевалил за миллион.


© Виталий Карацупа, 2023

НАВЕРХ