Стальной секрет



В романе Ганса Доминика «Стальной секрет» (Das stählerne Geheimnis, 1934) автор ставит и решает очередную сложную техническую проблему. На этот раз речь идет о сверхглубоком бурении. Начинается роман с того, что тридцатилетний Джеймс Уильям Роддингтон – наследник огромного состояния своего отца, неожиданно распродает почти весь огромный бизнес, за исключением сталелитейных заводов в Трентоне. А затем отправляется на своей большой яхте «Голубая звезда» в путешествие по направлению к Филиппинам, где он посетил порт Манила после большого землетрясения. На этом корабле вместе со своим помощником, немцем доктором Вегенером, он проводил физические эксперименты с новейшим сортом стали, обладавшим поистине удивительными свойствами. Когда даже тонкая стальная проволока десятикилометровой длины разрывалась под собственным весом, то новая сталь Роддингтона, полученная центробежным способом литья, была во много раз крепче. Это свойство позволяло использовать ее в средах с огромным давлением, а именно дно океана и глубины земной поверхности. К тому же, для уменьшения веса труб была использована бальса – самая легкая древесина в мире, которой «обматывались» стальные трубы.

На заводах в Трентоне начали выпуск стометровых стальных труб с диаметров в два метра и по две тысячи тонн каждая. Это было немыслимо. Трубы начали доставлять на кораблях в самый крупный филиппинский порт Давао. Но зачем? Этот вопрос волновал многих. За опытами Роддингтона пристально наблюдали как его американские конкуренты, так и японское военное министерство. Им не удавалось узнать цель этих грандиозных работ, но тот факт, что бизнесмен вел переговоры с военно-морскими чиновниками США, был достаточным, чтобы проявить самое пристальное любопытство к буровым работам в водах Тихого океана, выполняемых с платформ больших кораблей.

Когда же запланированные работы Роддингтона при поддержке правительства США подошли к завершению, стала и ясна их цель. Сверхглубокая скважина в пятнадцать километров теперь могла обеспечивать корабли ВМФ топливом через тысячи километров от родных берегов. Да еще и в безграничном количестве. Гигантская скважина, надежно закрепленная на стальных платформах, могла дать более трехсот тысяч кубометров топлива в сутки. Правообладание такой скважиной могло сделать Роддингтона самым богатым человеком мира, но тот отказался от будущих сверхприбылей из патриотических соображений, потребовал лишь от федерального правительства оплатить ему затраты на сооружение своего технического чуда.

© Виталий Карацупа, 2017