Русский советский художник. Член Московского Товарищества Художников (1910), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1933).

Родился в Феодосии в семье мелкого служащего феодосийской городской управы. Семья жила очень небогато, мать будущего художника вынуждена была подрабатывать шитьем. Квартировали они в арендованном флигеле у земского деятеля Ивана Егоровича Шмитта. Мальчик начал рисовать с шести лет и очень поразил этим Ивана Егоровича, у которого часто бывал в доме. В 1880 году поступил в классическую гимназию, а годом спустя, когда мальчику было девять лет, семья Богаевских переехала в Ялту, где Александра Михайловна Богаевская получила в наследство небольшой домик в Ялте. Бездетная чета Шмиттов предложила Богаевским взять Константина на воспитание.

Первые уроки рисования брал у известного художника-мариниста И. К. Айвазовского. С 1891 по 1895 год учился в Академии искусств, которую окончил по классу А. И. Куинджи. После окончания Академии в 1897 вместе с Куинджи и его учениками ездил на этюды в Германию, Францию и Австрию. Начиная с 1900 года выставлял свои работы сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве. В 1903 году он знакомится с двумя людьми, которые станут его друзьями на всю жизнь – поэтом и художником Максимилианом Волошиным и художником К. В. Кандауровым. Последний стал для Богаевского не только верным другом, но и добровольным импресарио, помогая участвовать в выставках в Санкт-Петербурге, Москве и за границей.

В 1904-м Богаевский призван на военную службу, служил в Керченском пехотном батальоне в чине прапорщика. Там он пробыл полтора года, а после демобилизации, женился на Жозефине Густавовне Дуранте (1879–1969) – крестной дочери жены Шмитта. Со своей невестой художника связывала многолетняя дружба. Но только когда известность пришла к Богаевскому, глава семьи Дуранте благословил их брак.

В 1906-1907 гг. в Феодосии художник перестраивает хлебный амбар под свою мастерскую, в которой потом работал до конца жизни. Основой его творчества стали пейзажи Восточного Крыма. «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли – величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…»

До 1914 года еще несколько раз ездил за границу (Германия, Италия, Греция), где знакомился с искусством старых мастеров. Участвовал в выставках «Мира искусства», а в 1912 году выполнил самую известную свою работу – три панно для особняка М. П. Рябушинского в Москве. В 1914 году К. Богаевский вновь был призван в армию – мобилизован в рабочую роту под Севастополь. Был демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках. Вступил в Союз художников – Ассоциация художников революционной России, принимал участие в международной выставке в Венеции. После начала Великой отечественной войны, с 1941 года он был в оккупации и погиб при взрыве авиабомбы на продовольственном рынке ужасной смертью – ему оторвало голову. Художника похоронили через два дня на старом городском кладбище в Феодосии в могиле приемных родителей. У них один могильный памятник – имя Богаевского выбито под именами Шмиттов. По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком.

* * *

На сегодняшний день самая большая в мире коллекция произведений художника находится в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского – 504 произведений живописи и графики. Есть его произведения и в ряде других музеев, а в творческом наследии художника есть к тому же и несколько футурологических работ, которые можно объединить в своеобразный цикл под условным названием «Города будущего».

Одна из этих работ – картина «Порт воображаемого города» (1932, холст, масло, 136х127 см) – находится в Симферопольском художественном музее. А повторение этого полотна под несколько измененным названием «Индустриаль будущего» (1930-е, бумага на картоне, акварель) является частью коллекции Дома-музея М. А. Волошина в Коктебеле. Другая работа – «Город будущего» (1932, холст, масло, 134х107 см) – хранится в Киевском национальном музее русского искусства. Подготовительные же эскизы к этой картине хранятся в Феодосийской картинной галерее: 1. «Город будущего», 1930-е гг. (акварель, картон, 41х95 см). 2. «Город будущего», 1930 г. (карандаш, 13х32 см), И, наконец, еще одна работа, о которой до сегодняшнего момента практически никто не знал – монументально-декоративный пейзаж «Проект города» (1933, холст, масло, 134х107 см), в котором он раскрыл свои мечты о городе будущего – хранится в Бердянском художественном музее им. И. И. Бродского. Это полотно было закуплено И. И. Бродским для музея в товариществе «ВСЕКОХУДОЖНИК».

Также к этому циклу относятся и несколько графических работ художника. В Симферопольском художественном музее есть рисунок «Воображаемый город. Радуга» (1930-е, бумага, уголь. 46 x 31 см), а в Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого две работы без названия, выполненные в начале 1930-х годов (бумага, уголь).

Об этой малоизвестной живописной серии в творчестве художника можно узнать из очерка Н. С. Барсамова «Константин Фёдорович Богаевский»:

«В 1933 году Богаевский был послан «Всекохудожником» на Донбасс. Здесь в течение двух лет он с увлечением работал в Юзовке и Макеевке. Потом Константин Фёдорович поехал в Мариуполь. Помимо металлургического завода «Азовсталь», здесь он написал много акварелей на реке Калмиусе (Калке).

Параллельно с темой индустриального пейзажа в творчестве К.Ф. Богаевского возникает новая тема – «Города будущего». Она тоже явилась результатом длительной работы на стройках пятилеток, где наряду с гигантами индустрии возникали новые жилые массивы социалистических городов.

Обычно города будущего на картинах Богаевского стоят на берегах больших водоёмов. Это или широкие реки, искусственные водохранилища, или морские просторы. Лучшими из этого цикла являются изображения приморских городов. Они лежат на берегах южных морей и по строительному замыслу близки к курортным новостройкам на Южном берегу Крыма последних десятилетий.

Иногда города возникают как скопление высотных зданий или отдельных кварталов новых домов, увязанных с исторически сложившейся архитектурой старых построек.

Этот цикл картин, над которым Богаевский много и упорно работал, не удовлетворил мастера. «Дело у меня с живописью идёт туго и плохо: ни одной картины ещё не написал; кажется, провалюсь я с этой затеей – очень меня это тревожит... города мои никак не хотят быть «будущими», – получаются они какими-то «старыми», или «экзотическими», где-то в Мексике, а не в СССР...», – писал он в одном из писем в апреле 1938 года.

С тревожным чувством послал К.Ф. Богаевский картину «Город будущего» в Москву.

Но вскоре он получил от своего друга С.И. Лобанова (художника, заместителя директора Музея нового западного искусства) письмо, в котором очень подробно описано впечатление, произведённое картиной на выставке «Индустрия социализма». Лобанов сообщал:

«Вчера на диспуте о выставке «Индустрия социализма» было очень интересно одно выступление, касающееся Вас лично, т. е. Вашей картины «Город будущего».

Говорила… одна работница «Шарикоподшипника», от имени тысячного цеха завода и своего собственного, конечно. Говорила интересно, просто, искренно – словом, очень хорошо. Если бы Вы слышали выступление о Вашей картине... Вы бы поняли цену себе по-настоящему, как смотрит на Вас передовая часть истинной массы народной, а не отдельные искусствоведы, даже если они индивидуально очень высоко котируются на основе своих знаний или чувств. Она так горячо, так образно, говорила о Вашем творчестве, о том, что оно даёт массе рабочего зрителя, как ошеломляюще прекрасно действует на душу, – что мне просто захотелось обнять эту женщину и от души поблагодарить её не только за Вас, но и от всех других художников, высоко ценящих Ваше творчество. Более воплотить мечту о городе будущего, по её мнению, нельзя, хотя она и оговаривается, что, по всей вероятности, города будущего будут иными.

Я очень сожалею, что Вы не слышали этого дифирамба, иначе Вы вряд ли стали бы развивать до такой степени неправильно Ваши мысли о собственном искусстве…»

И также стоит упомянуть одну из двадцати автолитографий, исполненных на камне, и представленных в авторском альбоме, выпущенном в 1923 году в Москве. Речь идет об изображении, названном автором «Атлантида» (бумага, литография, 34,4 Х 48,7 см), где автор попытался представить легендарный континент, усеянный горными и вулканическими вершинами с большим озером посередине. Тема погибшего континента была очень популярна в первой половине ХХ века среди литераторов и поэтов (например, стихотворения М. Волошина «К древним тайнам мертвой Атлантиды», 1907; «Напутствие Бальмонту», 1912).

  1. Подготовительный эскиз к картине «Город будущего» (1930-е, акварель, картон, 41х95 см) – Феодосийская картинная галерея им. А. К. Айвазовского
  2. Подготовительный эскиз к картине «Город будущего» (1930, карандаш, 13х32 см) – Феодосийская картинная галерея им. А. К. Айвазовского
  3. Индустриаль будущего (1930-е, бумага на картоне, акварель) – Дом-музей М. А. Волошина в Коктебеле
  4. Порт воображаемого города (1932, холст, масло, 136х127 см) – Симферопольский художественный музей
  5. Город будущего (1932, холст, масло, 134х107 см) – Киевский национальный музей русского искусства
  6. Проект города (1933, холст, масло, 134х107 см) – Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского
  7. Воображаемый город. Радуга (1930-е, бумага, уголь. 46 x 31 см) – Симферопольский художественный музей
  8. [Без названия] (1930-е, бумага, уголь) – Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого
  9. [Без названия] (1930-е, бумага, уголь) – Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого
  10. Атлантида (1923, бумага, литография, 34,4 Х 48,7 см)
  • К. Богаевский. Автолитографии: 20 рисунков, исполненных на камне автором. – М.: ГИЗ, 1923. – 6 с + 20 л. автолитографий. 2 000 экз. (п)
  • П. М. Дульский. Константин Фёдорович Богаевский. Каталог персональной выставки. – Казань: Центральный музей ТССР, 1927
  • Н. С. Барсамов. К. Ф. Богаевский. – М.: Искусство, 1961. – 54 с. (о)
  • Р. Д. Бащенко. Константин Федорович Богаевский: Очерк. – Симферополь: Крымиздат, 1963. – 56 с. (о)
  • Барсамов Николай Степанович. 45 лет в галерее Айвазовского: [Воспоминания]. – Симферополь: Крым, 1971 – с.71-79
  • Богаевский Константин Федорович. Киммерия: [Альбом]. – М.: Советский художник, 1972. – 32 с. (о)
  • Константин Богаевский : альбом / Сост. Р. Д. Бащенко. – Київ: Мистецтво, 1973. – 28 с. (о)
  • Константин Богаевский. Образ и цвет: Альбом / Автор текста Л. И. Ромашкова. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 32 с. (о)
  • О. П. Воронова. Над Понтом Эвксинским: К. Богаевский. – М.: Советский художник, 1982. – 184 с. – (Рассказы о художниках).
  • Р. Д. Бащенко. К. Ф. Богаевский. – М.: Изобразительное искусство, 1984. – 296 с. (п)
  • В. С. Манин. Богаевский. – М.: Белый Город, 2000. – 64 с. (о) ISBN 5-7793-0228-6
  • Материалы искусствоведческой конференции, посвящённой 130-летию со дня рождения К.Ф. Богаевского / Сост. И.Б. Арбитайло, Е.И. Лазаренко. – Симферополь: Магистр, 2005. – 116 с.
  • Памятники крымской старины в графике К. Ф. Богаевского: Из коллекций Национальной картинной галереи им. И. К. Айвазовского и Феодосийского краеведческого музея / Авт-сост. И. Ф. Баранов. – Киев: Енергія+, 2006. - 96 с. (п)
  • В. С. Манин. Константин Богаевский. – СПб.: Аврора, 2011. – 200 с. (с.о.) ISBN 978-5-7300-0841-0
  • Константин Богаевский. Страницы памяти. Очерки, статьи, воспоминания / Сост. А.А. Касаткина. – Феодосия: [б.и.], 2018. – 76 с. (о)
  • М. А. Ломакина. Крымские древности в акварелях К. Ф. Богаевского: к 150 со дня рождения художника. – Симферополь: Н. Орiанда, 2020. – 448 с. – (Биобиблиография крымоведения, вып.30). 300 экз. (п)
  • Константин Богаевский. Крымская мистерия. Каталог выставочного проекта. – М.: Российская государственная художественная галерея, 2022. – 180 с. (о) ISBN 978-5-6047311-1-6
    * * *
  • Максимилиан Волошин. К. Ф. Богаевский: [Очерк] // Золотое руно, 1907, №10 – с.
    • То же: [Очерк] // Аполлон, 1912, №6 – с.5-24
    • То же: [Очерк] // Лики творчества. – Ленинград: Наука, 1988 – с.312-324, 688-690
    • То же: [Очерк] // М. Волошин. Собрание сочинений. Том 6. Кн.1. – М.: Эллис Лак, 2007 – с.177-186
  • Максимилиан Волошин. Архаизм русской живописи: [Статья, посвященная творчеству Н. Рериха, Л. Бакста и К. Богаевского] // Аполлон, 1909, №1 – с.43-53
  • О. Воронова. К. Ф. Богаевский. Художник // Победа (Феодосия), 1958, 16 февраля – с.
  • Р. Д. Бащенко. Константин Федорович Богаевский // Крым: Литературно-художественный альманах Крымского отделения Союза писателей Украины, 1959, №23 – с.81-89
  • Барсамов // Айвазовский в Крыму: Очерки об И. К. Айвазовском и художниках города Феодосии Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслере, К. Ф. Богаевском, М. А. Волошине, М. П. Латри. – Симферополь: Крым, 1967 – с.61-81
  • Константин Фёдорович Богаевский // Николай Барсамов, Айвазовский в Крыму: Очерки об И. К. Айвазовском и художниках Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслере, К. Ф. Богаевском, М. А. Волошине, М. П. Латри. – Симферополь: Крым, 1970 – с.
  • И. Погребецкая. Любовь его, Феодосия...: К 100-летию со дня рождения К. Ф. Богаевского // Победа (Феодосия), 1972, 28 января – с.
  • Н. А. Горленко. Феодосийский период: [Знакомство с К. Богаевским в 1919-1921 гг. в Феодосии] // Николай Иванович Пискарев. – М.: Изобразительное искусство, 1972 – с.33-52
  • И. Погребецкая. Мастер исторического пейзажа. К 100-летию со дня рождения К. Ф. Богаевского // Победа (Феодосия), 1982, 3 апреля – с.3
  • А. И. Цветаева. Вечер у Богаевских. Стихи Марины и Макса // Воспоминания. – М.: Советский писатель, 1983 – с.517-522
  • Людмила Даниленко, заведующая отделом Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского. Его акварели греют душу: К. Ф. Богаевский // Победа (Феодосия), 1992, 25 января – с.2
  • Богаевскому, художнику Киммерии // Победа. Феодосийский альбом. Тетрадь пятая, 1993, 16 февраля – с.
  • Анатолий Ермолинский. Дружба. К. Ф. Богаевский, М. А. Волошин, А. С. Грин // Победа (Феодосия), 1996, 16 февраля – с.4
  • И. Погребецкая. Мелкий почерк с наклоном влево. Марина Цветаева – Богаевским // Крымский альбом: Историко-краеведческий и литературно-художественный альманах. Вып.1. – Феодосия – Москва Издательский дом «Коктебель», 1996 – с.142-145
  • Сергей Шервинский. В мастерской у Константина Федоровича. К 125-летию со дня рождения К. Ф. Богаевского: биография отдельного лица // Крымский альбом: Историко-краеведческий и литературно-художественный альманах. Вып.2. – Феодосия – Москва Издательский дом «Коктебель», 1997 – с.230-233
  • Константин Богаевский, Сергей Шервинский. «Приезжайте к нам, к Понту Эвксинскому...»: Переписка 1925-1939 годов: письма // Крымский альбом: Историко-краеведческий и литературно-художественный альманах. Вып.2. – Феодосия – Москва Издательский дом «Коктебель», 1997 – с.238-254
  • А. Ермолинский. Богаевский за семью печатями: Мнение эксперта об антикварных продажах произведения знаменитого феодосийца // Феодосийский альбом. Тетрадь 111, 2003, 12 апреля – с.
  • Тамара Бочковская. «Я родился и вырос в Феодосии...»: К. Ф. Богаевский // Окоем (Феодосия), 2003, №3 – с.5-11
  • Р. Д. Бащенко. «Лики земли» Константина Федоровича Богаевского // Р. Д. Бащенко. Знаменательные встречи. – Симферополь: ДиАйПи, 2004 – с.63-73
  • Л. Варламова. Их сближала любовь к искусству: Грин и Богаевский // Литературный Крым, 2005, №21-22 – с.2
  • Н. Пиронкова. Константин Богаевский в Академии // Победа (Феодосия), 2006, 28 января – с.5
  • Максимилиан Волошин. Выставки. Товарищество московских художников: Очерк // М. Волошин. Собрание сочинений. Том 6. Кн.1. – М.: Эллис Лак, 2007 – с.350-352
  • Максимилиан Волошин. К. Ф. Богаевский – художник Киммерии: Очерк // М. Волошин. Собрание сочинений. Том 6. Кн.2. – М.: Эллис Лак, 2008 – с.81-88
  • Е. Жарков. Коктебельские фантазии Константина Богаевского: биография отдельного лица // Страна Коктебель. – Киiв: Болеро, 2008 – с.389-401
  • Художники о Крыме: Константин Богаевский // Qasevet, 2008, №33 – с.20-21
  • Е. Огурцова. Константин Богаевский и Таруса // Победа (Феодосия), 2010, 11 февраля – с.4
  • С. Алимов, И. Атаманчук. История диорамы «Днепрострой» Константина Богаевского // Победа (Феодосия), 2012, №36 – с.5, №37 – с.5
  • С. Алимов. Коктебельская находка: рисунки К. Ф. Богаевского // Победа (Феодосия), 2012, 4 сентября – с.6
  • Е. Огурцова. «Литография, ура! Вот-то счастье имеем...»: К. Ф. Богаевский. Автолитографии // Победа (Феодосия), 2012, 24 января – с.5
  • Е. Огурцова. «Милая моему сердцу Феодосия»: Родной город в творчестве К. Ф. Богаевского // Победа (Феодосия), 2013, 17 октября – с.6
  • Богаевский Константин Федорович // Энциклопедия Бердянска: Историко-краеведческий, общественно-политический справочник: В двух томах. Том 1. – Мелитополь: ООО «Издательский дом Мелитопольской городской типографии», 2013 – с.193
  • С. Алимов. Последний свидетель: экспедиция К. Богаевского на Днепровские пороги // Победа (Феодосия), 2014, 10 июля – с.5
  • Л. А. Обуховская. Певец загадочной Киммерии // Достояние республики. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2014 – с.45-51
  • В. Ежов. «Единый пламень берегли...»: К. Богаевский и М. Волошин // Победа (Феодосия), 2015, 27 января – с.3
  • С. Алимов. Солнце над плотиной: работы Константина Богаевского, написанными во время поездок на строительство Днепропетровской гидроэлектростанции // Победа (Феодосия), 2015, 22 декабря – с.5
  • Аида Алексеевна Касаткина. К. Ф. Богаевский – в Доме приемов МИД России // Победа (Феодосия), 2019, 4 апреля – с.6
  • Т. Ф. Яковлева. Богаевский К. Ф.: [Как погиб художник К. Богаевский в 1943 году во время оккупации фашистами города Феодосии] // Кафа (Феодосия), 2020, 21 января – с.5
  • Василий Ежов. Константин Богаевский: «Какая это блаженная страна, наша Феодосия...»: [Возле могилы художника установлен памятный знак] // Победа (Феодосия), 2020, 30 января – с.8

© Виталий Карацупа, 2022

НАВЕРХ