Пожар Хеопсовой пирамиды



В романе Ганса Доминика «Пожар Хеопсовой пирамиды» (Der Brand der Cheopspyramide, 1926) автор в который раз строит сюжет на новом неисчерпаемом источнике энергии: на этот раз с использованием атомного распада (за 18 лет до первого ядерного взрыва). И будущее противостояние Востока и Запада в освоении нового вида энергии, в итоге концентрируется в поединке между человечеством и технологиями, достигая своей высшей точки именно на острие пирамиды Хеопса.

© Виталий Карацупа, 2017

Действие романа происходит в неопределённом будущем, когда Мавританская империя завоевала Иберийский полуостров и мавры правят Испанией. «Разрешена проблема атомной энергии», но как именно – знает только великий изобретатель Илья Монтгомери. После его внезапной смерти тайну пытаются разгадать английские учёные, на заводах Риггерса в Берлине также пытаются решить проблему. А ещё есть на свете Фридрих Эйзенеккер – изобретатель от бога, золото (к примеру) он запросто делает…

Научно-техническая «наивность» автора даже для того времени потрясающа, ведь «великое изобретение» представляет собой ящик длиной около шести футов и шириной в три фута с зеркальными стенками и «какафонией» катушек и конденсаторов внутри! «Сложные отношения» у автора и с химией. Вызывает ныне улыбку эпизоды сохранения «секретности», нагнетаемая таинственность (почти тут же объясняемая) выглядит иногда смешно. Но есть в романе и примечательные строки: «Атомная энергия в дальнейшем развитии становится страшным орудием войны» или «Отвратительное облако всё поднималось, всё расширялось… Белый песок превратился в звонкое стекло…»

Доминик не только ведёт основные сюжетные линии, в романе немало отступлений и второстепенных персонажей. Справляется в основном, хотя местами повествование затянуто, а длинные беседы всяческих царедворцев попросту раздражают. (И ещё опечатки в русском переводе…)

Конечно, есть любовные линии, «страсти-мордасти» в духе моды того времени. Неплохо выписан образ гениальной интриганки и шпионки Иоланты фон Карлекюль – красавицы и богачки с призванием «не женщины, а дьявола». Привлекателен образ «доброго гения» Эйзенеккера, который «шарики» атомной энергии может запросто с руки пускать! При этом о личной власти он и не помышляет, выступает против подготовки страшной «атомной» войны, расстраивая планы агрессоров. В итоге – хэппи энд, принц Фуад и халиф Абдурахман признают поражение, Эйзенеккер «приносит Европе новую эру», готовится мирное использование атомной энергии для блага европейцев (только).

Читать роман рекомендуется (только) большим любителям старой фантастики…

© Валерий Окулов