• То же: В рус. пер. «На серебряном шаре»
  • То же: В рус. пер. «На Луне»
  • То же: В рус. пер. «Утраченный Рай»

Время действия романа Ежи Жулавского «На серебряной планете» (Na Śrebrnym Głobie, 1901) – начало-середина 21-го века. Это следует из его первых страниц, где сказано, что «фантастической идее Жюля Верна наконец-то предстояло осуществиться – через сто с лишним лет после смерти ее автора» и «миновало почти полвека с тех пор, как отправилась на Луну двойная экспедиция...». Французский фантаст скончался в 1905 году, следовательно, на Луну отправился очередной снаряд с экипажем примерно в 2010-м плюс-минус годах. А начало повествования отнесено еще на пять десятков лет. Получается, примерно 2060 год.

Итак, середина 21-го века. Неожиданно на Землю прибыло послание с Луны в формате рукописи, где была подробно описана и сама экспедиция пяти человек на спутник и дальнейшая жизнь на нем в течение десятков лет.

Началось все с воплощения идеи Жюля Верна о том, чтобы отправить управляемый снаряд на Луну. Для этого в Конго на африканском побережье было вырыто и соответствующим образом подготовлено огромное отверстие в земле, обложенное листовой сталью, которое являло собой ствол, откуда и вылетел по направлению к спутнику Земли снаряд из пяти человек. Совсем недолгое время с ним поддерживалась связь по беспроволочному телеграфу, но затем сообщения прервались и дальнейшие события полета и прилунения оказался для землян неизвестны. Через некоторое время был предпринят второй старт с двумя французами, братьями Ремонье, на борту, но и их судьба оказалась также неизвестной для жителей нашей планеты. Прошло полвека, память об этой удивительной экспедиции уже почти стерлась, покуда около одного из поместий не упал большой метеорит, оказавшийся на поверку металлическим ядром, внутри которого была вложена рукопись на польском языке. Из нее-то человечество, наконец, и узнало все подробности небывалого путешествия и трагедию первого в истории Земли полета в космос на другое небесное тело.

Интернациональный экипаж снаряда состоял из пяти человек. Идейным вдохновителем и организатором был ирландский астроном О'Теймор, его техническим помощником являлся португальский инженер Педро Фарадоль; англичанин Томас Вудбелл состоял в качестве врача и, наконец, Марта – дочь индийского богача и невеста Томаса. Финансировал это предприятие поляк Ян Корецкий – пятый в экипаже. В довершение были еще и собака по кличке Селена с двумя щенятами.

Полет к спутнику прошел в основном нормально, но вот приземление оказалось очень жестким, что и привело к смерти О'Теймора и серьезному ранению Вудбелла. Томас прожил еще некоторое время, но по пути с обращенной к земле стороны Луны на темную сторону он также скончался. Оставшиеся в живых три человека были потрясены случившимся и уже невольно жалели о своем безумном поступке. К тому же через некоторое время они наткнулись на еще один снаряд с двумя трупами – погибшими при посадке братьями Ремонье. Цель же землян состояла в том, чтобы добраться до обратной стороны Луны, где по расчетам должен быть воздух для дыхания и вода. Свой снаряд, в котором они пролетели тысячи километров в космосе, после прилунения поставили горизонтально, нацепили на него колеса и таким способом смогли двигаться к намеченной цели. На месте прилунения они также оставили привезенную с собой пушку с зарядом и ядром – припасенное для связи с родиной средство. Одеты наши космонавты были в гермокостюмы, защищавшими их от холода, и понятное дело имели баллоны с воздухом.

В итоге после долгого и тяжелого пути на темную сторону, троица все же достигла намеченной цели, где им открылся не пустынный лунный ландшафт, который приходилось наблюдать долгие лунные дни (земные месяцы), а живописный приветливый и теплый край, где была растительность вода и воздух для дыхания.

Первая часть романа в основном посвящена путешествию землян, направлявшихся на обратную сторону спутника – самая научно-фантастическая часть книги. Вторая часть – это уже робинзонада. Здесь показана драма людей, которые вынуждены каким-то образом уживаться не только в тяжелых внешних условиях далекого мира, но и пытаться сохранять свое маленькое общество исходя из того, что поневоле образовался любовный треугольник: рассказчик Ян Корецкий и Педро каждый по-своему влюбились в оставшуюся после смерти Томаса Марту, подозревавшую об этом. Молодая женщина и двое молодых мужчин. Такое неоднозначное положение долго находилось в подвешенном состоянии, пока не наступила развязка: поляк уступил женщину более настойчивому Педро. Но драматизм ситуации осложнялся также тем, что у Марты родился на Луне... ребенок! Отцом был давно умерший Томас, поэтому продолжавшая любить его Марта назвала первенца Томом.

Проходили дни, месяцы и годы. Были построены дома, разные приспособления, которые обеспечивали проживание здесь. Педро понимал, что Марта не любит его, а только терпит, но, тем не менее, у них родились еще дети, так что на Луне возникло новое поколение людей, никогда не знавших Землю. А затем пришло Смерть. Дети уже подрастали, когда доведенный до отчаяния Педро не покончил с собой после ухода из жизни Марты. В итоге, лишь Ян остался жить да еще четверо детей: Том, Ада, Лили и Роза – новые жители этого странного мира.

Жизни стареющего Яна Корецкого среди этих новых жителей, которые по непонятной причине были с каждым поколением все меньше и меньше ростом и жизненный цикл которых также все более и более уменьшался, посвящена третья часть романа. Самая философская и в какой-то степени религиозная. Для потомков Марты и Педро наш рассказчик постепенно становится священным символом – Старым Человеком, который не только знает больше остальных, но и был выше, сильнее, и для их понимания практически бессмертным. А еще ведь он прилетел с неба и рассказывал удивительные сказки о какой-то Земле – его настоящей родине. Том стал мужем Лили и Розы. Ада же постепенно превратилась в подобие жрицы для этого нового мира, богом которого был Старый Человек – одинокий осколок из прошлого среди измельчавших потомков землян. Их сознание во многом отличалось от людей голубой планеты. Лунянам была неведома тяга к познанию, путешествиям и освоению новых пространств. Они не хотели усваивать знания, которые он им пытался привить – их интересовали только практические навыки, пригодные для выживания.

Когда Ян уже понимал, что ему осталось недолго, он решил во чтобы то ни стало отправить на Землю весточку – свой дневник, писавшийся все эти пятьдесят лет. Чтобы люди на его вожделенной родине узнали о том, что случилось с экспедицией и о том, что на Серебряной планете основано новое человеческое общество. Это стало главной его целью, которую он в итоге осуществил, отправившись с вечно следующей за своим божеством Адой в Полярную страну (видимую с Земли сторону Луны). Там была когда-то оставлена пушка с зарядом и металлической капсулой, куда он вложил свои бумаги. Поэтому последние строки этого романа звучат так: «На этом обрывается рукопись, найденная в ядре, которое прилетело с Луны».


© Виталий Карацупа, 2023

НАВЕРХ