• То же: В рус. пер. «Победоносец»

Итак, прошло уже семь сотен лет после прибытия на Луну первых людей с Земли, которые волей-неволей стали основателями цивилизации лунных жителей. Во втором романе «Лунной трилогии» Ежи Жулавского «Победитель» (Zwycięzca, 1908) читатель встречается уже с новыми персонажами и окунается в непростую ситуацию, когда на Луну прибывает еще один космический корабль. К этому времени здесь сформировалось вполне зрелое общество, политически, экономически и технологически схожее с земным периодом развития человеческой цивилизации начала христианской эры. К описываемому в романе времени на Луне сформировалось государство религиозного типа, во главе которого стоит первосвященник, а центральная идея, объединяющая общество – согласно предсказанию пророчицы Ады приход к ним так называемого Победителя. Он есть не кто иной, как тот самый бессмертный Старый Человек, улетевший когда-то на Землю. Но он должен обязательно вернуться и возглавить непобедимую армию, которая уничтожит извечных врагов лунных жителей – шернов и выворотней.

Шерны – лунные аборигены, умирающая цивилизация летающих созданий, хитрых, страшных и кровожадных созданий, которые понимают речь, но изъясняются при помощи цветных пятен на лбу. Отдаленно похожие на летучих мышей, меньшие в размерах, после череды смертельных битв, они смогли подчинить себе лунных людей. Наподобие татаро-монгольской орды, они разрешали жить на небольшом участке обратной стороны спутника земным потомкам, с которых собирали ежегодную дань. Выворотни же были теми же самыми людьми, рожденными от женщины, но зачатие происходило после наложения крылатой лапы шерна на женское тело. Они прислуживали шернам наподобие турецких янычар, всегда готовые погибнуть ради блага своих властителей. И вот теперь в полярные области Луны, где уже много веков жили монахи-одиночки – Братья в ожидании – прибыл космический снаряд с землянином на борту.

Молодой ученый из богатой семьи по имени Марк решил отправиться на Луну с целью узнать, что же на самом деле случилось с потомками предыдущей неудачной лунной экспедиции. И он с помощью своего друга Яцека, построившего космический корабль, осуществил задуманное. Главное, что в отличие он предыдущего космического аппарата, этот был способен вернуть путешественника обратно на Землю. И прибыв на Луну, в глазах здешних жителей, потомков землян, Марк был никем иным как тем самым Победителем, который избавит их от неволи и уничтожит всех шернов и выворотней.

В этой книге, в отличие от первого романа трилогии, нет научной составляющей. Автор сосредоточился на общественно-политическом аспекте развития общества и происходящих событий. А события после прибытия Марка для местного населения начали развиваться в ускоренном темпе. Первосвященник Крохабенна, мудрый старец, многие годы правивший лунянами, не воспринял Марка в качестве Победителя, и добровольно сложил с себя обязательства. Трон властителя захватил Элем, недавний главный Брат в ожидании, ставший теперь первосвященником. Зато Ихазель, внучка Крохабенны, не только полностью восприняла Марка как Победителя, но и безумно влюбилась в этого большого, ростом в два раза выше любого из лунян, и, конечно же, храброго пришельца.

Больше года провел Марк на Луне. Он принял на себя сан Победителя, собрал сравнительно большую армию, научил их изготавливать и пользоваться огнестрельным оружием и довольно быстро смог освободить большие области от шернов. И хотя было уничтожено огромное количество этих кровожадных созданий, не различающих земные понятия о добре и зле, дойдя до горной местности, Марк со своей армией вынужден был остановиться и даже отойти от ранее занятых позиций. В итоге ореол Победителя несколько потускнел и его перестали воспринимать как бессмертное божество. Тем более, что в то время пока Марк и его главный военачальник Ерет сражались с врагом, в столице Элем по сути стал диктатором, сосредоточил всю власть в своих руках и очень хитро способствовал тому, чтобы убрать с дороги своего главного соперника – Победителя. И это ему удалось.

Люди перестали верить в приход избавителя, а некоторые даже в открытую противились этому и проповедовали, что на Земле не существует жизни, что Марк прибыл не с Земли, а с дугой стороны Луны, где живут вот такие как он великаны. И двое из самых яростных таких проповедников по имени Рода и скептически настроенный Матарет вознамерились практически доказать свою правоту – исследовать летающий снаряд Марка. Вместе с группой единомышленников они добрались до оставленного в Полярной области корабля, смогли его открыть, а когда осматривали его внутренность, случайно нажали на кнопку взлета и... унеслись в мировое пространство! Когда у них из-под ног с ужасающей быстротой уносилась прочь Луна, только тогда пришло осознание того, что Победитель-то, оказывается, правду говорил.

В финале романа Победоносца, начисто забыв о его роли в уничтожении шернов и намерениям привнести более справедливые общественные законы, признают в качестве шарлатана, который сманивает людей на гибель в заморском краю, чтобы отвлечь их внимание от поисков рая на другой стороне Луны. В итоге его казнят, привязав к деревянному столбу и забив камнями. Подобно земному Иисусу Христу, Марк принял мученическую смерть во имя здешнего населения, но согласно сложенной позже легенде после этого воскрес. «Среди ночи вдруг сделался небывалый свет и с ужасным громом, словно тысяча молний разом ударила, явилась светлая машина Победителя, вся в сиянии пламени, и остановилась возле кургана на морском берегу. И встал Победитель из-под камней, что навалили на него, молодой и светлый, а на лучезарном его теле никаких ран и следа не было. Ступил на верхушку того кургана, машину кликнул, а та, как послушный пес, знающий хозяйский зов, сделала круг и легла к его ногам. Вошел в нее Победитель, пролетел в сиянии над городом и понесся к звезде Земле, к своей и нашей родине».


© Виталий Карацупа, 2023

НАВЕРХ