Электрополис




Электрополис (Рис. Н. Кочергина)

Молодой безработный инженер по имени Фриц из романа Отфрида фон Хайнштейна «Электрополис» (Electropolis, 1927), потерявший всякую надежду на приискание службы в Берлине, неожиданно получает письмо от некоего мистера Франка Аллистера, приглашающего его в отель «Адлер» дня деловых переговоров. Из этих переговоров выясняется, что мистеру Аллистеру нужен инженер, который согласился бы отправиться на совершенно исключительных условиях в Австралию и работать там в «Пустынном городе». Никаких подробностей мистер Аллистер не сообщает. Предложение его носит крайне загадочный характер. Молодой инженер после совещания с друзьями является в полночь на берлинский аэродром, где его ждет аэроплан, и при таинственной обстановке совершает перелет из Берлина в Австралию.
Там он сразу попадает в обстановку изумительных технических усовершенствований. Хозяин «Пустынного города», пригласивший его на работу, таинственный «мистер Шмидт», оказывается его родным дядей (братом отца). В дружеской беседе он рассказывает своему юному племяннику, что им куплено полмиллиона квадратных километров земли в Австралии и что в этих владениях он заведет такое хозяйство, которое покажется сказочным для современников. Первые показанные им опыты действуют на молодого инженера ошеломляющим образом. При нем мистер Шмидт подписывает договор с австралийским правительством, на основании которого он становится собственником горы Руссель. Помощник Генриха Шмидта американец Холльборн знакомит молодого инженера с таинственными недрами горы Руссель. Оказывается, в пещерах этой горы (огромного метеорита, некогда упавшего на Землю) мистер Шмидт нашел урановую смоляную руду – вещество, из которого производится радий. Этот радий и является неисчерпаемым источником богатства мистера Шмидта, который время-от-времени реализует его в Сан-Франциско и в других городах Америки. В настоящее время мистер Шмидт занят набором штата служащих для «Пустынного города», где он предполагает развить небывалое по размерам и по техническим «чудесам» строительство.
Молодой, инженер сразу же берется за работы и изучение всех технических чудес, которые открываются перед ним. Австралийское правительство ничего не знает о том, что на участке земли, который оно продало мастеру Шмидту, имеются неисчерпаемые сокровища радия. И если реализация этого радия дает владельцу «Пустынного города» миллионы, то блестящее знание техники помогает ему превратить этот город в город фантастических чудес. Мистер Шмидт выписывает из Европы целый штат рабочих и инженеров, специалистов по оборудованию электрической силой станции и по установке мощных турбин. Туда же прибыла партия золотоискателей, прибыли китайцы, прибыло 12 инженеров и доставлен транспорт верблюдов и слонов. Мистер Шмидт с помощью радия, электричества и лучевой энергии предполагает сделать пустыню плодородной страной и построить здесь город-мечту Электрополис. Электрополис (Рис. Н. Кочергина)
Пригласив членов австралийского правительства, Шмидт демонстрирует результаты своей работы. К примеру, нажатием кнопки он «делает» дождь и показывает другие технические чудеса. Политики же, желая вернуть себе богатства горы Русссель, объявляет войну Электрополису. Однако ни один вражеский аэроплан не может проникнуть через завесу из лучей Риндель-Маттью, которой окружен этот удивительный город. И хотя битва за будущее своего детища Шмидтом блестяще выиграна, слепой случай резко меняет положение дел.
Генрих Шмидт уезжает по делам в Сан-Франциско. А в это время несколько инженеров, работавших в Электрополисе, решили похитить из горы Руссель радий. Заговорщикам удается проникнуть к горе, но здесь они становятся жертвами страшного взрыва, который «превратил» один из хранившихся в горе сосудов с радием в межпланетную ракету. Поднимаясь в воздух, ракета сталкивается с аэропланом, на котором возвращается из Америки мистер Шмидт. Он выжил, но получил тяжелее ранение черепа. Жизнь мистеру Шмидту спас туземный врач Тена-Инжит, но в результате диверсии инженеров Электрополиса старый рудник исчез с лица земли, образовав на этом месте полукруглый кратер шедший до самого низа шахты. Почти повсюду виделся блестящий камень, но кое-где выступала смоляная руда, которой осталось совсем немного, всего несколько центнеров.
Молодой инженер Фриц Шмидт, влюбленный в проект своего дяди из-за этой ужасной катастрофы несколько месяцев был фактическим руководителем этого чудесного города. Еще два месяца назад он с воодушевлением мечтал о будущем Элетрополиса:
«Сегодня исполнилось ровно четыре года с тех пор как я здесь. Четыре года! А мне кажется, что прошли десятки лет. Как пышно расцвел за это время бывший «Пустынный город»! Каким он стал мощным и прекрасным! Я стою на высокой башне и смотрю в подзорную трубу.
У нас уже обработано шесть «паутин», – как мы называем поля, – каждое поле имеет два километра в окружности.
На каждом выстроена платформа, стоя на которой человек управляет всеми машинам.
Вокруг Электрополиса разросся прекрасный эвкалиптовый лес.
Мы едим бананы, маис и пшеницу, которые мы выращиваем там, где была каменистая пустыня.
У нас все новые и новые широкие планы,
Мы заметили, что с тех пор как стали искусственно вызывать дождь и пользоваться лучами, климат у нас изменился.
Дядя мечтает о том, как между каждым обработанным кругом земли мы построим города.
Не такие города и не такие дома, как у нас на родине, нуждающиеся в центральном отоплении, а дома с центральным охлаждением, вокруг которых мы посадим пальмовые рощи.
Мы не строим больше и не будем строить железных дорог. Вся наша область покроется воздухоплавательной сетью. Аэропланы будут приводиться в движение электрической энергией. Мы извлечем ее из пронизанной лучами Риндель-Маттью каменистой почвы наших пустынь. У нас уже вырыты пять подземных источников, которые приводят в движение наши машины.
Правительство Австралии не обращает на нас больше никакого внимания. О нас молчат, но непроницаемая завеса из лучей по-прежнему охраняет наши владения от посторонних вторжений... Электрополис (Рис. Н. Кочергина)
Сегодня дядя сказал мне, что ему исполнилось 66 лет. Мы решили, что к его семидесятилетию вся наша страна будет плодоносна. Тогда мы воздвигнем город машин и будем продолжать в наших лабораториях творческую работу, углублять и расширять наши опыты над лучами...»
Но создатель этого города в пустыне все равно умирал. Он написал завещание, согласно которому Фриц становится обладателем ста миллионов фунтов стерлингов в банке Сан-Франциско, но не хозяином Электрополисом (лишь его распорядителем). Дядя был мудрым человеком и завещал, чтобы его детище принадлежало «тем, кто будет работать над дальнейшими усовершенствованиями его, кто будет вкладывать силу своих мускулов и своего мозга в создании города, где люди будут не рабами труда, а строителями могущественных машин».

© Виталий Карацупа, 2015