Жуков Иннокентий Николаевич
(17 октября 1875 – 5 ноября 1948)


Замок моей души (1913)
Русский скаутизм (1916)
Экспедиционный корпус учащихся Забайкальской области (1918)
Стаи волчат и птенчиков (1921)
Спутник сибирского скаута (1922)
Путешествие звена «Красной Звезды» в страну чудес (1924)
Приключения юных пионеров в Египте (1926)
Мертвый огонь (1928)
Начинающий скульптор (1931)
Педагогические парадоксы Иннокентия Жукова (2010)
Мертвый огонь (2012)



Иннокентий Жуков

Советский скульптор-самоучка, педагог и детский писатель, один из организаторов пионерского движения в СССР. Член МОСХ (Московского Областного Союза художников).
Родился на золотом прииске в посёлке Горный Зерентуй (Забайкалье, район Нерчинского завода). Он был пятым ребёнком (из восьми) в семье титулярного советника, управляющего Горно-Зерентуйским рудником Николая Михайловича Жукова и Агрипины (Агрофены) Афанасьевны Савинской. В возрасте 12 лет его отправили в Читу, где Иннокентий до 1895 года жил и учился в Читинской мужской гимназии. В период учёбы увлекался литературой, писал стихи, что и определило в дальнейшем выбор высшего учебного заведения. Здесь же он серьёзно увлёкся рисованием, лепкой из глины и вырезанием из дерева фигурок птиц, зверей и людей.
В 1895 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Во время учёбы женился на землячке Александре Ивановне Рындиной, с которой в 1900-1908 гг. нажил четверых детей. Участвовал в марксистских кружках, за что был исключен из состава студентов и выслан в Нерчинский Завод. Осенью 1899 г. восстановлен в университете, весной 1900-го вновь заключен в тюрьму на 3 месяца за хранение нелегальной литературы. Из-за этих политических репрессий диплом об окончании университета И. Жуков получил с некоторой задержкой, в 1902 году.
Сразу по получении диплома стал преподавать географию в коммерческом училище-гимназии Столбова. С тех пор преподавание географии стало его профессией на всю жизнь вплоть до выхода на персональную пенсию. В сентябре 1917 года Жуков с семьей переехал из Петрограда в Читу и поселился в доме сестры А. Н. Бек, где до 1922 года преподавал в гимназии и служил инструктором Отдела единой школы в Министерстве просвещения Дальневосточной Республики. Последним его местом работы была школа №41 Бауманского РОНО г. Москвы, где с 1925 года преподавал географию в старших группах. Скульптор Иннокентий Жуков у своих работ (1909 год)
Наряду с основной работой педагога, его любимым делом была скульптура. И хотя получить законченное образование в этой области он не имел возможности, всё же урывками брал уроки лепки и рисования в Академии художеств в Санкт-Петербурге и потом в Париже (в Академии Эмиля Антуана Бурделя, ученика Огюста Родена). В Париже Жуков оказался в 1912 году по стипендии, выхлопотанной друзьями и почитателями его таланта. Но начавшаяся Первая мировая война прервала эти уроки. Иннокентий Николаевич продолжал самосовершенствование в свободное от педагогики время и добился значительных успехов и известности в своей стране и Европе. Особенно этому способствовали его участие с 1906 года в т. н. Осенних выставках в Санкт-Петербурге (в галерее П. Ауэра) и массовый выпуск художественных фотооткрыток с изображением его скульптурных работ (1908-1912). Его произведения экспонировались на выставках в Петербурге-Ленинграде (1912, 1917, 1962 гг.), в Париже (1914), в Чите, Сочи (1930), в Москве (1928). Более тысячи скульптур из глины, гипса и цемента изваял И. Жуков, но все работы оказались рассеянными по частным коллекциям, музеям и паркам.
В 1911 году Иннокентий Жуков создал оригинальную книгу «Замок души моей: Поэма». Книга представляла собой фотографические снимки глиняных скульптур, которые (в отличие от классических) имели глаза со зрачками и смотрели на зрителя – то горестно, то лукаво. Да к тому же к этим изображениям белым стихом были сделаны подписи-комментарии. Примечательно, что с 1911 года книга выдержала несколько переизданий. Страница из журнала «Искры» (1910)
А в качестве педагога Жуков прославился своими многочисленными новациями и активным участием в детском движении – сначала скаутов, а потом пионеров. Скорее всего, именно во время поездки в Париж он впервые познакомится со скаутским движением Сетона-Томпсона. А по возвращении в Петербург в 1914 году, активно включается в создание скаутских организаций в России: редактировал журналы «Русский скаутизм. Краткие сведения о русской организации юных разведчиков» и «Петроградский скаут» (1915-1916), переработал книгу основателя мирового скаутского движения Р. Баден-Пауэлла «Юный разведчик. Руководство по скаутизму».
Летом 1914-1915 под Петербургом в селе Поповка он жил и руководит отрядом скаутов. Работал в мастерской на даче в лесу, а со скаутами занимался в пос. «Самопомощь». Скульптурная мастерская служила штаб-квартирой юных разведчиков. Три раза в неделю проводились занятия, где беседы о законах и заповедях скаутов чередовались с конкретными практическими делами, будь то помощь в постройке забора для местной гимназии, организация концерта, раскорчевка пней на участке или походы на реку Ижору, ночевки в палатках.
В 1916-м публикует книгу «Русский скаутизм» и становится секретарем петербургского отделения Всероссийского общества «Русский скаут» и «Петроградский скаут» (1915-1916). У него даже было своеобразное звание – «Старший друг разведчиков России». Также он являлся секретарем общества «Русский скаут» и обладателем единственного в своём роде почётного звания Старшего пионера РСФСР. В стремлении воспитывать у своих подопечных чувства интернационализма выучил сам и пропагандировал среди учащихся вспомогательный язык международного общения эсперанто. Этот язык он упоминал и в книгах для детей. Некоторые его произведения издавались в переводе на эсперанто, иногда – с параллельным текстом на русском.
В 1918 году в Чите предлагает организовать путешествие по Забайкалью, для чего смог собрать свыше семисот 10-14 летних ребят и назвал их «экспедиционным корпусом». Он планировал провести «великое путешествие через Забайкальскую область», но военное положение того времени не позволило осуществить это грандиозное начинание. С приближением отрядов Семенова к Чите Жукову пришлось распустить этот детский «экспедиционный корпус». Иннокентий Жуков рядом со своей скульптурой
Другим педагогическим опытом Жукова стал организованный им в 1922 году так называемый «Картофельный конкурс». Его поддержало Министерство народного просвещения Дальневосточной Республики. К участию в конкурсе приглашались все школьники Забайкалья. Желающие организовывали группы-объединения, выбирали участок земли, сажали картофель, обрабатывали, собирали урожай. В итоге более 500 протоколов от коллективных участников поступило в Министерство.
В 1922 году, Жуков участвует в работе с детьми при Центральном Комитете комсомола и Наркомпросе в Москве, и стоит у истоков пионерского движения. Именно тогда он вводит название «пионеры» для участников новой детской организации, девиз «Будь готов!» и ответное «Всегда готов!», а также, костер на пионерском значке и пионерский галстук – треугольный лоскут алой материи.
В январе 1922 года в журнале «Костер» в статье И. Жукова «Открытое письмо скаут-организациям: Обращение к РКСМ» впервые это слово применительно к детским организациям было высказано, как возможное для обозначения члена нового детского движения: «Слово «скаут», ненавистное РКСМ, пока еще малосведущему в вопросах педагогики, должно быть сохранено или, в крайнем случае, заменено словом «пионер» (культуры)». В его интерпретации слово «пионер» это не «первопроходец», как стали переводить впоследствии, а французский сапер, «солдат для земляных работ», а юный пионер – это юный сапер, мостящий пути для будущего. 23 марта 1923 года Иннокентий Жуков становится членом Главквартиры юных пионеров (ЦБ ЮП), и ему было присвоено звание «Старшего пионера Республики».
В 1924 года, после смерти В. И. Ленина и начавшейся активной политизации работы пионерской организации, И. Н. Жуков отошёл от практического сотрудничества с детским движением. Но работу над улучшением пионерской организации он так никогда и не прекращал. С 1923 по 1932 гг. он работал учителем географии и вожатым пионерского отряда в Москве. В 1924-1927 гг. публикует серию статей о практике пионерского движения. В августе 1929 года принимает участие в проведении Первого Всесоюзного слёта пионеров в Москве. Через год проводит работу по подготовке слета просвещенцев Бауманского р-на столицы, где получил Первую премию за ударничество. В августе 1940 г. встречается с Героем Советского Союза К. С. Бадигиным по вопросам дальнейшего развития пионерского движения в стране. В том же году на встрече в ЦК ВЛКСМ предлагает вернуться к методике скаутской системы, а в ноябре работает над проектом «Положение о Детской коммунистической организации им. В. И. Ленина». Страница с набросками Жуковым идеи учреждения при Наркомпросе штатной должности Робинзона Крузо и его помощника Пятницы (1922)
Иннокентий Николаевич, неисправимый романтик, который летом 1922 года даже предложил фантастический проект создания при Наркомпросе «штатной должности Робинзона Крузе и его помощника Пятницы», параллельно занимается скульптурой и написанием пропагандистских книг для детей: «Путешествие звена «Красной звезды» в страну чудес» (1923) и «Приключения юных пионеров в Египте» (1926).
В фантастической повести для школьников «Путешествие звена «Красной Звезды» в страну чудес» все дети Земли «все как один» становятся пионерами. Эта коммунистическая утопия рассказывает о том, как летом 1924 года звено пионеров из города Лысогорска отправилось в поход в лес. В первый же вечер, устраиваясь на ночевку, восемь мальчишек обнаружили странный светящийся люк, который перенес ребят в 1957 год – в мир победившей всемирной коммуны. В будущем они оказались на слете русских и бразильских пионеров, собравшихся на обследование Африки, которые рассказали пришельцам из прошлого о своей жизни и устроили экскурсию по стране. Ребятам представился мир «светлого будущего» со всеми его техническими новинками: огромные города с высокими стеклянными зданиями, высокоразвитая техника и приветливые люди, которые научились использовать лучевую энергию и управлять радиолетами. К тому же здесь был особенно развит язык эсперанто, который стал вторым родным для миллионов пионеров СССР. И хотя это путешествие в итоге оказывается коллективным (как это свойственно той эпохе) сном, дети, проснувшись, заключают: «А всё-таки это скверно, что мы не знаем языка эсперанто, ведь для международных съездов он незаменим!..»
Повесть первоначально печаталась в первом пионерском журнале «Барабан» в 1923-1924 гг. Но в нём вышла только её первая половина. Вторая – дописанная уже после смерти В. И. Ленина (глава «Беседа у костра на крыше») – впервые увидела свет уже в отдельном издании 1924 года.
Вторая его детская фантастическая повесть «Приключения пионеров в Египте» вновь предлагает читателям путешествие пионеров из звена «Красная Звезда», но теперь в прошлое. Во время пешего похода юных советских пионеров по Африке, они шли через пустыню, а во время ночного привала на поляну, где расположились пионеры, неожиданно приземляется аэроплан новейшей конструкции. Седой пилот представляется французом-археологом Гастоном Масперо, исследователем Египта, и приглашает ребят отправиться с ним в необычное путешествие – в Египет времен фараонов. И вот в сопровождении этого знаменитого египтолога, которого они запросто называют «дядя Масперо», ребята совершают путешествие в Древний Египет. Произведение представляет собой умелую популяризацию идеи длительной игры, где автор знакомит читателя с далеким прошлым Египта, политической и экономической жизнью его народа. Эту повесть автор издал еще раз через два года под названием «Мертвый огонь», но это была уже тщательно переработанное и дополненное произведение.
В 1931 году Иннокентий Николаевич уходит на пенсию. По ходатайству Пролетарского РК ВКП(б), поддержанного Н. К. Крупской, ему была назначена персональная пенсия, Московским комитетом партии и Моссоветом выделена студия для работы и квартира, после чего он в основном посвятил себя скульптуре. В том же 1931 г. по приглашению Н. К. Крупской, он становится сотрудником Государственного ученого совета (ГУС) по работе над школьными программами. Могила Иннокентия Жукова на Введенском кладбище
Уже на седьмом десятке лет, в 1941 году Жуков становится слушателем университета марксизма-ленинизма, который окончил после перерыва, связанного с войной, в 1946 году. Во время Великой отечественной войны, в 1941-1942 гг. он был эвакуирован из Москвы в г. Губаха (Пермская область).
Скончался Иннокентий Николаевич Жуков в Москве в 1948 году в возрасте 73 лет. Его похоронили на Введенском кладбище и согласно завещанию на памятнике сделали надпись: «Любите Родину, боритесь за неё и будьте первыми в труде!». Художественные произведения скульптора ныне хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), Пензенской картинной галерее, художественных музеях Иванова, Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева, в Читинском областном краеведческом музее и Читинском областном художественном музее. А в Музее истории народного образования Читинской области ему посвящен отдельный стенд.
Произведения автора
    Сборники
  • 2012 – Мертвый огонь: Приключения звена «Красной звезды»

    Повести

  • 1923 – Путешествие звена «Красной Звезды» в страну чудес
  • 1926 – Приключения юных пионеров в Египте
      То же: Под названием «Мертвый огонь»

    Рассказы

  • 1913 – Петр и Виталий
  • 1918 – Суд над пастушком Федоткой
  • 1918 – Буква ять

    Поэзия

  • 1913 – Замок моей души

    Учебно-воспитательные книги

  • 1916 – Русский скаутизм
  • 1918 – Стаи волчат
      То же: Под названием «Стаи волчат и птенчиков»
  • 1918 – Экспедиционный корпус учащихся Забайкальской области
  • 1919 – Новые инсценировки
  • 1919 – Игры: 31 игра из числа наиболее употребительных в школьной практике
      То же: Под названием «Игры: 34 игры из числа наиболее употребительных в школьной и скаутской практике»
  • 1921 – Игра в труд в педагогике
  • 1921 – Программы скаутских занятий
  • 1922 – Спутник сибирского скаута
  • 1922 – Экспедиционный корпус
  • 1931 – Начинающий скульптор

    Фильмография и экранизации

  • 198.. – Скульптор Иннокентий Жуков (СССР) – документальный фильм
  • 198.. – Старший пионер республики (СССР) – документальный фильм
Награды и звания
  • 1945 – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
Отдельные издания
  • Замок моей души: Поэма / С портретом автора и иллюстрациями-репродукциями со скульптур И.Жукова; Рис. на обл. И. Крайтон. – М.: Издание В. Л. Древс, 1913. – 52 с. 1 000 экз. (о)
  • Замок души моей: Поэма. – Чита: Редакция журнала «Театр и искусство», 1921. – 52 с. (о)
  • Путешествие звена «Красной Звезды» в страну чудес: Повесть / Рис. С. Варича. – Харьков: Всеукраинское общество содействия юному ленинцу, 1924. – 104 с. – (Библиотека юного ленинца, выпуск №22). 35 коп. (о)
  • Приключения юных пионеров в Египте: Повесть с рисунками Коли Сабирова и египетского парня Фоше. Оба они были очевидцами всех событий, о которых рассказывается в этой книжке. – Харьков: Юный ленинец, 1926. – 80 с. – (Библиотека юного ленинца, выпуск №96). 27 коп. 15 000 экз. (о) – [На обложке указано название: «Приключения пионеров в Египте»]
  • Мертвый огонь (Приключения юных пионеров в Египте): Повесть с рисунками Коли Сабирова и египетского парня Фоше. Оба они были очевидцами всех событий, о которых рассказывается в этой книжке / Обложка М. Родионова. – М.-Л.: Госиздат, 1928. – 112 с. – (Новая детская библиотека). 50 коп. 7 000 экз. (о)
  • Мертвый огонь: Приключения звена «Красной звезды»: Фантастические повести / Обложка Б. Покровского. – Екатеринбург: Издательский дом «Тардис», 2012. – 142 с. – (Фантастический раритет, вып.118). 1 000 экз. (с.о.)
      Путешествие звена «Красной звезды» в страну чудес – с.5-68
      Приключения юных пионеров в Египте – с.69-141
Публикации в периодике и сборниках
  • Петр и Виталий: Рассказ // Гелиос, 1913, №1 – с.27-29
  • Путешествие Красной Звезды в Страну Чудес: [Повесть] // Барабан (Москва), 1923, №3 – с.25-28, №4 – с.20-24; 1924, №1(6) – с.19-22, №3(8) – с.11-14
Публицистика
  • Моё творчество: Моя жизнь // Журнал журналов (СПб.), 1915, №2 – с.4-51
  • Странное в природе // Аргус (СПб.), 1916, №4 – с.71-76
  • Цели и задачи скаутизма в России // Скаутизм в России: Труды Первого съезда по скаутизму 26-30 декабря 1915 г. В Петрограде. – Пг.: Типография журнала «Спорт и Фавориты», 1916 – с.
  • Школа и два пути воспитания // Думы забайкальского учителя, 1917, №365 – с.33-37
      То же: Скаут русского Севера, 1918, №2 – с.
  • Мысли о скаутизме // Скаут русского Севера, 1918, №2 – с.
  • Родина и скаутизм // Забайкальский скаут, 1918, №4 (июнь) – с.7
  • Скаутизм и социализм // Забайкальский скаут, 1918, №4 (июнь) – с.
  • Новые основы социального воспитания // Вестник просвещения, 1921, №2 – с.36
  • Сценические импровизации в школе // Вестник просвещения, 1921, №2 – с.
  • Основные тезисы социального воспитания // Вестник просвещения, 1921, №3 – с. , №4 – с.
  • Социальное воспитание в деревне // Думы забайкальского учителя, 1921, №21-22 – с.
  • Скаутинг извращённый и настоящий // альманах «Слова и пятна» (Чита), 1921 – с.
  • Открытое письмо скаут-организациям: Обращение к РКСМ // Костер, 1922, №1 – с.8
  • Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогики // Вестник скаута, 1922, №8 – с. , №9 – с.
      То же: Игра и детское движение. – М.: НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992 – с.
  • Отзыв на книжку Н. К. Крупской «РКСМ и бойскаутизм» // Юный коммунист, 1922, №10-12 – с.
  • Экспедиционный корпус (итоги одного педагогического опыта) // Народное просвещение, 1923, №6 – с.43-48
      То же: Под названием «Экспедиционный корпус 1918 года» // Первое сентября (Москва), 2003, №22 (29 марта) – с.
  • Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогики // А. Гастев. Юность иди! – М.: ВЦСПС, 1923 – с.51
  • Детское движение и трудовая школа // Трудовая школа в свете истории и современности. – М.-Л., 1925 – с.197-208
  • Как я лепил «Октябрёнка» // Пионер, 1928, №21 – с.
  • Слово зрителя // Советское искусство, 1937, 23 июля – с.
  • Школа и два пути развития // Игра и детское движение. – М.: НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992 – с.
  • Письмо О. И. Пантюхову // Ю. Кудряшов. РСД. Документы и материалы. – Поморский университет, 2000 – с.
Учебно-воспитательные книги
  • Русский скаутизм: Краткие сведения о русской организации юных разведчиков. – Пг.: Издательство В. А. Березовского, 1916. – 32 с. 35 коп. (о)
  • Стаи волчат. – 2-е изд. – Пг.: Товарищество Березовского, 1918. – 32 с. (о)
  • Экспедиционный корпус учащихся Забайкальской области. – Чита: Издание газеты «Думы забайкальского учителя», [1918]. 20 коп. (о)
  • Новые инсценировки. – Чита, 1919. – 24 с. (о)
  • Игры: 31 игра из числа наиболее употребительных в школьной практике. – Чита: Забайкальское областное землячество, 1919. – 16 с. (о)
  • Стаи волчат и птенчиков: Длительные воспитывающие игры. – 2-е дополненное издание. – Чита: Газета «Думы забайкальского учителя», 1921. – 32 с.
  • Игра в труд в педагогике (на правах дискуссии). – Чита, 1921.
  • Программы скаутских занятий: Руководство для скаутмастеров и патрульных / Пер. Г. Я. Раудкеп. – Чита, [1921]. – 122 с.
  • Спутник сибирского скаута. – Чита: Читинская дружина скаутов, [1922]. – 80 с. Тираж не указан (о)
  • Игры: 34 игры из числа наиболее употребительных в школьной и скаутской практике. – 2-е изд. испр. и доп. – Чита: Утёс, 1922. – 16 с. (о)
  • Экспедиционный корпус (опыт длительной игры). – Чита, 1922
  • Начинающий скульптор: Руководство по экспрессивной лепке. – М.: Молодая гвардия, 1931. – 48 с. 20 коп. 10 000 экз. (о)
  • Русский скаутизм / Репринтное издание 1916 года. – Ереван, 1991
Творчество автора
  • Памятка о скульпторе И. Жукове. – Л., 1964
  • Каталог выставки. – Чита: Читинский областной краеведческий музей 1975. – 33 с. (о)
  • Л. Горбунова. Скульптор Иннокентий Жуков. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1977. – 128 с. – (Замечательные люди в Сибири). 23 коп. 5 000 экз. (о)
  • Выставка скульптуры И. Жукова: К 120-летию со дня рождения: Буклет. – Чита, 1995
  • Педагогические парадоксы Иннокентия Жукова / Сост. и ред. И. В. Руденко. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2010. – 162 с.
  • Людмила Горбунова. Скульптор Иннокентий Жуков: Осенние выставки (1906-1912). – Чита: Палитра, 2012. – 168 с. (о) ISBN 978-5-903325-21-4

  • Скульптор-самоучка (И. Н. Жуков и его работы) // Искры, 1910, №48 – с.383
  • [Об И. Н. Жукове] // К. Дубровский. Рождённые в стране изгнания. – Петроград: Типография Виктория, 1916 – с.
  • А. В. Луначарский. Иннокентий Жуков // Красная нива, 1926, №19 – с.
  • Тов Кук возвращается в Англию // Комсомольская правда, 1926, 30 декабря – с.
  • Л. Кассиль. Радио в скульптуре // Радиослушатель, 1927, №4 – с.
  • Песни гнева, любви и победы // Рабочая Москва, 1927, 30 ноября – с.
  • Жуков Иннокентий Николаевич // Сибирская советская энциклопедия. Том 1. – М., 1929 – стб.967-968
  • Жуков Иннокентий Николаевич // Большая советская энциклопедия. Том 25. – М., 1932 – стб.600
  • Г. Карин. Скульптор-сибиряк Иннокентий Жуков // альманах «Забайкалье», 1949, №3 – с.
  • [Об И. Н. Жукове] // Вл. Дмитревский. Бей, барабан!: Повесть. – Л.: Госдетиздат Минпросвета РСФСР, 1961 – с.
  • В. Яковлев. Скульптор и педагог // Народное образование, 1966, №7 – с.
  • [Об И. Н. Жукове] // В. В. Лебединский. От первых детских коммунистических групп к массовой пионерской организации / Эстафета пионерских поколений. – М., 1972 – с.37
  • [Об И. Н. Жукове] // Н. А. Луначарская-Розенель. Память сердца: Воспоминания. – М.: Искусство, 1975 – с.
  • Э. Я. Гробинь. Современность и искусство // Школа и семья, 1975, №10 – с.
  • С. Красноштанов. Старший пионер республики // Дальний Восток, 1979, №8 – с.
  • [Об И. Н. Жукове] // И. Г. Гордин. Этапы пионерского пути. – М., 1982 – с.33
  • Жуков Иннокентий Николаевич // Художники народов СССР: Библиографический словарь. Том 4. Книга 1. – М.: Искусство, 1983 – с.141
  • [Об И. Н. Жукове] // Владимир Чивилихин. Дорога: Из архива писателя. – М.: Современник, 1989 – с.
  • [Об И. Н. Жукове] // Игра и детское движение: Брошюра. – М., 1992 – с.5
  • Жуков Иннокентий Николаевич // Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. Том 1. – М.: БРЭ, 1993 – с.310
  • Жуков Иннокентий Николаевич // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. – Минск: ИКО «Галаксиас», 1995 – с.237
  • [Об И. Н. Жукове] // Ю. В. Кудряшов. Российское скаутское движение. – Архангельск, 1997 – с.318
  • [Об И. Н. Жукове] // В. С. Зотов. Из истории скаутского движения в России в 1909-1926 годы / Издание рукописной монографии 1978 года. – М., 1998 – с.87
  • А. В. Константинов, А. Ю. Федосеев, Э. М. Рафибеков. У истоков детского движения в Забайкалье: от скаутов к юнисам // Народное образование Забайкалья: история и опыт. – Чита: Поиск, 2000 – с.91-97
  • Жуков Иннокентий Николаевич // Календарь знаменательных дат Тосненского района 2000 года. – Тосно, 2000 – с.44-46
  • Е. Г. Иманакова. Тема детства в творчестве И. Жукова // Забайкалье: Судьба провинции: Вып.3. – Чита, 2001 – с.
  • М. Богуславский. Иннокентий Жуков – «Отец» русских скаутов // Лидеры образования, 2002, №3 – с.
  • [Об И. Н. Жукове] // Забайкалье: Энциклопедия. Том 2. – Новосибирск, 2003 – с.
  • Жуков Иннокентий Николаевич // Детское движение: Словарь-справочник. – М., 2005 – с.390-396
  • И. Петухова. Воспитание патриотизма в скаутских организациях России начала XX века // Инженер, 2006, №4 – с.
  • Д. Быков. Юные саперы // Собеседник, 2008, №19 – с.
  • И. В. Руденко. Общественно-педагогическая деятельность Иннокентия Николаевича Жукова // Гуманитарный вектор, 2009, №1 – с.14-20
  • А. В. Константинов. Скауты и юнисв И. Н. Жукова // Гуманитарный вектор, 2009, №1 – с.21-25
  • Владимир Боже. Товарищ Жуков // Ключевые люди (Челябинск), 2012, №5 (ноябрь) – с.78-81
  • Р. В. Ковшов. Создание И. Н. Жуковым массовых сюжетно-ролевых игр в России // Опыт, 2013, №148 (июнь) – с.14-19
  • Я. И. Кот. Длительная ролевая игра Иннокентия Жукова // Ролевые игры: Глядим назад, следов не видя там: Сборник статей. – М.: Ролевой конвент «Комкон», 2013 – с.
  • [Об И. Н. Жукове] // Кто и как управляем миром. – М.: Центрполиграф, 2014 – с.

© Виталий Карацупа, 2001-2015